Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся

Разделы: Работа с родителями


Детство – это уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье и происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям

В работе с родителями необходимо акцентировать их внимание на создании благоприятных условий для физического и психологического развития детей. Так как только физически и интеллектуально развиваясь в здоровом психологическом микроклимате ребёнок может стать Личностью.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр, интернет, кино и телевидение, весь строй нашей жизни.

Всё это так, но влияние семьи особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Единое понимание необходимости результата образования и воспитания педагогами и родителями, всё взаимодействие с родителями в лицее осуществляется в следующих направлениях:

  1. Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.
  2. Выявление проблемных семей. Оказание психолого-педагогической помощи.
  3. Защита прав ребёнка.

Исследования показали, что родители, воспитывая своих детей, всё более нуждаются в помощи специалистов.

I этап. Ежегодно в начале учебного года проводим обследование родительского контингента класса и анализируем его состав (социальная карта).

В 2010 году в 4-а классе выявились следующие категории родителей

42 % - неполные семьи;

19 % - многодетные семьи;

12 % - безработные;

19 % - не имеют своего жилья, снимают квартиру;

30 % - малообеспеченные семьи;

4 % - дети-инвалиды;

8 % - дети-сироты, под опекой;

12 % - высокообеспеченные семьи;

Выявляем также родительские запросы, потребности в образовательных услугах.

II этапвыявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

  • трудности в адаптации,
  • агрессивность,
  • страхи,
  • проблемы общения со сверстниками,
  • неусвоение программы и т.д.

III этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

Планирование работы с родителями включено в раздел воспитательного плана и является обязательным для всех учителей.

Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почётной обязанности, чем вырастить своих детей настоящими людьми. Опыт счастливых семей в воспитании детей представляет огромную социальную ценность, он способствует духовному и нравственному обогащению всего нашего общества.

Мой многолетний педагогический опыт говорит о том, что необходимо вести просветительскую работу среди родителей. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию личности ребёнка.

Ни семья, ни школа, ни общественные институты в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон. Инициатива в этих контактах по праву принадлежит школе.

А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребёнок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье.

Родительский всеобуч начинается с подготовительной группы. Как учитель будущего первого класса я заранее знакомлюсь с родителями, говорю о тех первичных знаниях, умениях и навыках, о том развитии, которое требует от учеников обучение в первом классе. От того, как пройдёт первое занятие педагогического всеобуча, во многом зависит успех следующих встреч.

Ценную информацию о бытовом окружении ребёнка даёт посещение мною семей учащихся. Визит педагога в дом воспитанника всегда событие для школьника и его родных. И я использую эту возможность для установления более тесных контактов с родителями и самим учеником.

Важной формой связи и сотрудничества школы и семьи являются родительские собрания. На них мы обсуждаем актуальные проблемы учебно-воспитательной работы, намечаем пути устранения недостатков. Собрания носят как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии, деловые игры.

Помимо моих и родительских выступлений на занятиях организую встречи с врачами, психологами, юристами, с интересными и заслуженными людьми. Занятия строю так, чтобы в них активное участие принимали сами родители, чтобы между лектором и слушателями постоянно осуществлялась обратная связь, с помощью вопросов вовлекаю всех в активное обсуждение рассматриваемой темы.

В классе устраиваем выставки книг, журналов на педагогические темы, выставки художественного творчества, проводим читательские конференции.

Находясь в постоянном творческом поиске, удалось наметить пути к успешному взаимодействию:

праздники, КВН, театрализованные действия, которые сближают родителей и педагогов, в непосредственной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие;

оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которые позволяют учителю и одноклассникам сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился;

родительские собрания в форме “круглого стола”, где мы совместно решаем волнующие нас вопросы воспитания, родители делятся опытом своего семейного воспитания;

совместные вечера отдыха для родителей с детьми;

совместные экскурсии в библиотеку, галерею, музей, кино, театр, цирк – это возможность увидеть своих детей со стороны;

индивидуальное общение учителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.

В лицее много лет работает университет для родителей. В нём развёрнута широкая пропаганда педагогической культуры среди родителей, которая способствует более тесной связи семьи и школы.

Предметом обсуждения на “Педагогическом лектории для родителей” могут быть следующие проблемы:

1. Как готовить ребёнка к школе?

2. Ориентация ребёнка на здоровый образ жизни.

3. Как помочь ребёнку учиться?

4. Как организовать досуг и отдых ребёнка, подростка в семье?

5. Взаимопонимание родителей и детей в семье.

6. Семейные конфликты и способы их разрешения.

7. Создание условий для развития творчества ребёнка, подростка в семье.

8. Трудовое воспитание в семье.

9. Как воспитывать трудного, капризного ребёнка в семье.

10. Творчески одарённые дети – как их распознать и воспитывать?

11. Вопросы ФГОС.

Родители учащихся нашего класса принимают активное участие во многих внеклассных мероприятиях.

На базе нашего класса организованы научный клуб “Эрудит”, театральная группа “Дружба”, вокальный ансамбль “Радуга”. Их плодотворной работе помогают родители учащихся.

На протяжении многих лет хореографическим ансамблем руководила Глинчевская Ирина Александровна, бухгалтер МАП. Её дочь Оля наша ученица.

Вокальным ансамблем руководит Осина Ольга Николаевна. Её внучка Лера ученица нашего класса.

Неоднократно мы выступали с концертными номерами на праздниках в лицее, на торжественных мероприятиях в обществе многодетных семей “Надежда”. Руководит обществом Клещ Ирина Владимировна. Ее дети Юра, Юля и Женя - наши ученики.

Школа и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в отношениях существуют доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения.

Многие достижения, успехи я связываю с тем, что нам удалось умело организовать взаимоотношения с родителями учащихся. Дети стали отличаться уровнем воспитанности и культурой поведения в общественных местах, в лицее.

Только хорошо продуманная совместная работа семьи, педколлектива, общественных организаций обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.

Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания.

Приложение 1. (Презентация “Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся”)