Методические рекомендации по проведению проекта "Кузьминки — первая встреча зимы"

Разделы: Внеклассная работа


Данный проект организован в рамках факультативного курса для 5 классов “Календарь народных праздников”, разработанного на основе программы М. Ю. Новицкой “Введение в народоведение” М., “Дрофа”, 1998год, но может быть реализован и во внеклассной работе по духовно – нравственному воспитанию школьников.

Задачи проекта:

  • Способствовать формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа;
  • Развивать познавательную мотивацию, стремление знать как можно больше исторических сведений о традициях празднования народных праздников;
  • Воспитывать культуру празднования народных праздников;
  • Воспитывать гордость и ответственность за сохранение культурных традиций своей страны.
  • Учить работать с дополнительной научно-познавательной литературой, продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, оформлять творческую работу в виде проекта.

Время работы над проектом три недели. Итогом работы является проведение праздника, рассчитанного на один класс. При работе над проектом выделяются следующие этапы: запуск проекта, планирование работы, сбор информации, структурирование информации, обмен информацией, оформление результатов, защита проекта, рефлексия.

На первом занятии происходит запуск проекта. Мы знакомимся с традициями празднования Кузьминок, обсуждаем блюда этого праздника, примерный план сценария, делимся на группы: сценаристы, костюмеры, декораторы. Ребята планируют свою работу в группах, собирают необходимую информацию. Сценаристы подбирают материал для проведения праздника (загадки, прибаутки, игры, частушки, подбирают музыку), костюмеры придумывают костюмы для героев праздника, декораторы продумывают декорации, а затем готовят эскизы. На втором занятии идет обмен информацией. Обсуждается материал приготовленный ребятами, составляется окончательный сценарий, распределяются роли, можно ребят попросить составить русский народный танец, обсуждается, кто и какие блюда сможет приготовить для праздника. Для приготовления праздничных блюд мы подключаем родителей. Группа декораторов получает задание подготовить реквизит, подготовить декорации. На третьем занятии мы разучиваем игры, песни, танцевальные движения, репетируем сам праздник. Теперь мы готовы для проведения праздника. Праздник проходит на одном классе, так как это создает теплую и семейную обстановку, сближает ребят. Все ребята, а не только артисты, вовлечены в праздничное действие. Они отгадывают загадки, играют в игры. Заканчивается праздник приглашением к столу, за которым ребята могут попробовать вкусную кашу, главное угощение праздника. На следующем занятии факультатива происходит рефлексия. Ре6ята обмениваются своими впечатлениями по поводу праздника, обсуждают трудности, с которыми им пришлось встретиться, пути решения.

Проведение такого проекта способствует не только формированию познавательного интереса учащихся к тем народным традициям и праздникам, но и поможет преодолеть равнодушие ребят к историческим и духовным истокам своей страны. Знание истоков праздника позволит сформировать привычку уважительно и неформально относиться к празднованию народных праздников.

Ход праздника

Класс оформлен под русскую народную избу. На доске - название праздника. Звучит русская народная песня. В класс входят три девочки одетые в нарядные русские костюмы, они кланяются на две стороны.

1 девочка: Вот и наступило 14 ноября.

2 девочка: День Кузьмы и Демьяна.

3 девочка: Пора нам посиделки устроить.

Все вместе: Приглашаем вас на посиделки.

Девочки выходят из класса, остается лишь хозяйка избы. Она рассказывает о празднике.

Хозяйка: Кузьминки – это не только встреча зимы, это праздник двух братьев Кузьмы и Демьяна. На Руси они были покровителями различных ремесел, главным образом кузнечного дела. В народе рассказывают, что святые эти помогали людям, а за работу денег не брали ни с кого, отчего прозвали их бессеребряниками. С Кузьмы – Демьяна женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше. В день, когда празднуется память святых, в деревнях носили кур в церковь и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников.

Вот и мы с подружками решили устроить праздничные посиделки.

Раздается стук. Хозяйка открывает дверь, входят подружки, кланяются.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Девочки (хором): Здравствуй, хозяюшка! Мы тебе гостинцев принесли.

1 девочка: Вот тебе пряники сладкие печатные.

2 девочка: А это тебе крупа для каши, чтобы Кузьму и Демьяна задобрить.

3 девочка: А это сладкие крендельки к чаю.

Хозяйка: Проходите, подружки милые. Рада я очень вас видеть. Помогите мне стол праздничный накрыть.

Под русскую народную музыку девочки готовят праздничный стол. Ставят в печку кашу. Затем садятся за работу. Кто-то вышивает, кто-то вяжет, кто-то прядет пряжу. Снова раздается стук в дверь. Это пришли мальчики.

Мальчики (хором): Добрый вечер, красны девицы!

Девочки (хором): Вечер добрый, красны молодцы! Проходите в избу.

Мальчики: А мы не с пустыми руками к вам пришли, а с подарками.

1 мальчик: Примите от нас петуха для Кузьмы и Демьяна.

2 мальчик: А это сладкие леденцы.

Мальчики проходят, садятся на лавочку. Кто- то лапти плетет, кто-то ложку вырезает.

1 девочка: Просто работу выполнять скучно, а не поотгадывать ли нам загадки.

Ребята загадывают приготовленные загадки всем присутствующим про снег, лед на реке, мороз, про домашнее рукоделие.

Хозяйка: О рукоделии мы вам загадали, поскольку праздник был девичий.

1 мальчик: О зиме не случайно у нас загадки были. В народе сказывали, что Кузьма и Демьян лед на реке ковали, до весны красной не расковать.

Хозяйка: Поработали, загадки позагадывали. А теперь не поиграть ли нам. Приглашаем всех на игру.

Бой петухов.

Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину. По сигналу игроки начинают толкаться плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

“Подушечка”

(Игра Омской губернии)

Все участники праздника строятся в хоровод. Кто-либо один входит в круг и во время песни выбирает из круга девушку, “пляшет с ней, оставляет в середине, а сам уходит в хоровод, Потом девушка выбирает парня”.

Подушечка, подушечка,
Да ты пуховая.
Молодушка, молодушка,
Да ты молодая.
Кого люблю, кого люблю,
Того поцелую,
Пуховую подушечку
Тому подарю.

Хозяйка: Пока мы играли и каша поспела. Прошу всех за стол, гости дорогие, каши отведать. Но сначала мы Кузьму и Демьяна позовем. Кузьма и Демьян, приходите кашу есть. ( Повторяем все хором. Вносят соломенные чучела, усаживают их за стол, ставят перед ними кашу, угощают. После этого всем ребятам предлагается отведать каши.)

Заканчивается праздник хороводом вокруг Кузьмы и Демьяна.

(На мелодию песни “Во кузнице”)

Кузьма, Кузьма, Демьян
Кузьма, Кузьма, Демьян
Светлый праздник мы отпраздновали,
Сладкой кашей всех поподчивали.

Гуляли девицы. Гуляли молодцы
Хороводы хороводили,
Да загадочки загадывали.

Приди Кузьма, Демьян
Приди к нам через год
Снова будем дружно кур воровать
Для гостей мы будем кашу варить.