Творческая писательская деятельность детей младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа


В настоящее время велик спрос на человека, способного совершать самостоятельные и ответственные поступки и мыслить творчески. Приоритетные направления начального образования: формирование духовно богатой, гармоничной мыслящей, творческой личности в процессе обучения. “Творчество” - это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Творческие способности можно и нужно развивать – в этом убеждаются на собственном опыте все, кто решился попробовать. Способность к творчеству (ее научное название – креативность) – зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, ее можно развивать, растить практически всех детей творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества. И это подтверждается практикой. Даже очень “тусклые” дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску их творческой активности, достаточно быстро – кто-то просто на глазах, кто-то спустя некоторое время – меняются, начинают мыслить, искать, придумывать. Их креативность растет, но главное – появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового. Заодно дети обретают и опыт творчества, и умение, а при серьезном подходе – даже мастерство.

Прирожденный талант к сочинительству - у единиц, задатки — у большинства. Если задатки не развивать, сами они, не попав на благодатную почву, не взойдут. И развитие задатков надо начинать, возможно, раньше, ибо со временем стереотипы стирают индивидуальность. При 99% трудолюбия и 1 % таланта, как известно, получается гений. И эти 99 % трудолюбия надо начинать воспитывать в начальной школе. В младшем школьном возрасте, как утверждает психолог Богоявленская “следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее”.

Развивать творческие, художественные способности в виде одного призыва “твори” не удастся. Большинство педагогов неизбежно приходят к необходимости придумывания своеобразных творческих заданий, направленных на развитие тех качеств учеников, которые кажутся учителю наиболее важными и необходимыми.

Большая часть методик, с помощью которых психологи определяют уровень креативности человека, обязаны своим происхождением играм, словно специально созданным для развития творческих способностей. Игра близка природе ребенка, в ней ребенок не чувствует себя объектом воспитания и переживает еще не использованные жизненные роли и сценарии. Игра производит огромное впечатление на ребят и дает много для опыта нахождения неожиданных решений. Творческие художественные способности требуют постоянного упражнения. Многие современные программы по чтению в начальных классах формируют ученика как читателя, и приобщает его к литературе как особому виду искусства. Урок литературного чтения призван пробудить у детей интерес к словесному творчеству.

Творческое развитие доступно каждому ребенку. Каковы же условия?

Свободная атмосфера в школе и в классе, без авторитарности.

Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности наводящая.

Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно-творческих задач при изучении различных тем.

Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям.

Атмосфера общей культуры в школе. Учитель может достичь желаемого результата лишь в том случае, если он сам как личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску, чем “дышат” собратья по профессиональной деятельности.

Особые творческие задания помогают маленькому человеку раскрыть в себе потенциал создателя новых текстов. Активизируют познавательную и творческую активность, расширяют словарный запас детей такие задания, как решение ребусов и кроссвордов, шарад, составление своих загадок, азбуки, словарей различной направленности. Творчество можно разделить на несколько уровней – этапов.

Подготовительный – (элементы творчества в обычной исполнительской деятельности, например, игры) проходит чаще всего в 1 - 2–х классах.

Исследовательский (творчество в изучении языка, например, составление словарей) проходит во

2-3-х классах.

Самовыражение через различные виды деятельности (например, написание сочинений, стихов) –

3-4-й класс.

Предлагаем некоторые задания, используемые на разных этапах. В первом классе при чтении слоговых слияний на уроках обучения грамоте у детей рождаются первые рифмы,

На-на-на— в лесу стоит сосна.
Ну-ну-ну—белка села на сосну.
Со-со-со—у машины колесо.
Са-са-са—на цветочке роса и.т.д.

1. Дополни слоги до слов.

2. “Доскажи словечко”

За окном шумит буран,
За стеной поет ба… (баян)

Угукало, агакало,
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось (эхом)

Кто одни имеет рог?
Отгадайте!..... (носорог)

3. Составь поезд.

Расставьте вагоны по порядку:

 4. Телефон.

Составьте предложения со словом телефон, Соберите из них стихотворение.

 Без знания образцов творчества, правил их построения, создания не может быть и речи творчестве как таковом. Детям нужна база, система знаний, только тогда можно создать свое произведение, начать творить. Ведь, чем больше ребенок видел и слышал, тем значительнее и продуктивнее будет формироваться творческая личность школьника. Например, работа по стихосложению начинается с анализа стихов поэтов, их сравнении, затем учащиеся упражняются в подборе рифмы к словам. Во 2-ом классе выясняем с детьми, что такое рифма, пользуясь толковым словарем. Рифма — это созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма — это рифма с ударением на последнем слоге стиха, женская — с ударением на предпоследнем слоге стиха. Рифмовать — значит подбирать слова для получения рифмы.

Читаем с детьми главу из повести Н. Носова о Незнайке “Как Незнайка сочинял стихи”. Наблюдаем за рифмой и содержанием забавных стихов Незнайки:

Зайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный.
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

Читаем стихи с детьми, говорим о стихотворных размерах, но видим, что строчки могут рифмовать по-разному.

Стремясь привить детям, интерес к предмету, воспитать любовь к русскому народному поэтическому слову, вводится на уроках литературного чтения и развития речи (русского языка) скороговорки для речевой разминки, загадки, потешки, считалки, пословицы и поговорки русского народа, которые помогают совершенствовать речь учащихся, обогащают словарный запас, развивают память и мышление детей. Сочиняем первые загадки:

Железная ладошка,
Деревянная ножка,
Землю копает,
Всем помогает. (Лопата)

Два кольца, два удальца,
Два железных молодца.
Всех они и постригут,
И награду не возьмут. (Ножницы)

Интересной получается игра “с продолжением”: когда рассказы прочитаны, ведущий предлагает всем игрокам написать “вторую серию” — продолжение того же текста, в котором снова употребить все без исключения слова списка. Обычно это оказывается сложнее, чем написать первый текст. Игра очень хорошо развивает прежде всего речевую изобретательность, а поскольку ключ к успешному сочинению рассказа состоит в поиске неожиданных, остроумных сюжетных связок, развиваются также ассоциативное мышление, воображение, чувство юмора.

Например: на одном из уроков литературного чтения дети знакомятся с содержанием рассказа, затем дети получают задание создать собственный небольшой рассказ. Вот такой рассказ получился у второклассника Ревнивцева Дмитрия ( 2-й класс):

Спасибо.

Сидели на скамейке Кирилл со своим братом Димой. Они ждали своих родителей, которые покупали им мороженое. Когда родители купили им мороженое, Дима сказал:

- Спасибо!

А брат Кирилл взял мороженое и начал его есть, даже не сказав спасибо. Дима хотел сказать ему, что надо было сказать спасибо своим родителям, но не успел. Кирилл взял свой билет на карусель и побежал кататься. Дима тоже пошёл на карусель за Кириллом. Он сел рядом с братом и сказал:

- В следующий раз скажи родителям спасибо.

Кирилл посмотрел на брата и удивлённо спросил:

- Зачем?

Дима засмеялся и сказал:

- Потому что в следующий раз они тебе мороженое не купят.

Кирилл расстроился и спросил:

- Почему?

Дима ответил:

- Потому что ты не сказал спасибо за мороженое! Сейчас прокатимся и извинишься. Понял?

И Кирилл ответил:

- Понял! Мне стыдно. Спасибо, брат.

На уроках русского языка пишем сочинения, которые помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Они помогают лучше понять внутренний мир детей. Потом пробуем сочинять стихи по готовой рифме, используя прием “буриме”. Затем ребята пробуют сочинять стихи самостоятельно на заданную тему. Практикуется стихотворные попытки по данной рифме, данному началу. Конечно, не все их можно назвать настоящими стихами, но видим, что у детей появилось желание выразить себя в стихотворной форме. Первое наше стихотворение — это коллективное творчество, подготовка к весеннему празднику, стихи для конкурсов.

Я девчонка просто класс
И пришла сюда сейчас.
Александрой звать меня
Я красива и умна,
Я улыбчива, стройна.
Я пришла сюда не просто,
И пришла сюда с мечтой
Победить и показать
И про дружбу рассказать.
Я умею много делать:
Песни петь, стихи читать
И, конечно, же, хочу
Остальных я побеждать.
Пожелайте мне удачи,
Я нуждаюсь в поддержке вашей.

Примеры стихов, которые сочинили учащиеся по его началу:

Семейный альбом.

Я открываю старинный альбом,
Мама стоит у забора с венком,
Папа читает про Маршака
И с одобрением глядит на меня.
Бабушка ест землянику в саду,
Дедушка милый готовит еду.
Что там сказать?
Вот такая семья!
Все они были такими
Как мы,
Дальше в альбоме
Пустые листы. (Саута Вероника., 3-й класс)

Семейный альбом.

Я открываю семейный альбом,
Бабушку вижу и дедушку в нем.
Лица у них молоды и упрямы,
Нянчат в коляске, наверное, маму.
Дальше и дальше листаю страницы,
Здесь появляются папины лица.
С мамою вместе счастливой семьей
В парке гуляют и машут рукой.
Вот на страницах я вижу себя,
Рядом моя дорогая семья!
Дружно сидим за красивым столом,
Ватрушки едим и горячий чай пьем. (Соломанидина Елена, 3 класс)

Семейный альбом.

Я открываю
Старинный альбом,
И вижу как папа
Играет в футбол.
А мама в платочке
Сидит на песке,
С любимой куклой
Олесей” в руке. (Габдрахманова Диана, 3класс)

Пишут дети искрение, высказывая свои мысли и чувства о природе, событиях, друзьях, школе, семье. Пишут стихи оптимистичные и грустные, серьезные и веселые. Стихи записывают в тетради и альбомы, дополняя их рисунками.

Для многих детей стало открытием, что сочинять рифмованные строчки - это не так и сложно. Мы намеренно не называем наши “произведения” стихами. Настоящие поэты не могут без сочинительства, интересно в этом плане стихотворение К.Д.Бальмонта “Как я пишу стихи”, с которым я познакомила детей

Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая,
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько - я и сам не знаю,
Но я размышляю над стихом.

Авторская позиция у учащегося есть тогда, когда он осознает себя автором, осознает себя “как личность, создающую нечто оригинальное, свое”. У некоторых детей уже есть нечто оригинальное, свое.

Например, автор стихов - Саута Вероника.

Мама-тренер

Моя мама – работник “Газпрома”,
Не бухгалтер, не дворник она,
Детский тренер мамуля моя.
Если надо она всем поможет.
Если надо научит всему.
Только надо чуть-чуть постараться
Чтобы первое место пришло.
Хочешь сальто вперед,
Хочешь сальто назад,
Джимпиджек, кувырок, отжимание.
Угол восемь кругов разрешает она.
И еще много что можно сделать всегда.
Аэробика - это наука.
Постегать ее нужно с трудом.
Всех согреет теплом и уютом
Наш родной и любимый “Газпром”!

Сестре.

Еще не лето, но уже к нам птицы прилетели.
Еще не лето, но уже на дереве видны
Набухшие почки, зелёные листочки.
Еще не стал поэтом я, но первые стихи
Хочу я посветить тому
Кто друг моей души.
Кто за меня смеётся,
Кто плачет за меня,
Кто в стенку разобьётся,
Когда получу я “2”,
Кто знает как обидно
Быть хуже остальных,
Кто мне даёт надежду
И веру, новых сил.
Сестра - моя подруга
Я с ней не знаю скуки
Она мне помогает,
Со мной переживает.

Больно.

Уехать я хочу туда
Где солнце, чистая вода
Где все поет и все цветет
Улыбкой радостного дня.
Там нет, не бури, не дождей
Там тихо и спокойно.
Но только с родиной своей
Прощаться очень больно.

Мама (песня)

1)

В каждой семье невозможно без мамы
На-на-на-на-на-на-на
Это знает каждый: взрослый, малыши
На-на-на-на-на-на-на

Припев:

Мама, мама жить без тебя не могу.
Мама, мама я тебя безумно люблю.

2)

Эта мама милая,
Очень уж красивая,
На-на-на-на-на-на-на
Как люблю тебя,
Мамочка, милая моя.

Дружба.

Что такое дружба?
У семьи спрошу.
И ответит мама,
Я ей дорожу
Бабушка мне скажет:
“Это пониманье”.
Дедушка подскажет:
“И доброжеланье”
Папа пробормочет:
“Нет важней ее”.
И зачем спросил я,
Зная это все!

Мама.

На каждой фотографии
Личико твоё.
Красивое и милое, родимое мое
Ты ясная, как солнышко
Веселая без мер.
Ведь каждое мгновение,
Как самый лучший день.
Тебе желаю всей душой
Любви огромной и большой,

Моя семья.

Наша дружная семья
Это мама, папа, я!
Папа — водитель красивой машины.
Водит он гордо, водит он чинно.
Мама — бухгалтер, сидит в кабинете.
Любит считать она циферки эти...
Сидит на работе она вечерами,
А я помогаю папе и маме.
Надо ли будет почистить картошку,
Помыть за собою тарелку и ложку,
А может быть нужно цветочки полить?
Не захочу маму я огорчить!
А еще есть у нас черная кошка,
Правда, она старовата немножко
Бабушки, дедушки есть у меня.
Вот получается наша семья.
Вечером мы за красивым столом
Все соберемся и чаю попьем.
Как повезло все-таки мне
Жить в такой дружной и доброй семье! (Соломанидина Елена, 2 класс)

В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребенка, характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен. Творческие работы в продуманной системе приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством.

Результаты работы показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.

Использованная литература.

1. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974.

2. Бальмонт К.Д. Как я пишу стихи.

3. Носов Н. Как Незнайка сочинял стихи.

4. Салихова М.Т. Занимательные упражнения и дидактические игры. Уфа, 1982.

5. Потапова Е.Н. Радость познания. М., 1990.

6. Матвеева Е.И. Учим младших школьников писать сочинения разных жанров. М., 2007.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.