Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков природы"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Закрепить и расширить знания о живой и неживой природе.
  • Прививать любовь к природе.
  • Воспитывать экологическую культуру.
  • Развивать внимание и речь детей.
  • Прививать навык работы в коллективе.
  • Оптимизировать процесс обучения за счет придания ему интерактивного характера.

Оформление класса: рисунки учащихся с изображением природы, кроссворд "Мир пернатых"; Приложения для ответов команд 2 листа, фломастеры, медали “Знаток природы” по количеству игроков команды, Красная книга России.

Средства обучения: компьютер с программой Microsoft PowerPoint (2003 или 2007), проектор, экран.

Ход игры

I. Организационный момент

Ведущий учитель: Чудесен и таинственен мир природы. Прислушайтесь к журчанию речных струй, пению птиц, шелесту трав, гудению шмелей, и вы поймете это. Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озера, высокие горы и зеленые равнины, широкие степи и безграничные пустыни! Как удивительны и уникальны животные, населяющие нашу планету! Но мало только любоваться природой, надо уметь беречь всё живое. Наша встреча сегодня посвящена природе. В игре участвуют две команды.

(Команды создаются при подготовке к турниру. Игроки придумывают заранее название, эмблему своей команды. Коллективная работа перед соревнованиями очень важна: дети почувствуют поддержку друг друга.)

- А болельщики будут помогать своим командам. Следить за ходом поединка мы попросили многоуважаемое жюри. (Представляет жюри.) За каждый правильный ответ команда получает 1очко. Подсчет очков проведём в конце игры. Итак, начинаем.

Презентация

Слайд 1-2

II. Представление команд, игроки объясняют названия команд и свои эмблемы. (Ребятам заранее предлагается подготовится к этому этапу). Этот конкурс оценивается – 5 очков. Проводится жеребьёвка команд.

Слайд 3

III. Игра

Ведущий учитель: Начинаем игру “Турнир знатоков природы”. Вас ждут интересные задания о природе. Каждый конкурс обозначен эмблемой - условным знаком.

Слайд 3 – значок “Планета”

- А сейчас проведём разминку – викторина “Живая планета”. (Участвуют обе команды.) Вы обсуждаете вместе и записываете ответ на карточках. (Приложение 1)

Количество очков зависит от количества вопросов в этом конкурсе.

Ведущий: Разминку закончили, приступаем к дальнейшему состязанию. Сейчас мы откроем страничку “Царство растений”.

Слайд 3 – значок “Веточка”

- Много на Земле удивительных растений. Вам предстоит узнать растение по описанию.

I. Травянистое однолетнее растение, высотой до 75 см, с ветвистым прямостоящим стеблем, листья продолговатые сверху и книзу слегка опущенные. Цветочные корзинки ярко-жёлтого или оранжевого цвета - до 8 см в диаметре - одиночные, верхушечные, крупные. Размножается семенами. Целое лето радует нас яркими солнечными цветками. Украшает клумбы многих садоводов. Обладает целебными свойствами и декоративностью. Их родина – южная и центральная Европа.

Ответ: ноготки лекарственные, называют их ещё календулой.

II. Многолетнее растение, высотой 30-90 см, с прямостоящими, мягко-волосистыми стеблями. Всё растение часто имеет пурпурный оттенок. Цветы мелкие, собраны в сложный полузонтик, лилово-розовые. Цветёт с июня до начала сентября. Растёт на полянах лесов, среди кустарников, при лесных дорогах. Запах растения ароматный. Применяется в медицине и кулинарии. Пчеловоды ценят это растение как хороший медонос. Он прекрасно отпугивает моль.

Ответ: душица обыкновенная.

Ведущий: Капитан корабля это человек смелый, находчивый, готовый принять правильное решение в трудную минуту. И вы выбрали достойных этому званию. Сейчас “Конкурс капитанов” команд. Вопросы задаются по очереди.

Слайд 3 – значок “Книги”

  1. Самая высокая в мире трава? (Бамбук)
  2. Эту траву могут узнать даже слепые. (Крапива)
  3. Самое медовое дерево наших мест. (Липа)
  4. Хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму. (Лиственница)
  5. Речная хищница местных рек. (Щука)
  6. Родилась в воде, живет на земле? (Лягушка)
  7. По народному преданию, эта птица приносит в дом детей. (Аист)
  8. Это самая большая птица в мире. (Страус).
  9. Это животное практически всю жизнь проводит под землёй. (Крот)
  10. Это животное отличный спортсмен: хорошо бегает, делает длинные прыжки, а ещё может наносить сильные удары хвостом своим врагам. (Кенгуру)

Ведущий: А сейчас мы откроем страничку “Мир пернатых”.

Слайд 3 – значок “Попугай

В этом конкурсе командам предстоит отгадать кроссворд. (Приложение 2)

Ведущий: Конкурс “Бегущие минутки”.

Слайд 3 – значок “Часы”

За 1 минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов. (Приложение 3)

Ведущий: А сейчас мы поговорим о мире животных.

Слайд 3 – значок “Лисёнок”

Отгадайте загадки. (8 слайдов).

Ведущий: Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинить ей вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства.

Слайд 3 – значок “Палитра”

- Сейчас проведём конкурс “Будь природе другом!”. Командам нужно нарисовать экологические знаки.

Ведущий: Пока команды заняты, наши зрители покажут свои знания о природе.

Слайд 3 – значок “Солнце”

Конкурс “Аукцион” по теме “Овощи”.

Например: ведущий называет первое слово помидор. Далее участник произносит слово, которое начинается с буквы “р” – редис и т.д. После каждого слова ведущий ударяет музыкальным молоточком и произносит: “Раз, два, три”. Если после слова “три” никто из участников не может предложить новое слово, выигрывает тот, кто назвал последнее слово.

Ведущий: Настало время подвести итоги сегодняшнего “Турнира знатоков природы”.

Слайд 3 – значок “Сердце”

Жюри подводит итоги турнира.

IV. Подведение итогов. Награждение команды-победительницы, учащимся выдаются медали “Знаток природы”

На шаре нашем земном,
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса,
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес,
Полно таинственных чудес.
Не разрушайте это мир
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.

Ведущий: Дорогие, ребята, наша игра закончилась, но проигравших в ней нет, в выигрыше все. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её.

Литература

  1. Занимательное азбуковедение: Кн. для родителей, учителей и милых детей / Авт.-сост. Волина В.В. –М.: Просвещение, 1994. -400 с.
  2. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 2010. -160 с.
  3. Плешаков А.А.Зелёные страницы: кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 2010. -223 с.
  4. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2010. -222 с.