Выступление на семинаре "И это всё о нас"

Разделы: Администрирование школы


Приложение 1

Центру образования “Альянс” исполнилось 15 лет. С 1996 года наша Харикская средняя школа №1 была реорганизована в МОУ центр образования “Альянс”, так как в период ломки системы в целом, когда закрывали детские сады, дома культуры, библиотеки и когда активно уничтожали маленькие деревеньки с их малокомплектными школами, мы объединили все разрушающиеся структуры в центр образования. Кроме того, что мы сохранили все школы, детский сад, библиотеки, дом культуры, ещё мы создали нестандартное для школ структурное подразделение – учебно-опытное хозяйство. Хороший учебно-опытный участок 50 лет назад был в нашей стране обязательным условием для каждой школы.

Каждая даже небольшая сельская школа имела такой участок. А в данное время мы пошли дальше: создали не обычный участок, а целое учебно-опытное хозяйство, благодаря чему мы живы и сегодня. Было очень много трудностей и преград, не всегда и не все нас понимали. Однако все у нас получилось.

Как это происходило.

Пришлось много учиться, с 1996 по 2001 г. несколько лет подряд ездили на семинары “Творческой педагогики” в Москве (гл.р. Рувинский), где почерпнули много знаний.

К сожалению, модель центра образования до сих пор приравнивается к типу средних школ, но это неправильно. Чтобы понять это, нужно хорошо изучить все “за” и “против” центра, так как центр образования – это сплоченный коллектив учащихся, педагогов, родителей, общественных структур.

Результаты нашей пятнадцатилетней деятельности нас устраивают и радуют. И мы давно сделали однозначный вывод: за сельскими центрами образования будущее сельских школ.

Свою концепцию образования мы создали на равноценностном подходе к обучению и воспитанию учащихся. И не допускаем подмены воспитания чисто познавательными функциями.

А.С.Макаренко считал, что ребенок – существо целостное, поэтому воздействовать на него необходимо целостно.

И одним из важнейших составляющих является целесообразность дисциплины, как важного звена жизни образовательного учреждения. Чтобы учащиеся могли бы считать и чувствовать себя свободными, не может быть речи о вседозволенности. В таких случаях предполагается свобода одних и несвобода других, особенно – слабых. Поэтому дисциплина в нашем учреждении – это полная защищенность каждой личности. И добились этого мы, охватив весь школьный коллектив полной внеурочной занятостью, а главнейшее направление – здоровьесбережение учащихся через созданные условия, занятия спортом, различную внеклассную работу и дополнительное образование.

Наш центр образования – образцовое учреждение Иркутской области (2006 г.) и Победитель Нацпроекта “Образование – 2007”, победитель грантов компании РУСАЛ: “Мир спасет Доброта”, “Через физкультуру и спорт к здоровому образу жизни” (по 100000 рублей каждый).

Победители грантов Губернского собрания: “Любимый школьный сад”, “За чистый дом”, кукольный театр “Петрушки” и др. (по 35000 рублей каждый) и др.

Благодаря Грантам мы создали соответствующую материальную, учебную, спортивную базы центра, на средства учебно-опытного хозяйства построили тренажерный зал, в котором есть полное оборудование для спортсменов. Всего на несколько часов затихают голоса детей в этом зале

Например в 2010 г. наш учащийся 5 класса Крупенко Максим - спортсмен по тяжелой атлетике (гиревый спорт), предварительно победив на региональных всероссийских соревнованиях стал Чемпионом Мира по тяжелой атлетике в г.Кирове 9 мая – в день Победы.

А тренер Костюкович М.Ю. стал победителем на соревнованиях в г.Кирове “Первенство на Кубок Победы по гиревому спорту”

В минуты соревнования в городе Кирове мы (вся школа) стояли на митинге у своего школьного памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны и были на связи с оргкомитетом чемпионата Мира. Узнав о такой победе, нас поздравляли все: учащиеся, родители, жители поселка, района. Есть такие моменты в жизни, когда, чтобы описать происходящее, не хватает слов в “мастерской” слова.

А в августе 2010 г другой спортсмен 9 класса Усов Виталий также в городе Кирове стал Чемпионом России по гиревому спорту.

Это только один небольшой момент из описания спортивной жизни нашего учреждения.

А спортом занимается у нас вся школа, это масса соревнований, начиная со школьных и выше. Все это очень прекрасно. Но для такой массовой работы необходимы финансы. На бюджет рассчитывать не приходится . Спонсоров у нас тоже нет. Поэтому снова спасает учебно-опытное хозяйство, от которого мы имеем постоянную прибыль.

А хозяйство наше большое. Это поля - 120 га, огороды под овощи - 5 га, животноводство (в среднем до 30 голов), птица, пчелы, и многое другое.

У нас 4 трактора, сенокосилка и другой инвентарь. Мы пашем землю не только в центре образования, а и всем жителям поселения и т.д.

Кроме того, мы имеем возможность создать дешевое, калорийное питание учащимся в школьной столовой. Наша столовая – наша гордость.

А летом ежегодно в июне мы открываем на базе центра лагерь отдыха для детей до 210 человек в сезон. Это наш “Журавлик”. Все питание в столовой организовано со своего подворья и огорода. Каждый раз итоги отдыха в лагере “Журавлик” подводим в нашей газете “Альянс”.

Мы очень дорожим своим центром образования. В этом может убедиться каждый, кто увидит наш школьный двор.

Сколько любви, таланта отдают педагоги и дети, родители, все работники школы, когда закладываем клумбы. У нас обязателен конкурс клумб ежегодно, но победителей найти все труднее, так как все клумбы превосходны и все краше год от года.

Трудолюбие, воспитание трудом творят чудеса и делают великое дело.

Какой у нас неповторимый школьный огород, поэтому мы постоянные победители районного конкурса клумб, школьных дворов и пришкольных участков. Мы постоянные участники областных конкурсов и неоднократные победители.

А теплиц у нас целых 4.

Даже зимнюю построили. Еще в декабре у нас в столовой дети кушают свежие огурцы, а салаты из свежей капусты, овощей на столах круглый год.

Мы участники районных и областных сельскохозяйственных выставок.

Далеко не в каждом доме получают такое питание наши школьники (ведь в настоящее время немало семей находится за пределами бедности).

Неоценимую роль дает родительский актив и общественность по подготовке детей (материальной) к Новому учебному году, особенно – к зимнему сезону. Равнодушных нет, каждый вносит свой вклад в столь важное дело.

Особо нужно сказать об оборудовании учебных кабинетов и интерьере школы, в которых все соответствует современным требованиям: мультимедийные установки, современные наглядные пособия, прекрасная библиотека, оборудован актовый зал, сенсорная комната и медицинский кабинет.

У нас лучший в районе методический кабинет, то есть для педагогов и учителей есть все, что они пожелают.

Всего у нас 5 учебных корпусов и детский сад.

В коридорах школьных – мягкие уголки, где отдыхают школьники, в короткие минуты покоя.

Мы смогли заработать средства и самостоятельно (без бюджета района) поставить пластиковые окна в школе, перекрыли кровли корпусов металлопрофилем и новым шифером. Учиться хорошо в хорошей и красивой школе. Мы это поняли давно.

Правильно поставленные и спланированные уроки технологии в сельской школе тоже имеют только положительные результаты. Учащиеся наши работают и учатся работать в основном по дереву, поэтому педагог, мастер производственного обучения и учащиеся делают заготовки, а затем и мебель, необходимую для детского сада (например, детские кроватки в спальню, стульчики, игрушки и др).

Выставки- передвижки работ учащихся украшают коридор и актовый зал школы.

Из такого “дома” уходить не хочется.

Сами своими руками и на средства центра (учебно-опытного хозяйства) построили актовый зал, выиграли 100000 рублей грант компании РУСАЛ “Мир спасет доброта”, закупили все необходимое оборудование и теперь “творим чудеса” в этом зале: это проводим кружки, концерты, встречи, собрания, научно-практические конференции, презентации творческих работ и т.д.

То есть вся система воспитания в нашем центре образования ориентирована на создание сегодняшней и завтрашней радости, на бодрый, мажорный стиль ученического коллектива. И необходимо оговориться, кто же трудится на нашем учебно-опытном хозяйстве, так как от него мы получаем прибыль.

Из взрослых работников:

  • заведующая хозяйством;
  • работницы на фермах.

На участке в летний период – практика детей (2-3 часа в день, согласно Устава, в течение 15 дней). Это прополка, полив растений.

Есть мастер производственного обучения. Остальные работы (особенно в летний и осенний периоды) выполняем все вместе: педагоги, работники школы, обслуживающий персонал, родители. Это наша большая семья, большой коллектив, и все задачи решаем сообща. Но учащиеся в учебном году только учатся и занимаются внеурочной деятельностью, спортом и свой вклад трудом они делают летом, во время производственной практики.

А.С.Макаренко писал “Невозможно правильное воспитание без могучего уважающего своё достоинство коллектива”. Такой коллектив мы создавали в течение многих лет. Это разновозрастные коллективные дела, где учащиеся, педагоги и родители выступают партнерами.

То есть мы сформировали микроклимат коллектива, который по праву называют в хорошем коллективе “духом” школы.

У нас, как у А.С.Макаренко центром нашей педагогической концепции является коллектив, а сама воспитательная система включает много принципиальных вопросов воспитания (цели, принципы, методы, индивидуальный подход к учащимся, становление Личности, становление коллектива учащихся, становление актива и др.).

Повторяю, что основным элементом воспитательной системы нашего центра образования является Личность ребенка, что четко прослеживается в нашей “Программе воспитательной деятельности”.

Цели воспитания по А.С.Макаренко – это не пышнословные мероприятия, а формирование качества личности, а Антон Семенович утверждал, что “Воспитать Личность, настоящий характер, значит воспитать человеческое чувство”.

В наше время сделать это – нелегкая задача, но она выполнима.

Ведь все вместе – мы сила, и можем многое совершить.

Мы не живем только школьною жизнью, мы заботимся о поселке своем, о поселении, в которое входит 6 заброшенных деревень, о том, как живут старики – пенсионеры, решаем как им помочь.

А когда было принято решение свыше закрыть у нас в поселке участковую больницу, мы поднялись всем миром, всем поселением. Но во главе всех мы - центр образования.

Мы развернули большую работу в прессе, собирали собрания и, поняв, что денег на ремонт больницы ждать бесполезно, тогда обратились к населению о сборе средств на ремонт больницы. Мы - центр образования первыми показали пример: учителя, ученики, родители, жители поселка. Пенсионеры тоже сделали свой вклад. И мы отстояли больницу.

Сегодня массовые средства не несут ответственность за то, что они вкладывают через свои издания в сердца и головы подрастающего поколения и молодежи.

А мы нашли свой путь в данном направлении. Мы издаем с 2005 г. своё периодическое издание газету “Альянс”, о воспитательной роли и значении которой все рассказать просто невозможно. Ведь не зря в ней есть множество рубрик, одна из многих “И это все о нас”, а эпиграф – “Газета школьная “Альянс”, это значит все о нас”, “мы рады встречи с вами” и др.

Через газету “Альянс” мы реализуем цели общечеловеческого значения, это коллективизм, общинность (русский уклад жизни), соборность (всем миром), честность, заботливость, бережливость, ответственность, работоспособность, искренность, прямота, уважение к другому человеку, его переживания, Любовь к Родине и др.)

Изучив нашу газету “Альянс” можно увидеть тесную взаимосвязь школы с родителями и общественностью. Посмотрите сколько авторов печатается в нашем издании!

То есть вся жизнь центра образования на виду у всего поселения.

Например, газета за январь 2007 г. школе 75 лет. И наша победа в областном конкурсе “Лучшее образовательное учреждение области” А это такая радость для всех. “Мы лучше всех” - говорит 10а.

Мы очень серьезно говорим о политике, о современных методах управления, поэтому проводим дни самоуправления, выбираем на конкурсной основе Президента центра образования, пишем и защищаем проекты “Если бы я был Президентом”. А в районных конкурсах всегда побеждаем.

Работу с родителями ставим на очень высокий уровень. Проводим не только беседы и даем советы, но глубоко анализируем соответствие каждого поставленного вопроса, привлекая представителей других служб на такие собрания, и на каждом собрании обязателен творческий отчет школы перед родителями.

Выпускной вечер – это самое теплое мероприятие, так как это расставание с учениками, это прощание со школой, с детством. Этому мероприятию делаем выпуск ежегодно.

О том, что мир спасет не только красота, а и Доброта. Мы решили, что это именно так. И очень много говорим об этом. Нас радует то, что наши дети очень заботливы, внимательны, готовы всегда прийти на помощь. А всего год назад нам пришлось буквально спасать свою ученицу Тоболову Наташу, у которой обнаружили злокачественную опухоль головного мозга и нужны были деньги на 3 операции.

Не переставая, мы “стучали” во все двери и просили о помощи, просили помочь спасти нашу Наташу.

Конечно, наши учащиеся и работники сделали великое дело, мы помогли родителям спасти Наташу. Сейчас Наташа успешно учится в 9 классе.

Живет в нашем районе очень дорогой для нас ветеран ВОВ. Это Сухицкий Иван Илларионович. Ведь он является участником Парада Победы в Берлине. Это не просто ветеран, а живая легенда. Он рассказывает о ходе всей Великой Отечественной войны, сколько бед и страданий пришлось пережить нашему народу. Как радовались они встрече на Эльбе с союзниками.

Он награжден медалью за взятия Кенигсберга, Варшавы, Берлина, за победу над Германией.

Он пережил все ужасы войны, хотя был ранен трижды. А служил он пулеметчиком.

А потом ещё служил в роте почетного караула в Штабе группы оккупационных войск в Германии.

Рассказывает о ходе Парада Победы в берлине.

Домой (на Украину) приехал только в октябре 1945 года. До дома от станции машин попутных не было. Бежал всю дорогу бегом, так как дома давно ждала его мама.

Какой другой урок может заменить такую встречу и превзойти по его ценности?

И вся газета посвящена этой великой дате – дню Победы.

Газета издается регулярно – 1 раз в месяц. У нас есть все необходимое, чтобы печатать её: фотоаппараты, компьютеры, школьные репортеры, редколлегия, я главный редактор – директор школы.

В электронном виде сдаем газету в типографию г.Иркутска.

Интересен вопрос: кто же и как финансирует газету?

А дело в том, что газета приходит в каждую семью ученика бесплатно. Платит за это центр образования из средств и доходов учебно-опытного хозяйства. Кто ещё из обычных типовых школ может себе это позволить? Мы не просим у спонсоров, их у нас здесь просто нет. Но зато есть мы сами. Это так прекрасно. И наши дети гордятся этим.

Через газету мы наладили тесную связь с семьей ученика, так как в ней полная информация о школьной жизни, о проблемах не только школы, а и села, поселения, района.

Сегодня не выдерживает никакой критики неадекватное равнодушное управление на местах наших “управленцев”. Ведь в селах все хозяйства (совхозы и колхозы, в том числе наш совхоз “Иркутский”) уничтожены.

Территорией управляют в основном различного рода “лесники”, которые варварски уничтожают и вывозят лес. Что дорого стоит (лес) – берут, грузят в вагоны и увозят, а что им не нужно – вывозят недалеко и жгут. Судьба деревни и что они после себя оставляют, их совсем не волнует.

Один из случаев, который описали мы в нашей газете “Альянс”, помог в какой-то мере отстоять природу и поселки, так как от поджогов однажды загорелось все вокруг, пожар подошел вплотную к поселку. Ночью от крика сгорающих птиц (конец мая) было просто жутко. Птенцы ещё не вывелись, а все горело, поэтому взрослые птицы не улетали, а с криком летали вблизи.

Через школьную газету “Альянс” мы (педагоги, учащиеся, родители, жители поселка) стали одним целым и с семьей ученика. Пример по случившемуся факту лесных пожаров собирали подписи не только дети, а и родители, просто жители поселения, пенсионеры. И все вместе сделали большое дело, так как воспитываем и на деле развиваем такие высокие моральные качества, как доброта, ответственность, соборность, забота о людях. Ведь всем вместе можно добиться очень многого.

И в заключение необходимо сказать о тех, кто создает этот “дух” школы, “дух” центра образования “Альянс”. (коллектив центра образования, родители, обучающиеся, жители посёлка).

Луначарский о роли воспитания писал так: “Чтобы воспитать Гражданина страны, надо воспитать гражданина школы”. У нас это получается. И здесь мы следуем идеям А.С. Макаренко, что ничто так не скрепляет коллектив, как хорошие дела, как традиции школы. Школа без традиций не может быть хорошей школой.

А у нас традиций много, ими и славится наш центр образования.

1. Митинги у школьного памятника в память об Огненном выпуске – 1941 г. (выпускники школы, погибшие в годы ВОВ).

На строительство памятника все вместе зарабатывали деньги.

Ещё к 40-летию Победы старшеклассники отказались от работы техничек и сами заработали на памятник погибшим учащимся школы.

Похвально и то, что тогда в 80-е годы директор школы не побоялся пойти на такое соглашение с учащимися. А дело сделано бесценное и высоконравственное.

2. Классные часы, уроки истории в школьном краеведческом музее

3. Митинги у поселкового памятника (Начало войны, День Победы, День юного героя антифашиста.)

4. Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны.

К 60-летию победы к школьному памятнику поставили новую стелу. Каждый класс возложил Гирлянду.

5. Вахта Памяти (встреча с Сухицким И.И. – ветеран ВОВ)

6. Спортивные соревнования в честь героев.

Трудовые десанты

1. “Корчагинская неделя”. (Весна, осень: очистка школьного двора, огородов, посадка овощных культур, клумб, уборка)

2. Операция “Школьный двор”

3. Осенние праздники: (разновозрастные): это праздники урожая, конкурсы, Осенний бал.

Мы бережно относимся к совету А.С. Макаренко, “что каждая школа должна иметь свое лицо и гордиться этим лицом”.

У нашего центра образования “Альянс” есть свое, особое лицо. И в своей работе мы руководствуемся собственным пониманием значения идей А.С. Макаренко и современными обстоятельствами – жизни нашего общества, так как именно в школе сегодня решается будущее страны, а от того, как сориентирован и живет школьный коллектив, зависит будущее:

  • будет ли сохранено чувство достоинства гражданина России;
  • будем ли мы дальше гордиться нашим “великим и могучим русским языком” и её народом;
  • сохраним ли нашу культуру;
  • сохраним ли высокие нравственные ценности человека”;
  • сохранили ли здоровую нацию России.

Поэтому в центр нашей коллективной деятельности (по принципу “Вместе – мы сила”) мы ставим личность ученика, для чего создали (в первую очередь) благоприятный и эмоциональный комфорт каждому, создаем ситуацию на успех и на ошибку – тоже каждому.

И свою стратегическую цель видим в том, чтобы превратить свой центр образования в открытое образовательное пространство, способствующее становлению грамотного, трудолюбивого, предприимчивого выпускника с развитыми социальными компетенциями, имеющего разносторонние и глубокие знания, личный практический опыт, обладающего творческой инициативой, чувством личной ответственности за своё будущее и будущее своей страны.