Олимпиадное задание по литературе. 11-й класс (школьный этап)

Разделы: Литература

Класс: 11


Иван Бунин. Собрание сочинений в шести томах. Том 6, стр. 218, Москва, Сантакс, 1994г.

Часовня.

Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, – бугры в высоких цветах и травах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно: там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил. Все это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя еще молодой...

- А зачем он себя застрелил?

- Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя...

В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, теплый ветер с поля несет сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.

2 июля 1944.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие, по вашему мнению, наиболее важные события жизни И.А. Бунина можно отметить, говоря о его биографии. Укажите до 5 фактов, записав каждый в форме одного предложения, простой или сложной конструкции. (До 5 баллов.)
  2. Рассказ «Часовня» входит в сборник «Темные аллеи». В какой период жизни этот сборник создан? Какой теме посвящены его рассказы? Какие произведения сборника вами прочитаны или известны вам? (До 2 баллов.)
  3. На каком приеме построена композиция рассказа? Опишите ее, используя примеры из текста. (До 5 баллов.)
  4. Как композиция рассказа помогает раскрыть тему произведения? Опишите тему рассказа. (До 5 баллов.)
  5. Помогает ли название рассказа «Часовня» «держать» основную тему произведения? (До 3 баллов.)
  6. Используя диалог и элементы «косвенной» речи, включенной в описательную часть текста, дайте характеристику персонажей. Как система персонажей помогает автору раскрыть тему произведения? (До 5 баллов.)
  7. Какую позицию занимает автор, развивая тему рассказа «Часовня»? Опишите ее. (До 5 баллов.)
  8. О художественных особенностях текстов Бунина критики говорят давно и много. Как вы охарактеризуете художественные особенности текста рассказа «Часовня»? (До 5 баллов.)
  9. Выскажите личное мнение о рассказе И. Бунина «Часовня». (До 5 баллов.)

Общий итог – 40 баллов, за грамотное оформление работы – 2 балла, всего 42 балла.

Ответы:

  1. Лауреат Нобелевской премии в области литературы.
    • Премия имени А.С. Пушкина (2 раза).
    • Избрание почетным академиком.
    • Член кружка «знаньевцев» при издательстве.
    • Эмиграция. …
  2. В период эмиграции, 40-е годы, тема любви и ее судеб.
  3. Антитеза: «летний день» – «холодно дует»; «светло и жарко» – «там темно и холодно»; «тут солнце» – «там в темноте»; «дедушки бабушки старые» – «дядя молодой»; «чем жарче» – «тем холоднее»; влюблен – «стреляют в себя».
  4. Тема: любовь и смерть, по не в конфликте, не в противоборстве, а в интересном и удивительном единстве. Любовь сильнее смерти. На земле благоухает жизнь, о любви говорят дети.
  5. Да. 1. Это и место сюжетное. 2. Это символ: место, где служат, вознося молитвы к Богу, место, где находят упокоение…
  6. Из «косвенной» речи: «у нас тут солнце, травы…а дядя молодой».
    Персонажи – дети, которым интересно все в мире и удивительно: цветы, шмели, бабочки. Смерть же воспринимается «жутко», но «весело», а гроб видится как «холодный жемчужный ящик».
    Дети любопытны: «зачем застрелил себя?»
    Дети мудры: «когда очень влюблен, всегда стреляют в себя».
    Дети безымянны, но их устами проговаривается истина: любовь и смерть – это из вечного.
  7. Автор для выражения своей позиции использует истину, проговоренную ребенком.