Планирование кружковой работы по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством работы с природным материалом

Разделы: Работа с дошкольниками


Нигде ребенок так не отдален от природы как в больших городах. Несмотря на то, что в детском саду проводятся занятия по экологическому воспитанию, по рассматриванию иллюстраций, беседы, но знания детей остаются, как правило, чисто теоретическими. На мой взгляд, необходимо больше внимания и времени уделять прямому контакту с природой. Для этой цели прекрасно подходит занятие флористикой. В условиях дошкольного учреждения наиболее доступным направлением данного искусства является плоскостная флористика. Растения окружающие нас легко засушить и хранить в течении года. Исходя из этого, мной разработана рабочая программа и организована работа кружка по флористике “Волшебные листочки”. Дети с удовольствием занимаются в кружке, достигая удивительных результатов ведь как неповторима природа, так и неповторимо то, что сделано при непосредственном общении с ней. Организация целенаправленной работы за рамками занятий дает возможность раскрыть индивидуальность и творческий потенциал каждого ребенка. (В приложении представлена презентация иллюстрирующая работу кружка.)

Рабочая программа кружка “Волшебные листочки”

Пояснительная записка

В наше время большую популярность приобрело такое направление флористики, как аппликация из растений. Общение с природой обогащает детей, учит наблюдать и различать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Работа с природным материалом развивает усидчивость, терпение, настойчивость, трудолюбие.

Доступность природного материала, простота его заготовки и обработки, несложная техника работы с ним как нельзя лучше подходит для детей дошкольного возраста.

Программа “Весёлые листочки” разработана на основе:

– типовой программы кружка “Работа с природными материалами” (Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Художественные кружки”, Москва, “Просвещение”, 1981г.).

– специальной литературы по технологии работы с природным материалом. (В конце программы приведен список литературы.)

– профессионального личного опыта педагога.

В основе программы лежат следующие разновидности плоскостной флористики:

– художественная флористика или аппликация из природного материала представляет собой пейзажи, иллюстрации к художественным произведениям, натюрморты, декоративные панно, тематические композиции;

– аппликация из соломки, представляет собой тематические композиции, декоративные панно.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Набор групп осуществляется по возрастному принципу: 5-6 лет (первый год обучения), 6-7 лет (второй год обучения). Программа предназначена для детей имеющих склонность к изобразительному творчеству, рукоделию, кропотливой работе.

Цель программы:

развитие творческих способностей, художественного вкуса детей, формирование устойчивого интереса к изучению и бережному отношению к природе.

Задачи:

1. Обучающие

– познакомить детей с “экологической тропой ДОУ”, научить распознавать и называть растения;

– научить детей технике работы с природным материалом (растения, солома).

2. Развивающие

– развивать творческое самовыражение ребёнка через полученные знания и умения;

– способствовать развитию воображения, восприятия, волевых качеств, творческих способностей, художественного вкуса.

3. Воспитательные

– пробуждать в детях интерес и любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней;

– формировать чувство коллективизма, воспитывать стремление к совместной деятельности.

К концу первого года дети должны:

– знать основные виды растений используемых при работе с природным материалом, различать и называть растения, используемые в работе;

– иметь представление о способах сбора, засушивания и хранения растительного материала;

– владеть навыками работы с растениями в технике крошкой;

– выполнять композиции из готовых форм растений;

– выполнять простые композиции в живописной технике;

– определять своё место в коллективе, оказывать взаимопомощь товарищам.

К концу второго года дети должны:

– классифицировать растительный материал и правильно называть: листья деревьев, кустарников, цветы, травы;

– знать основные способы засушивания растений;

– уметь передавать характерные особенности предмета с помощью растительного материала;

– выполнять композиции различными приёмами: с помощью крошки, целого листа, с использованием кальки, вырезания;

– владеть элементарными навыками подготовки соломы к работе (холодный способ);

– выполнять простые композиционные аппликации из соломки;

– оказывать сотрудничество и взаимопомощь товарищам.

Принцип организации занятий:

I года обучения – подгрупповой (10-12 детей).

II года обучения – подгрупповой (10-12 детей).

Программа рассчитана: первый год обучения на 52 занятия (из расчёта проведения занятий 2 раза в неделю с октября по апрель, длительность 25 минут.); второй год обучения 52 занятия (из расчёта проведения занятий 2 раза в неделю с октября по апрель, длительность 30 минут.).

Примерный тематический план

I и II года обучения

Тема

I год обучения кол-во занятий II год обучения кол-во занятий

1

Вводное занятие

1

1

2

Заготовка природного материала

2

2

3

Создание композиций из крошки растений

2

-

4

Композиции из готовых форм растений

33

4

5

Композиции с использованием различных приёмов (калька, вырезание форм предметов, готовые формы растений, растительная крошка)

14

28

6

Композиции из соломки

-

17

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

Вводное занятие (1 занятие)

Знакомство с работой кружка. Экскурсия по экологической тропе ДОУ.

Заготовка материала (2 занятия)

Правила сбора растений. Сбор растений. Засушивание растений в гербарных прессах.

Создание композиций из крошки растений (2 занятия)

Тема: Осень в лесу (1 занятие)

Создание композиции с осенними деревьями.

Тема: Дружок (1 занятие)

Выполнение аппликации щенка (котёнка) по трафарету.

Композиции из готовых форм растений (33 занятия)

Тема: Дары осени (1 занятие)

Аппликация овощей, фруктов, грибов из засушенных листьев.

Тема: Сказочный лес (2 занятия)

Рассматривание листьев разных растений. Тонировка фона акварелью. Выбор растений для аппликации. Наклеивание на фон.

Тема: Звери доктора Айболита (2 занятия)

Выполнение аппликации из листьев осины по образцу (кот Кузя). Работа по замыслу. Подбор листьев. Наклеивание на фон.

Тема: Осенний букет (2 занятия)

Подготовка фона. Тонировка цветными карандашами. Составление букета, наклеивание на фон.

Тема: Иллюстрирование сказки “колобок” (4 занятия).

Чтение сказки, выбор сюжета для иллюстрации. Подготовка фона. Составление героев сказки, наклеивание на фон. Завершение работы над иллюстрацией, проработка мелких деталей. Оформление книги детскими иллюстрациями.

Тема: Джунгли (2 занятия)

Беседа с детьми о джунглях, рассматривание иллюстраций. Подготовка фона. Подбор листьев для аппликации. Составление композиции, наклеивание растений.

Тема: Обитатели цветочной поляны (2 занятия).

Беседа с детьми о насекомых, рассматривание иллюстраций. Подготовка фона. Подбор листьев для аппликации, наклеивание на фон.

Тема: Иллюстрирование сказки “Муха-цокотуха” (4 занятия). Чтение сказки, выбор сюжета для иллюстрации. Подготовка фона. Составление героев сказки, наклеивание на фон. Завершение работы над иллюстрацией, проработка мелких деталей. Оформление книги детскими иллюстрациями.

Тема: В гостях у сказки (4 занятий).

Беседа с детьми о любимых сказках. Выполнение эскизов к работе. Подготовка фона. Составление героев сказки, наклеивание на фон. Завершение работы над иллюстрацией, проработка мелких деталей. Оформление книги детскими иллюстрациями.

Тема: Птицы волшебного леса (2 занятия).

Беседа с детьми о птицах, рассматривание иллюстраций. Подготовка фона. Подбор листьев для аппликации, наклеивание на фон.

Тема: Открытка для папы (2 занятия)

Беседа с детьми о Дне защитника отечества, поздравительной открытке. Подготовка фона – тонировка цветными карандашами. Подбор листьев для аппликации, наклеивание на фон.

Тема: В царстве Нептуна (2 занятия)

Беседа с детьми о подводном мире. Подготовка фона – тонировка цветными карандашами. Подбор листьев для аппликации, наклеивание на фон.

Тема: Космическое путешествие (2 занятий).

Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций. Подготовка фона – тонировка цветными карандашами. Выбор растений для аппликации. Составление композиции, наклеивание на фон.

Тема: Подарок для мамы (2 занятия)

Беседа с детьми о маме. Подготовка фона – тонировка цветными карандашами. Выбор растений для панно. Составление композиции, наклеивание на фон.

Композиции с использованием различных приёмов (14 занятий)

Тема: Золотая рыбка (6 занятий).

Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций. Выполнение эскиза работы.

Подготовка фона (заклеивание растениями). Перевод деталей рисунка рыбы на кальку. Заклеивание деталей растениями. Вырезание деталей рыбы, сборка, наклеивание на фон. Проработка мелких деталей (водорослей, камушков).

Тема: Попугай Кеша (8 занятия)

Выполнение эскиза. Подготовка фона. Заклеивание фона листьями малины, аквилегии. Заклеивание птицы листьями рябины (туловище, голова, крыло). Завершение работы над птицей. Выполнение мелких деталей. Оформление работы.

II год обучения

Вводное занятие (1 занятие)

Беседа с детьми о растениях севера. Экскурсия по экологической тропе ДОУ.

Заготовка материала (2 занятия)

Повторение правил сбора растений. Сбор растений. Засушивание растений в гербарных прессах.

Композиции из готовых форм растений (4 занятия)

Тема: Букет (миниатюра) (2 занятия)

Подготовка фона. Выбор растений для букета. Составление композиции, наклеивание растений на фон, оформление работы.

Тема: Новогодняя открытка (2 занятия)

Выполнение эскиза. Подготовка фона. Выполнение и наклеивание елочек из листьев дудника, папоротника, аконита. Снега из листьев мать и мачехи.

Композиции с использованием различных приёмов (28 занятий)

Тема: Пейзаж (8 занятий)

Выполнение эскиза. Работа над дальним планом. Заклеивание растениями неба.
Наклеивание леса. Работа над средним планом. Заклеивание растениями земли.
Работа над деталями пейзажа (Деревья, камни). Работа над передним планом. Наклеивание травы, цветов. Доработка мелких деталей. Оформление работы.

Тема: В мире животных (8 занятий)

Выполнение эскиза. Подготовка фона – наклеивание листьев. Деление рисунка на детали, перевод их на кальку. Заклеивание деталей растениями. Вырезание деталей. Выкладывание и наклеивание рисунка. Проработка мелких деталей. Оформление работы.

Тема: Натюрморт с цветами (8 занятий)

Выполнение эскиза. Заклеивание фона листьями малины. Заклеивание вазы листьями. Составление, наклеивание букета на фон. Проработка мелких деталей. Оформление работы.

Тема: В гостях у сказки (8 занятий)

Выполнение эскиза. Подготовка фона. Наклеивание листьев. Деление рисунка на детали, перевод их на кальку. Заклеивание деталей растениями. Вырезание деталей. Выкладывание и наклеивание рисунка. Проработка мелких деталей. Оформление работы.

Композиции из соломки (17 занятий)

Тема: Декоративное панно (3 занятия)

Подготовка соломы к работе. Наклеивание соломы на кальку. Вырезание деталей панно, сборка на фон. Оформление работы.

Тема: Букет (6 занятий)

Подготовка фона наклеивание тканина картон. Изготовление рамки из бумажного шпагата.
Подготовка соломы к работе наклеивание соломы на кальку. Вырезание деталей букета. Сборка букета на фон.

Тема: Кораблик (8 занятий)

Выполнение эскиза. Перевод деталей рисунка на кальку. Подготовка фона. Наклеивание ткани на картон. Подготовка соломы к наклеиванию. Заклеивание деталей парусника соломой. Сборка парусника на фон. Доработка деталей (вода, чайки). Оформление работы.

Методическое обеспечение программы

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:

– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

игровые (дидактические, развивающие, подвижные);

– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Работа с детьми строится на принципах:

– от простого к сложному;

– индивидуального подхода;

– развития творческой инициативы;

– бережного отношения к природе, соблюдения правил поведения в ней.

Список литературы

  1. Башарина Н.М. Аппликация из соломки в детском саду/ Ярославль: Академия развития,2009. - (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям.).
  2. Белецкая Л.Б., Боброва К.А. Флористика. /М.: ООО Издательство АСТ; Донецк: Сталкер, 2004г.
  3. Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала: В помощь кружкам “Умелые руки”. /М.: Молодая гвардия, 1960г.
  4. Булич О.Н. и др. Соавтор природа. Флористика. Лесная скульптура. Мозаика по дереву. /М.: Эллис Лак, 1996г.
  5. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Книга для воспитателя детсада. /М.: Просвещение, 1991г.
  6. Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. Училищ /М.: Просвещение, 1987г.
  7. Кривошеева Л.И. Начальный этап обучения работе с природным материалом. Методические рекомендации. /Мурманск, 1994г.
  8. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая и подготовительная группы. /Ярославль: Академия развития, 2006г
  9. Новикова Е.Ф. Вдохновение: Аранжировка цветов. Флористика. /Мн.: ПП “МЕТ”, 1994г.
  10. Паславский А.С. Природа, фантазия, творчество. Игра-занятие. /Киев: Весёлка, 1978г.
  11. Перевертень Г.И. Волшебная флористика. / М.: АСТ-СТАЛКЕР, 2005г.
  12. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. /М.: Просвещение, 1981г.
  13. Стецюк В. Г. Картины из сухих цветов: Техника. Приёмы. Изделия. /М.: АСТ-ПРЕСС, 2002г.– (энциклопедия).

Презентация