Интегрированное занятие (математика + изобразительная деятельность) в старшей группе "Матрешки-путешественницы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Закрепить представление детей об образовании чисел от 1 до 5.
  2. Продолжать закреплять навыки счета предметов в пределах 5 слева направо и справа налево.
  3. Закреплять умение устанавливать соотношения между 5 предметами по высоте; употреблять слова: самая высокая (самая низкая), выше, еще выше, ниже, пониже, повыше.
  4. Совершенствовать умение определять положение предмета используя предлоги на, в, за, перед, под.
  5. Познакомить русскими народными промыслами на примере матрешки.
  6. Учить составлять растительный узор из готовых образцов.

Материал:

  • образцы семеновской, полхов-майданской и загорской матрешек;
  • шаблоны матрешек (15 штук) разного размера;
  • готовые растительные узоры, клей.

Ход занятия

1 часть.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с матрешками, будем создавать узор на фартуке у матрешки и устроим ярмарку.

Русская деревянная кукла – матрешка «родилась» очень давно в городе Сергиевом Посаде. Она изображала девочку в сарафане с петухом в руках.

Кукла сразу понравилась и взрослым, и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось целое семейство. И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. Эта кукла – символ любви, дружбы, счастья и благополучия.

Мы с вами сегодня познакомимся с тремя видами матрешек: семеновской, полхов-майданской и загорской.

- На загорской матрешке мы видим платок, кофту, сарафан, фартук. Декоративная роспись очень скромна.

- А семеновскую матрешку отличают яркие букеты цветов на платке, фартуке.

- У полхов-майданских кукол нет платка, сарафана и фартука. Вместо этого – овал лица и яркие цветы в темном контуре.

- Во время масленицы на снегу мастера выставляли своих матрешек. Снег и цветы – вот какое чудо! И, кажется, будто прогнали зиму.

У тетушки матрешки
Дом большой, хороший.
В этом доме семь дверей,
Семь светлиц для дочерей.

- Сегодня мы с вами будем делать матрешек. Рассаживайтесь за столами по пять человек. У вас на столах лежат матрешки разных размеров.

- Наши матрешки все в разных косынках. Назовите, какого цвета косынки у матрешек? (Называют.)

- Также у вас на столах вы найдете элементы, которыми нужно украсить матрешку. 1 группа будет делать семеновских матрешек, 2 группа загорских, 3 группа полхов-майданских. 1 группа может использовать при оформлении 6 любых элементов, 2 группа – 7 элементов и 3 группа – 5 элементов.

Повторение правил работы с клеем. Выполнение работы детьми. Помощь воспитателя.

- Внимательно подбирайте узоры для ваших матрешек. Для маленьких матрешек необходимы мелкие элементы, а для больших крупные. Чтобы ваших матрешек купили на ярмарке нужно клеить аккуратно, ровно прикладывая узоры.

1 группа:

2 группа:

3 группа:

Физкультурная минутка.

Мы, матрешки, вот такие крошки. Руки на поясе. Дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево.
Посмотрите, вот у нас красные сапожки. Руки на поясе. Движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами.
Мы, матрешки, вот такие крошки. Руки на поясе. Приседания с поворотами вправо и влево.
Посмотрите, вот у нас розовые щечки. Растирание руками щек.
Мы, матрешки, вот такие крошки. Руки на поясе. Приседания с поворотами вправо и влево.
Посмотрите, вот у нас яркие платочки. Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков».

2 часть.

- Сколько матрешек получилось у каждой группы? (5)

- А как вы считали? (Слева направо.)

- А можно ли посчитать матрешек справа налево? Изменится ли от этого их количество?

- Ваня, пожалуйста, пересчитай матрешек справа налево. Сколько получилось? (5).

- Значит можно одни и те же предметы считать в разных направлениях и количество их от этого не изменится.

- А теперь давайте поставим наших матрешек в ряд. От самой низкой до самой высокой.

- Какого цвета косынка у самой низкой матрешки? (Красная.)

- Какого цвета косынка у матрешки повыше? (Желтого.)

- Какого цвета косынка у матрешки, которая выше матрешки в желтой косынке? (Синего.)

- Какого цвета косынка у матрешки, которая выше матрешки в синей косынке? (Зеленого.)

- Какого цвета косынка у самой высокой матрешки? (Оранжевого.)

- Какого цвета косынки у матрешек, которые ниже матрешки в зеленой косынке? (Синего, желтого, красного.)

- Какого цвета косынки у матрешек, которые выше матрешки в косынке красного цвета? (Желтого, синего, зеленого, оранжевого.)

- Матрешка в оранжевой косынке выше или ниже матрешки в синей косынке? (Выше.)

- Матрешка в зеленой косынке выше или ниже матрешки в красной косынке? (Ниже).

- Какая из матрешек выше? В синей косынке или в зеленой? (Зеленой.)

- Какая матрешка ниже? В синей косынке или в красной? (В красной.)

- Молодцы. Отлично справились с заданием.

- А теперь давайте поиграем в игру «Путешествие матрешек».

- Положите перед собой листы картона. Что изображено на них? Река, мост, цветы, лодка, елочка, куст с ягодами. Вот сюда то и отправятся наши матрешки.

- Сначала вышла в путь одна матрешка. Она решила пойти вперед и рассмотреть все как следует. Возьмите одну матрешку в руки и поставьте ее перед мостом.

-Дальше матрешка решила перейти на другой берег реки. Поставьте матрешку на мост.

- Вот перешла матрешка по мостику и остановилась за ним. Поставьте матрешку за мостиком.

-Подошла матрешка к елочке и решила отдохнуть в ее тени. Поставьте матрешку под елочкой.

- А рядом с елочкой что растет? Куст с ягодами. Посмотрела матрешка на елочку, потом на кустик и решила их сравнить. Какая елочка, а какой кустик? (Елочка высокая, а кустик низкий.) А вокруг – красота! Сколько елочек? Одна. А сколько цветочков? (5). Сколько кустиков? Один. А сколько ягод на кустике? (5).

- Ну что же, пора звать подружек. Матрешки-сестрички, идите все сюда. Поставьте матрешек на травку.

-Решили матрешки сесть в лодочку и поплыть по реке. Посадите матрешек в лодочку. Все матрешки поместились? Сколько всего матрешек село в лодку?

- Вот и закончилось путешествие матрешек. Вернулись все они домой. Поставьте все на свои места.

- А теперь давайте устроим ярмарку наших матрешек. Чтобы они красивее смотрелись, приклейте их на цветной картон.

Теперь вы будете покупателями, будете выбирать себе матрешку. Только условие: свою матрешку не выбирать и объяснить, почему вам понравилась именно эта матрешка.

Звучит плясовая музыка.

Воспитатель:

Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары!
Пышут жаром самовары!
Здесь работы удалые!
Здесь работы озорные!
Всех на ярмарку зовем!
Мы игрушку продаем!
А ну, честной народ!
Подходи посмелей,
Покупай товар, не робей!
Давай – покупай!
Выбирай – забирай!
Ребята, не зевайте.

Кто что хочет – покупайте!
Не ходите никуда.
Подходите все сюда!
Диво дивное!
Чудо чудное, а не товар!
Не ходи никуда, а подходи сюда!
Гляди, моргай, рот не разевай,
Ворон не считай,
Товар покупай!
Здесь игрушки знатные,
Складные да ладные!
Всегда повсюду славятся,
Они и вам понравятся!
Гости! Не зевайте!
Кто что хочет – выбирайте.

Подведение итогов.

  1. О каком народном промысле вы сегодня узнали?
  2. С какими разновидностями матрешек вы познакомились?
  3. Чем отличаются семеновские, загорские и полхо-майданские матрешки?
  4. Какие матрешки вам больше всего понравились? Почему?
  5. В каком направлении можно считать предметы? Изменится ли от направления счета их количество?