Система экономического образования на третьей ступени обучения с использованием метода проектов

Разделы: Экономика


Анализ мирового опыта свидетельствует, что современный высокоорганизованный, социально ориентированный рынок предъявляет повышенные требования к социально-экономическому образованию и воспитанию всех его участников. Необходимы глубокие экономические знания, новое экономическое мышление, высокая экономическая культура. Болонское совещание определило критерии качеств современной личности: предприимчивость и деловитость, расчетливость и хозяйственность, честность и совестливость, инициативность и высокая дисциплина труда, способность к самостоятельному анализу жизненных реалий, принятию ответственных решений и их реализации в экстремальных условиях, готовность к защите своих социально-экономических прав и свобод.

Поэтому сегодня большую значимость приобретает школьное экономическое образование, позволяющее раскрыть национальные ценности, традиции, нормы экономической культуры, предотвратить уход молодежи из производственной сферы; из активного участия в возрождении национальной экономики.

На наш взгляд, целью экономического образования школьников является формирование экономических качеств личности, экономического мышления и рационального выбора.

Актуальность экономического образования в современном обществе не случайна. Это объясняется рядом причин:

  • подвижность и изменяемость экономической ситуации в стране;
  • недостаточная подготовленность выпускников к вхождению в рыночные отношения, и как следствие – пополнение рядов безработных на рынке труда;
  • изменение социального заказа общества, выраженного заинтересованностью руководителей предприятий в экономически грамотных работниках, и родителей, стремящихся подготовить своих детей к жизни;
  • увеличение интереса самих школьников к экономике, т.к. они непосредственно сталкиваются с окружающей действительностью, чаще всего экономической;
  • переход школы к профильному обучению, так как при этом школьное экономическое образование должно быть направлено на социализацию учащихся с учетом потребности рынка труда, создавать условия для их самоопределения, саморазвития личности, а также на осмысление учащимися, в конечном итоге, своего места в жизни.

В связи с этим, от нас требуется сформировать у учащихся соответствующую структуру экономической культуры личности, т.е. знания, умения, убеждения, навыки экономической деятельности; качество личности, направленное на самореализацию в экономической сфере. А также навыков практического применения полученных знаний, как значимой составляющей социальной компетентности, создающей базу для подготовки молодого поколения к жизни, непрерывности общего и профильного образования.

Опыт преподавания экономики в школе с 1996 года, преимущественно в старших классах, дает мне возможность обозначить ряд противоречий:

  • между необходимостью практико-ориентированного содержания школьного образования и академическим содержанием УМК;
  • между принципом непрерывности и преемственности экономического образования и нормативным определением его реализации только в старших классах;
  • между традиционной отметочной системой оценивания и невозможностью ее применения при преподавании экономики

Разрешение данных противоречий, на мой взгляд, обозначено в основных документах МО РФ: Закон “Об образовании”, Письмо Департамента общего среднего образования “Об организации преподавания экономики в ОУ”, Письмо “Об изучении основ предпринимательской деятельности в ОУ”, Постановление Правительства “Об экспериментальном преподавании “экономики” в 10-х классах в 2001–2002 учебном году”, Проект “Обязательного минимума содержания образовательных программ”, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

В ряде школ г. Москвы, С.-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, ХМАО (г. Мегион, гимназия-лаборатория Салахова, лицей № 1 г.Сургута) есть интересные подходы к преподаванию экономики, подбору УМК, организации учебных занятий, реальные итоги которых выражаются в высоких результатах городских, окружных, Всероссийских олимпиад, конкурсов; поступлений учащихся на экономические факультеты.

Изучение нормативных документов, УМК, опыт моих коллег, прохождение курсов переподготовки, повышение квалификации через работу творческой группы учителей экономики г.Сургута, выступление на школьных научно-методических семинарах дают мне уверенность пропагандировать не традиционный, не бизнес- ориентированный, не теоретизирующий, а культурно-функциональный подход к экономическому образованию, который включает в себя следующие задачи:

  • формирование общей экономической культуры;
  • развитие функциональной экономической грамотности;
  • формирование способности к развитию;
  • выработка практических навыков хозяйственной деятельности

Исходя из этого, я определила для себя цель своей работы – развитие личности как субъекта экономической деятельности через освоение экономических знаний и умений, экономической культуры, способствующих будущей социализации учащихся.

В настоящее время существует множество программ по экономике с 1 по 11 классы, которые в большинстве своем акцентируют внимание на теоретизирующем подходе к изучению экономики.

Культурно-функциональный подход актуален в связи с переходом школы на профильное обучение, и рассматривается как наиболее результативный такими авторами как Черняк, Чернышев, Липсиц, которые раскрывают содержание основных экономических понятий через включение учащихся, как будущих субъектов экономических отношений, в реалии сегодняшней жизни.

В основе реализации данного подхода могут быть использованы следующие технологии

В основе данного подхода, на мой взгляд должна быть технология метода проектов, так как она помогает:

  • передавать ученикам не только сумму знаний, но и учит их приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач;
  • приобретать коммуникативные навыки и умения, т.е. работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли;
  • учиться пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более подготовленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Чтобы получить результат, используя данный метод, учителю необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; развить способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

В отличие от традиционного метода обучения, когда учитель передает учащимся некий набор знаний, а они пассивно их воспринимают, обучение направленное на деятельность, способствует эффективно использовать эти знания как в профессиональной деятельности, так и в различных жизненных ситуациях. Метод проектов позволяет устранить недостатки односторонне ориентированного теоретического преподавания и увеличивает возможность приобретения практического и социального опыта, так как его основная идея соединение теоретических знаний по экономике с практическими навыками.

Таким образом, основным методом реализации цели школьного экономического образования я выбрала метод проектов, так как он позволяет организовать учебный процесс, при котором учащиеся получают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, где предполагается, что истинным центром учебной работы должна быть активная деятельность учащихся, выбираемая ими самими.

Cхема. Приложение

Это позволяет формировать портфолио ученика, которое, на мой взгляд, должно определяться не количеством грамот, работ и достижений, а главным образом содержанием, наполнением, осмыслением своего индивидуального маршрута. Экономическое портфолио ученика должно состоять из нескольких разделов, которые сегодня условно можно обозначить так:

  1. Понимание моего места в экономике страны, региона, города.
  2. Мое отношение, суждения, позиции по поводу того, что происходит вокруг, их экономический анализ.
  3. Что я предлагаю для изменения этой ситуации.
  4. Чего я достиг (грамоты, премии, места)

Мы можем формировать портфолио, используя метод проектов следующим образом:

9 класс. Обучение ведется по программе “Введение в экономику”, рассчитанной на учащихся, оканчивающих основную школу и стоящих перед выбором профиля обучения, или обучения в других учебных заведениях.

Цель курса: экономическая подготовка всех школьников, передачи им базовых знаний по экономике с целью применения их на практике.

Проект “Экономика и жизнь”

Проект “Как воспроизводится конечный экономический продукт”

Проект “Анализ способов приватизации”

Деловая игра “Акционерная компания”

Проект “Трудовой контакт”

Проект “Заработная плата”

Проект “Расчет себестоимости, прибыли, цены”

Деловая игра “Рыночная цена”

Проект “Как рассчитать налоги”

Деловая игра “Фондовая биржа”

Результат обучения: учащиеся получают базовый уровень экономической Грамотности, позволяющий уверенно адаптироваться к жизни в обществе, достаточный для выпускника основной школы.

Учащиеся:

  • имеют общие представления об экономике;
  • могут применять экономические знания в практической деятельности;
  • у учащихся выработана активная жизненная позиция по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам.

10 класс

Обучение ведется по программе “Основы экономической теории”, рассчитанной на учащихся, заинтересованных в изучении предмета и продолжающих обучение в средней школе.

Цель курса: формирование поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночной экономики.

Тема 1. “Основы экономической жизни общества”

Тема 2. “Современная рыночная система”

Тема 3. “Банковская система. Денежное обращение”

Тема 4. “Маркетинг”

Тема 5. “Менеджмент”

Тема 6. “Рынок и предприятие”

Тема 7. “Государство в рыночной экономике”

Тема 8. “Мировая экономика”

Результат обучения: это составление (разработка) группового бизнес-проекта и его защита:

  • у учащихся сформирована система экономических знаний;
  • учащиеся обладают элементами экономического мышления
  • учащиеся имеют навыки самостоятельной проектной деятельности.
  • учащиеся знают необходимые минимумы правовых знаний, необходимых для занятий предпринимательством.

11 класс

Обучение ведется по программе “Основы предпринимательства”, рассчитанной на учащихся, заинтересованных связать свое будущее с бизнесом.

Цель обучения: формирование у учащихся системы практико-ориентированных знаний и навыков в области осуществления бизнеса, что должно подготовить их к самостоятельной предпринимательской деятельности и позволить избежать при этом типичных ошибок.

Особенность преподавания данного курса: прикладная ориентация при которой теоретическая часть освещается в прикладном аспекте, с упором на практическое использование при ведении бизнеса.

Практическая часть:

Тема 1. Проекты: “Придумай себе бизнес”, “Что ограничивает и запрещает закон в бизнесе”, “Я осуществляю производственную бизнес - операцию”, “Акции и другие ценные бумаги”, деловые игры: “Рыночная цена”, “Прибыльное производство”, “Коммерческий банк”.

Тема 2. Проекты: “Мы открываем свое дело”, “Могу ли я быть менеджером”, “Разработка маркетинговой программы для своего товара”, деловые игры: “Совет директоров или Как избежать банкротства”, “Конкуренция фирм”, “Биржевой аукцион”.

Тема 3. Проекты: “Расчет налога”, “Как получить и использовать кредит”, “Как рассчитать цену товара”, деловая игра: “Фондовая биржа”.

Тема 4. Проекты: “Оценка ожидаемого риска”, “Деловые переговоры”.

Результат обучения:

Учащиеся:

  • знают особенности, функции, основные этапы предпринимательской деятельности;
  • определяют профессиональные требования, предъявляемые предпринимательской деятельностью к ее участникам;
  • характеризуют основные формы и виды предпринимательства;
  • применяют знания организационных, правовых, экономических, этических основ предпринимательской деятельности для организации своего дела;
  • разрабатывают бизнес-проект по реализации предпринимательской идеи;
  • ведут деловую беседу, переговоры;
  • оценивают свои возможности и наклонности к предпринимательской деятельности.

Метод проектов позволяет формировать критическое мышление: аналитическое, ассоциативное, самостоятельное, логическое, системное; творческое мышление: мысленный эксперимент, самостоятельные перенос знаний для решения новых задач и проблем, способность комбинировать ранее известные методы решения задач в новый способ, способность предвидеть возможные последствия решений, установление причинно-следственных связей. Кроме этого формируются специфические навыки работы с информацией: отбор из разных источников, анализ, систематизация и обобщение, выявление проблем в различных областях знаний, выдвижение обоснованных гипотез их решений, эксперимент, аргументированные выводы, статистическая обработка данных, оформление результатов, работа в коллективе.

При таком построении учебного процесса несколько изменяется роль систематизации знаний, не принимается в расчет традиционная логика структуры урока и учебного материала, поскольку деятельность ребенка основывается на его интересах. При этом учителю приходится не столько передавать ученикам знания, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться этими знаниями для решения познавательных и практических задач; организовывать работу учащихся в разнообразных группах; подбирать задания – проблемы, которые не имеют однозначного решения; уметь самому пользоваться источниками информации и учить детей ее анализировать.

При таком обучении, направленном на деятельность, достигаются следующие цели:

  1. Повышение профессиональной компетентности. Молодым людям предстоит в жизни работать в быстро меняющихся ситуациях с непредсказуемыми последствиями и принимать решения на высоком профессиональном уровне. Данная технология (метода проектов) позволяет отточить знания и приобрести опыт в области будущей профессиональной деятельности.
  2. Повышение учебной компетентности. В данных условиях важно не просто усвоить что-то новое, а научиться самостоятельно добывать нужные знания и применять их на практике.
  3. Повышение социальной компетентности. Одним из методов обучения данной технологии является работа в группах, что учит ребят работать в коллективе, выстраивать отношения с людьми.

Презентация