Здоровьесберегающая организация образовательно-воспитательного процесса

Разделы: Администрирование школы


Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,   прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский

Деятельность МОУ “Детский дом” регулируется федеральными постановлениями, Типовым положением, а также Уставом ОУ, разработанного на их основе. Документы закрепляют права на самостоятельность, разработку и реализацию образовательно-воспитательных программ, дают возможность определять формы, средства и методы обучения и воспитания.

Надымский детский дом - малокомплектное 3-х этажное здание. Находится на полном государственном обеспечении и может принять не более 37 воспитанников.

В настоящее время воситывается 40 воспитанников.

В Детском доме сложился стабильный работоспособный коллектив с творческим потенциалом, накоплен педагогический, методический, профессиональный опыт.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что “традиционная” система организации работы сиротских образовательных учреждений, в настоящее время не отвечает современной действительности. Детский дом является основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и подготовку осиротевших детей к жизни в обществе. В России нет государственных разработанных технологий, программ воспитания детей-сирот.

Изучение опыта других детских домов показал, что воспитательно-образовательный процесс в большинстве случаев ведется стихийно, нет системы, в основном направлены только на профессиональную подготовку.

Усилия педагогического коллектива МОУ “Детский дом” с 2003 года направлены на реализацию Комплексно-целевой программы развития воспитательной системы “Становление”. В рамках общей концепции организации работы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной и семейной жизни считаем, что мы целесообразно используем ряд новых педагогических идей, открывающих творческие педагогические подходы к процессу воспитания. Основой данной программы являются:

Идея целостности: Воспитание, обучение и развитие личностно-ориентированной системы воспитания. В основу ее положен авторитет воспитания, понимаемого как целенаправленное управление процессом развития личности, который основан на принципах педагогики ненасилия.

Идея воспитания на фундаментальных общечеловеческих ценностях: Коллектив Детского дома становится системообразующим фактором воспитательной системы. Именно общечеловеческие ценности отмечает В.А.Кораковский, Н.Е.Щуркова, О.С.Газман, Сталь Шмаков, И.П.Иванов, Я.В.Соколов, А.С.Прутченков, сегодня являются идеологической базой воспитания. Это понятие о Человеке, Семье, Труде, Знаниях, Культуре, Отечестве, Мире.

Идея гуманизации отношений в коллективе: Отношения, складывающиеся между детьми и различными их общностями. Очень важным условием формирования таких отношений является среда, в которой воспитывается ребенок. Она рассматривается как совокупность межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и поддерживаются самими детьми и взрослыми. Осуществление коррекционно-развивающей деятельности, отслеживание результатов. Такая среда воспитывает значительно эффективнее и результативнее, чем любые другие методы.

Идея комплексного медико-социально-психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка: связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребёнка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.

Идея со-управления воспитанников и педагогов через организацию деятельности органа детского самоуправления “Совет воспитанников”, “Центр социализации воспитанников”. Совет воспитанников является координационным центром творческого объединения, который способствует реализации направлений психолого-педагогической, социально-трудовой адаптации воспитанников в условиях детского дома. Помогает сформировать у воспитанников такие качества как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность и готовность выполнять систему социальных ролей человека.

Идея обеспечения системы услуг по семейному жизнеустройству и социальной адаптации детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Идея организации оздоровительного комплекса “Неболейка” для создания условий способствующих укреплению здоровья, снижению заболеваемости детей, формированию устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.

Идея здоровьесберегающей среды в детском доме.

Определили цель программы развития воспитательной системы “Становление”: оптимизация деятельности педагогического коллектива по организации социально-психолого-педагогического сопровождения естественного развития социально-адаптированной личности способствующего социально-нравственной реабилитации, адаптации, правовой защищённости и развитию ключевых компетенций воспитанников.

На её основе разработали задачи, которые являлись ориентирами в разработке Структуры управления ОУ и комплексно-целевого планирования, как отдельных педагогов, так и всей образовательно-воспитательной работы в целом.

В рамках Структуры управления ОУ главная роль отводится деятельности Центра социализации воспитанников, который координирует работу всех звеньев, направленных на формирование социально-интегрированной личности в соответствии с “Моделью профессионально-личностного становления выпускника”.

Данная модель построена с учетом возрастных особенностей детей через определение задач коррекционно-развивающей работы, ведущих видов деятельности, основных форм и методов воспитательной реабилитационной работы с детьми.

В ходе 4-х летней реализации программы развития воспитательной системы “Становление” нами определены и проверены следующие направления деятельности: социальное, педагогическое, психологическое, медико-валеологическое, коррекционно-развивающее и патронирующее.

Потребность и необходимость построения такой системной комплексной медико-психолого-социально-педагогической деятельности обусловлена в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и, как правило, приобретенного негативного социального опыта, так как контингент воспитанников, значительно отличается от родительских детей.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов. Следовательно, общее здоровье человека может проявляться в двух взаимосвязанных формах: психофизиологическое (соматическое) и социально-психологическое здоровье.

В связи с этим, одной из самых важных задач образовательно-воспитательного процесса является создание эффективной системы здоровьесбережения, в которой каждый участник получит комплексную и профессиональную помощь в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Системообразующим принципом здоровьесберегающего пространства в МОУ “Детский дом” является забота о здоровье детей, в рамках которого выделяются такие обязательные условия, как научно-методическая обоснованность работы, подбор и подготовка педагогических кадров (включая заботу о их здоровье) и достаточное финансовое обеспечение.

Специалистами “Центра социализации” осуществляется сопровождение воспитанников на основе углублённого диагностического исследования “Лабораторией психолого-педагогического мониторинга”. Отслеживается уровень развития ребёнка в соответствии с личностной моделью воспитанника каждой возрастной ступени. Готовность воспитанников к самостоятельной жизни оценивается с помощью критериев готовности выпускников. Критерии подразумевают совокупность качественных показателей, определяющих позитивную социализацию воспитанников, т.е. тех характеристик личностного развития, которые необходимо освоить подростку на выходе из Детского дома для успешной интеграции в общество. Системоинтегрирующим элементом технологии мониторинга является диагностическая карта.

На основе выявленных трудностей ребёнка в обучении, воспитании, развитии, составляется индивидуальная программа реабилитации. В течение учебного года отслеживается динамика медико-социально-педагогических изменений, что фиксируется в индивидуальной карте развития.

Если рассматривать здоровьесберегающую деятельность в детском доме, то она ведется по трем взаимосвязанным направлениям: педагогическому, психологическому и медико-валеологическому.

Основой здоровьесберегающей деятельности в педагогическом направлении является:

Организация образовательно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих методик, адекватных возрастным возможностям и способностям воспитанников.

Образовательно-воспитательная деятельность на основе здоровьесбережения невозможна без создания культурологического пространства ОУ: системы дополнительного образования (широкая сеть кружков художественно-эстетической, научно-технической и спортивной направленности); системы реального детского самоуправления.

Формирование у детей адекватности собственному личностному и будущему социальному, в том числе семейному контексту, мы формируем за счет подпрограмм, встроенных в комплексно-целевую программу развития воспитательной системы “Становление”:

- “Воспитание семьянина в условиях Детского дома”; “Ступеньки здоровья”; “Профессиональное самоопределение”; “Коррекционно-развивающие программы педагогов и др.

Конкретное содержание каждой программы определяется спецификой функционирования Детского дома, сложившимися традициями. Вместе с тем факт наличия данных программ позволяет объективно оценить здоровьесберегающую деятельность ОУ, как системную комплексную медико-социально-педагогическую деятельность.

Комплекс этих мер получил общее название “Здоровьеформирующая деятельность Детского дома”.

Традиционно на занятиях педагогами используются психогимнастика, релаксационные минуты, упражнения на развитие познавательных процессов. При организации занятий в группах создается такая среда, которая способствует сохранению здоровья:

- физкультминутки, наличие эмоциональных разрядок, динамических пауз;

- профилактика зрения с использованием офтальмотренажера;

- профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата;

- дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой;

- упражнения на развитие моторики пальцев и кистей рук;

- точечный массаж по А. Уманской биологически активных точек.

Главное условие здоровьесбережения - это использование СанПиН, а также формирование воспитательной среды детского дома (подбор мебели по возрасту и росту детей; отслеживается освещённость помещений; соблюдение зрительного режима и правильной осанки; проветривание помещений; проведение физкультурных минуток в часы самоподготовки).

Просветительно-воспитательная работа направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни детей, формирует навыки ответственного поведения, осуществляется через познавательные развивающие занятия с элементами оздоровительной гимнастики, которые способствуют развитию навыков первичной саморегуляции

Важнейшим условием является гигиеническое воспитание детей, которое включает в себя санитарно-просветительскую работу.

На практических занятиях воспитанники приобретают навыки приготовления вкусной и полезной пищи, узнают о витаминах и их роли в обеспечении здоровья.

Толерантные черты характера формируются через серию домашних часов, создание благоприятной среды для совместных игровых мероприятий.

Организация рационального питания.

Рацион питания воспитанников составлен на основе принципов здорового образа жизни и гигиены питания:

- состав продуктов разнообразен и сбалансирован;

- количество соответствует нормам;

- режим и организация питания четко выполняемы.

Физкультурно-оздоровительная работа по рациональной организации двигательной активности воспитанников, включает динамические и активные паузы в режиме дня.

Спортивные мероприятия воспитывают дух сотрудничества и взаимовыручки, интерес к спорту, что приводит к положительным результатам в воспитательно-оздоровительной работе.

Закрепление полученных знаний осуществляется на практике в оздоровительном комплексе “Неболейка” под руководством медицинского работника.

Психологическое направление деятельности “Центра социализации” в первую очередь предполагает комплексное системное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в целостном образовательно-воспитательном процессе, которое невозможно без скоординированной совместной работы педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, воспитателей образовательного учреждения.

К основным направлениям деятельности психологического сопровождения относятся:

- психологическое просвещение;

-психологическая профилактика: предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

- углубленное психологическое изучение воспитанников на всех возрастных этапах развития,

- психологическая коррекция по программе “Развитие сенсомоторики и психических процессов”;

- консультативная деятельность.

- профилактика вредных привычек и формирование бережного отношения к здоровью через психопрофилактическую программу “Ибис”, оформление уголка здоровья.

Особое значение, по нашему мнению, имеет также психологическая поддержка здоровья воспитателя в процессе его профессиональной деятельности. С этой целью проводятся тренинги, направленные на сохранение профессионального здоровья педагогов. Организуются семинары- практикумы направленные на повышение уровня методической подготовленности педагогов к организации здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях детского дома.

Медико-валеологическое направление реализуется через оздоровительный комплекс “Неболейка”.

Медицинской службой осуществляется ежедневный контроль за:

- соблюдением и выполнением санитарно- гигиенических, противоэпидемических мероприятий;

- оптимальным температурным режимом, освещения, проветривания, кварцевания помещений;

- за организацией питания, в том числе и диетического осуществляет диет – сестра;

- контроль за соблюдением обработки продуктов, состоянием товарного соседства, выполнением норм сан-эпид. режима пищеблока.

Ежегодно 2 раза в год среди воспитанников проводится углубленный медицинский осмотр узкими специалистами.

Из бюджетных и внебюджетных средств около 2млн. рублей, мы переустроили два помещения под оздоровительный комплекс, закупили мебель, водоочистную систему и после углубленного обследования в ноябре 2006 года в Государственном Учреждении Научно-Исследовательского Института Медицинских проблем Крайнего Севера, который показал, что 87% детей имеют два или более диагноза хронического заболевания, начали работу по реализации проекта оздоровительного комплекса “Неболейка”, который рассчитан на 2007-2010 годы.

В феврале 2007 года приняли участие в Окружном конкурсе социально-значимых проектов. В апреле мы стали обладателями Гранта Губернатора ЯНАО по представленному проекту реализации деятельности оздоровительного комплекса “Неболейка” на запрашиваемую сумму 200 тысяч рублей.

Цель проекта: создание условий, способствующих укреплению здоровья, снижению заболеваемости, формированию устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.

В процессе реализации проекта предполагается модернизация организационно-управленческих, научно-методических, материально-технических условий. Проект осуществляется поэтапно с 2007 года по 2010 г.г. в рамках основных направлений и ключевых мероприятий Комплексно целевой программы развития воспитательной системы “Становление”.

Основные результаты, достигнутые в рамках проекта:

- приобретено необходимое оборудование для реализации оздоровительных мероприятий;

- закуплен программно-технический комплекс ORTO EXPERT, который предназначен для оценки функционального состояния организма по сердечному ритму (диагностика основана на анализе взаимодействия регуляторных систем организма, управляющих работой сердечно-сосудистой системы, позволяет классифицировать 3 состояния организма: удовлетворительное, напряженное, неудовлетворительное).

- обустроили оздоровительный комплекс, подключили оборудование;

- издали нормативно-правовые акты по сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

- внедрили психопрофилактические программы “Ступени здоровья”, “Прививка от стресса”, программа валеологического просвещения детей “Азбука здоровья”;

- применяем приёмы аутогенной тренировки, с целью коррекции психоэмоционального состояния;

- с помощью программно-технического комплекса ORTO Expert отслеживаем функциональное состояние организма детей, эффективность реализации лечебно-профилактических мероприятий.

На основе экспресс-информации об исходном вегетативном тонусе и адаптационных возможностях, составлен комплекс общих профилактических и оздоровительных процедур для каждого воспитанника.

Сотрудниками ГУ Научно-исследовательского института медицинских проблем Крайнего Севера и МОУ “Детский дом” разработаны рекомендации для работы с детьми, внесены коррективы по таким видам оздоровительных процедур как: закаливание, психофизическая тренировка, коррекция питания, водные процедуры, гидромассаж, циркулярный душ, контрастные ванны, вибрационный и успокаивающий массаж, фитолечение, психологическая коррекция, витаминотерапия.

В результате целенаправленной работы педагогического коллектива по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни на толерантной основе и принципах здоровьеформирующей среды, отмечаются позитивные показатели в снижении: уровня заболеваемости; количества детей “группы риска”; уменьшении количества детей с высоким уровнем агрессивности и тревожности; повышении уровня способности к саморазвитию и самообразованию и степени удовлетворённости жизнью в детском доме.

Учитывая, что проблема детского оздоровления нуждается в настоящее время в комплексном подходе медико-психолого-социально-педагогической деятельности, здоровьесбережение в условиях каждого образовательного учреждения как никогда актуальна и поэтому программу развития руководители всех детских домов должны разрабатывать на здоровьеформирующем фундаменте.