Формирование композиционных умений у старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблемы совершенствования процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста являются актуальными, так как именно в этот период закладываются основы разнообразных видов деятельности ребёнка, сопутствующих благополучному овладению знаниями, умениями и навыками в будущем.

Для дошкольника одной из важных задач является овладение умениями художественно-изобразительной деятельности. В практике работы детского сада, данному вопросу уделяется мало внимания, а потребность огромна, так как недостаточный уровень овладения композиционными умениями в дошкольном возрасте влечет за собой огромные трудности всего последующего периода обучения изобразительной деятельности. Очень важно, чтобы преодоление определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности вызывало у детей чувство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие возможности.

Наибольшие затруднения для дошкольников представляют композиционные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, цвета и пространства в детских работах. Для их преодоления необходимы некоторые усилия и знания при выполнении изобразительных и декоративных работ. Знание основ композиции и владение композиционными умениями, влияющими на развитие творческой личности, должно закладываться ещё в детстве, так как за счёт этого формируется элементарная грамотность восприятия произведений искусства и целостного восприятия мира в будущем.

Дошкольный возраст характеризуется как благоприятный для развития продуктивных видов деятельности. Но в дошкольной практике мы нередко сталкиваемся с тем, что иногда бывает трудно добиться достаточно грамотных и в, тоже время художественно выразительных детских работ по изодеятельности. Причина этого – недооценка обучающей и воспитывающей роли художественной композиции. Композиция как сочинение, взаимно связывает все изобразительные средства и является “самым содержательным компонентом художественной формы”[4].

Так, энциклопедический словарь юного художника содержит в себе определение: “Композиция (от лат.compositio- сочинение, составление, связывание, соединение частей в единое целое в определённом порядке) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Как правило, композиция строится на сопоставлении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов. Помимо соподчинения, область композиции включает и выбор, состав таких элементов” [6, с. 334].

Основная задача при выборе композиции – стремление добиться такой организации элементов изображения, которая в завершенной отделке поверхности обладала бы целостностью и единством, где второстепенные детали подчинялись бы главным. Согласно этим требованиям при компоновке элементов изображения используют следующие средства выразительности, правила и приёмы: равновесие, контраст, ритм, линии, светотень и др.

Дошкольный период в формировании композиционных умений является чрезвычайно важным и ответственным. В основе изобразительной грамоты лежит композиция, которая охватывает практически любую изобразительную задачу. Изобразительная деятельность детей тесно связана не только с психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент.

Детям для создания эмоциональной и образной композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни интересные события, персонажи, мотивы.

Н.Е. Михайлова, профессиональный художник и педагог, отмечает, что изобразительная деятельность единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс. Автор подчеркивает, что положительное подкрепление взрослым детских работ (понимание и одобрение) вкладывает у ребенка уверенность в себе, в своих способностях и укрепляет интерес к композиционной грамотности [2, с. 67-69].

Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детских работах. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание сами по себе не существуют; они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли автора-ребенка.

Н.А.Ветлугина отмечает, что каждый ребенок обладает своим особым запасом впечатлений и наблюдений. Индивидуальные особенности жизненного опыта сказываются всегда на восприятии сюжетов. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов. Интересно, сто, создавая образ целого сюжета, стремясь к полноте, правдоподобию изображения, ребенок выбирает, однако, самые характерные его признаки и особенности [1, с. 74].

Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка. Как, мною было уже отмечено, что композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. Опыт показывает, что детям дошкольного возраста доступно элементарное представление о композиции как о произведении , созданном художником по определенному замыслу, в соответствии с которым определенным образом располагаются предметы, части изображения. Не вызывает особых затруднений формирование элементарных понятий о форме листа бумаги, масштабе изображения. Под форматом ими понимается форма, которая может быть прямоугольной, квадратной, круглой и т.д.

Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной наполненности. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в её реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Однако в работах некоторых дошкольников можно встретить и воздушную перспективу. Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритмичность придает организованность, упорядоченность построению рисунка, аппликации, лепки. Это отвечает часто по существу избранной ребенком теме. Часто дети в своих сюжетных работах часто нарушают пропорции предметов, хотя и не замечают этого (фигура человека выше дома и т.д.). В выразительном изображении форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов, определенного расположения фигур.

Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление.

В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, рисования с натуры и по памяти, тем активнее в сознании возникают разнообразные ассоциации и связи.

В дошкольном возрасте для активизации наблюдений рекомендуется такой игровой приём – “фотографирование” детьми тех или иных объектов действительности через самодельные фотоаппараты и затем “проявление снимков” в виде рисунков или аппликаций. Всё это способствует умению видеть в окружающей жизни интересный мотив композиции.

Отсутствие целенаправленной системной работы по подготовке детей к изобразительной деятельности снижает уровень художественно-творческой активности, ведет к ошибкам в изображении. Обычно это связано с тем, что дети недостаточно хорошо представляют себе объекты композиции, поэтому перед выполнением заданий необходимо знакомить детей с подобными объектами и явлениями, можно организовать посещение музеев, организовать походы и экскурсии в близь лежащие парковые зоны, скверы. Это будет не только одним из этапов подготовки воспитанников к выполнению задания, но и средством эстетического, патриотического воспитания, расширит кругозор детей.

По мнению Е.А. Флериной “творческий характер изобразительной деятельности определяется сознательным отражением в рисунке, аппликации, лепке тех впечатлений, которые дети получают от восприятия окружающего мира” [3, с. 128].

В процессе дидактических игр дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов, которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в композиции рисунка, лепки, аппликации. Такие игры дети сами с удовольствием создают. Дошкольники должны усвоить выразительные возможности различных форматов, правила и приёмы решения композиции в этих форматах. Цветовое решение всей композиции может строиться в теплом или холодном колорите, на сочетании нежных или ярких цветов, с преобладанием контрастов. Для достижения цветовой цельности композиции полезно предложить детям поработать двумя или тремя цветами. Это поможет им избежать пестроты и дробности в работе. Характер темы определяет цветовое решение композиции. Колористическое решение темы создает то или иное звучание образа.

Также необходимо обращать внимание детей на интересные события, персонажи, ракурсы и состояния в окружающей жизни. Постоянное выполнение набросков, зарисовок с натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное мышление.

Важно объяснить детям и дать им почувствовать, что движение может быть различного характера. Полезно проводить парные работы. Например, в одной передать резкое быстрое движение, используя ломаные линии, а в другой – медленное движение, используя спокойные ритмы, плавные линии.

Немало важно использовать в работе контраст форм, размеров, цветовых сочетаний и т.п. Динамичность одних предметов можно подчеркнуть статичностью других.

При выполнении заданий, связанных с размещением на плоскости геометрических фигур, цветов, листьев важно обратить внимание детей на то, что необходимо учитывать свободное пространство, промежутки между формами. Не стоит забывать и о выделении композиционного центра, который играет важную роль в решении композиции.

Большое значение в процессе создания образов приобретают индивидуальные особенности детей. Они проявляются не только в своеобразном видении, но и в сохранении индивидуальной манеры исполнения своей работы.

Вывод: формирование композиционных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста зависит:

1. От процесса возникновения и становления творческой изобразительной деятельности детей (обогащение впечатлениями – сам акт творчества - применение в жизни его продукции).

2. От путей становления художественного образа у детей (замысел - поиски средства – воплощение).

3. От последовательно меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ процесса творчества – частичное соучастие в нем – самостоятельная композиция детей).

4. От комплексного использования взрослым разнообразных средств, приемов, методов, форм, способствующих самостоятельному композиционному решению в рисовании, лепке, аппликации детей.

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. -М., 1972.
  2. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста./Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. -М., 1988.
  3. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. -М., 1961.
  4. Шорохов Е.В. Композиция. -М., 1986.
  5. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции. -М., 1977.
  6. Энциклопедический словарь юного художника./Под ред. И.И.Платоновой, В.Д.Симонова/. -М., 1983.