Интеграция как средство реализации речевого творчества младших школьников

Разделы: Начальная школа


В последнее десятилетие обучение родному языку в школе существенно изменилось. Все более четкими становятся коммуникативно-речевая направленность языкового образования, реализация речевого и литературного развития младших школьников, следовательно, вопросы развития самостоятельной письменной речи учащихся приобретают особое значение.

Подсистемы обучения родному языку (языковое образование, литературное развитие, речевое развитее) взаимосвязаны, особенно на практическом уровне. Одним из связующих компонентов может выступать творческая работа. Творческие работы являются сложными и по своей организации, и по возможности прогнозирования результатов, и в связи с необходимостью проведения с младшими школьниками подготовительной к ним работы.

На мой взгляд, наиболее продуктивным является интегрированное обучение.

Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира.

Цель интегрированного обучения – научить детей представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Меня заинтересовал вопрос о влиянии интегрированного обучения на формирование способности к речевому творчеству у младших школьников.

Речь ребенка является ключевым моментом в общем развитии. От уровня развития речи и мышления зависит качество дальнейшего обучения.

В начале учебного года в 1 классе было проведено обследование устной речи. И самыми низкими показателями оказались – обученность связной речи. У 20-ти учащихся из 30-ти связная речь не развита, дети не видят причинно-следственные связи. Не смогли ответить на вопрос: Почему?

Актуальность проблемы развития речи младших школьников определила тему исследования: “Интеграция как средство развития речевого творчества младших школьников”.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения развивающих упражнений для развития речевого творчества в условиях интегрированного обучения.

Объект исследования – образовательный процесс.

Предмет исследования – интегрированное обучение как условие развития речевого творчества младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие речевого творчества младших школьников будет более эффективным, если проводить в системе специальные задания и упражнения творческого характера, в условиях интегрированного обучения.

В соответствии с проблемой, объектом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

Задачи исследования:

  1. выявить теоретические основы развития речи;
  2. рассмотреть психолого-педагогическое обоснование интегрированного обучения, проанализировать технологию интегрированного обучения;
  3. отследить динамику развития речи младших школьников;
  4. систематизировать задания, направленные на развитие коммуникативных качеств ребёнка;
  5. разработать упражнения по развитию речевого творчества младших школьников.

Для решения поставленных задач определила методы исследования:
– анализ психолого-педагогической и методической литературы;
– организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, анкетирование, изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

Изучению вопроса развития речи учащихся посвящены исследования Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Н. С. Рождественского, Т. Г. Рамзаевой, М. С. Соловейчик, Л. И. Тикуновой и других.

Можно выявить объективное противоречие между информационно-ориентированной моделью обучения младших школьников и необходимостью использования коммуникативного метода, без которого невозможно развитие речевой деятельности школьников.

Так как по существующим учебно-методическим комплектам учащиеся осваивают те способы выполнения речевых заданий, которые требуют фронтальной или индивидуальной работы, а коммуникативная функция речи в наибольшей степени реализуется во взаимодействии участников речевого общения.

Важнейшим препятствием для творчества выступает ограничение “свободы полета”. Преодолеть это возможно при помощи вертикального тематизма, разработанного И. В. Кошминой, где принцип объединения нескольких школьных предметов – диалог на заданную тему.

Вертикальное интегрирование: объединение нескольких школьных предметов с целью организации диалога на заданную тему, конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл – она как ключевая фраза, лейтмотив проходит через несколько уроков в течение недели.

Я применяю в своей работе данный опыт так как вертикальная тема на уроке занимает от пяти минут до 15 минут, ее реализация различна: иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение и ассоциации, новые упражнения или творческие задания, проблемный диалог, и др.

В своей работе использую, следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).

Пластообразная – наслоение различных видов деятельности на уроке.

Например, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, литературе; в музыке

Спиралевидная – в основу этой формы организации урока положен принцип концентричности.

Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло).

Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке.

Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. Провожу такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование, урок – исследование, урок – восхищение, и т.п.

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия. Дети могут самостоятельно выбрать деятельность, организовать вокруг себя предметное пространство и общение.

Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному.

Их цель – создание своего, нового, оригинального, на основе предложенного учителем или подобранного учащимися материала.

Система развития речевого творчества мною представлена по принципу от простого к сложному, от воспроизводяще-творческой деятельности учащихся к творческой. При выполнении этих упражнений, учащиеся должны постепенно подводится к выполнению собственно творческих заданий. На подготовительном этапе работы я использую лексические упражнения.

На следующем этапе.

  1. Подготовка и запись предложений по картинке с грамматическим заданием.
  2. Составление и запись предложений по картинке на определённую тему.
  3. Подготовка и запись ответов на вопросы на основе рассмотрения картины.
  4. Составление и запись ответов на вопросы по прочитанному тексту.
  5. Дополнение предложений изучаемыми словами, словосочетаниями, содержащими в себе закрепляемые и повторяемые орфограммы.
  6. Составление и запись предложений, подбор примеров на изучаемые орфограммы.
  7. Составление и запись рассказа.
  8. Составление и запись изложения.
  9. Составление и запись сочинения:
    1) на основе коллективного отбора материала для высказываний и систематизации его;
    2) по аналогии с прочитанным материалом;
    3) основанного на материале жизненных наблюдений, предварительно прочитанного рассказа, статьи учебника, журнала, газеты;
    4) на основе изучения предложенного материала и изложения его в изменённом виде;
    5) на тему, данную в учебнике или учителем.

Некоторые виды творческих письменных упражнений, способствующих развитию мыслительных операций, целенаправленного и интенсивного развития словесно-логического мышления и устной речи.

– Создание двух текстов из одного псевдотекста по смыслу;
– создание двух текстов из одного, содержащего слова – омонимы;
– создание текста учащимися по кругу.

Виды работ творческого характера:

  • написать сочинение по картинкам,
  • сочинение на основе творческого воображения,
  • сочинение с грамматическим заданием,
  • с элементами сравнительной характеристики,
  • подготовить доклад,
  • написать сказку,
  • оставить сценарий,
  • сочинение – рассуждение,
  • сочинение с элементами описания,
  • сочинение на избранную тему,
  • сочинение – миниатюру.

Сочинение занимает особое место в моей работе. Начиная в 1 классе в виде небольших устных сообщений, ярких эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьёзную планируемую умственную работу.

Во 2-м классе происходит преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элементы индивидуального творчества преобладают в устных рассказах в виде небольших зарисовок, эпизодов, выражений своих чувств, сообщений о себе, о своих поступках. Также учащиеся получают индивидуализированные темы для рассказов и мини-сочинений (“Моя семья”, “Любимая игрушка”, “Мой питомец”)

Например: “Моя любимая игрушка” (2 кл.). Данная тема соединяет три учебных предмета: чтение, рисование, русский язык.

На внеклассном чтении происходит знакомство с произведениями, которые посвящены игрушкам (А. Барто, В. Драгунский и др.). Проводится беседа о бережном отношении к ним.

К уроку рисования дети приносят свои любимые игрушки. Во вступительной беседе они рассказывают о них, почему считают их любимыми. После чего, выполняется рисунок игрушки (предлагается оформить его в виде книжечки).

Завершающим уроком по данной теме является урок русского языка, где учащиеся пишут мини-сочинение “Моя любимая игрушка” и заканчивают оформление книжечки. Но перед этим я даю задание взять интервью у своих родителей. На первых порах я предлагаю готовый вариант вопросов, а в дальнейшем дети сами будут готовить вопросы для своего интервью.

Хочу остановиться на сочинениях учащихся 2 класса – ноябрь 2010г., по теме “Три желания”. Это сочинения победителей в параллели 2-х классов конкурса “Я умею сочинять”, прошедшего в рамках предметной недели по русскому языку. 1 место – 2 уч.. 2 место – 1 уч., 3 место – 1 уч.

Использую серии игровых заданий, способствующих формированию образного видения сюжета и персонажей произведения, которое готовится к инсценировке: “Слышу – воображаю” и “Вижу – воображаю”.

Задание 1 “Угадай, кто это?”
Цель: учить составлять высказывание об образе персонажа по деталям костюма.

Задание 2. “Узнай героя сказки”.
Цель: учить определять образ персонажа по названным признакам и составлять развернутое высказывание о нем.

Задание 3. “Угадай эпизод сказки”.
Цель: учить узнавать и рассказывать эпизод сказки по опорным словам.

Задание 4. “Сложи иллюстрацию сказки из разрезных картинок”.
Цель: учить составлять целую воображаемую картину – эпизод сказки из отдельных частей иллюстрации.

Кроме того, использование театрализованных игр способствует развитию у детей творческих способностей: творческого мышления, творческого воображения.

Использую в работе игры:
“Придумай сказку и покажи”,
“Придумай и покажи мультфильм”,
“Продолжи сказку, рассказ”,
“Измени сказку” и т.д

В играх дети учатся сочинять собственные сказки, придумывают продолжение уже известных сказок, пишут письма Например : “Письмо деду Морозу”, выступают от имени сказочных героев и т.д.

Использование игровых заданий, театрализованных игр, игр-драматизаций способствует формированию у учащихся полноценной творческой речевой деятельности, ее коммуникативной направленности.

Результаты интегрированного обучения:

  • повышение уровня знаний;
  • изменение уровня интеллектуальной деятельности;
  • эмоциональное развитие учащихся;
  • рост познавательного интереса;
  • включение учащихся в творческую деятельность.

Моя тема ещё не завершена, но могу сказать, что уже на промежуточном этапе я вижу положительные результаты системы работы над развитием речевого творчества младших школьников.

Таким образом, предложенная система заданий и упражнений способствует развитию речевого творчества в условиях интегрированного обучения.