Как образуются понятия. 6-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 6


Тема урока: Как образуются понятия

Тема учебного раздела: Человек и информация

Продолжительность урока: 45 минут

Порядковое место учебного занятия: четвертый урок в данной теме

Уровень учащихся: базовый

Цель: создать условия для изучения и закрепления материала по теме урока.

Задачи:

Образовательные:

  • дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий - анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес учащихся; деятельностные компетенции;
  • развивать у учащихся логическое мышление, память, внимание;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, исследовательские навыки.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный

Формы обучения: беседа, самостоятельная работа, коллективная работа

Оборудование: проектор, интерактивная доска, персональные компьютеры

Средства обучения

Презентация (Приложение1);

Презентация-тест (Приложение2), созданная на основе заготовки, подготовленной А.Г. Баханским, доцентом кафедры теории и методики обучения информатике НИРО. Презентация будет работоспособна только при низком или среднем уровне безопасности.

План урока

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала (5 мин).
  3. Изучение нового материала (13 мин).
  4. Закрепление изученного материала (10 мин).
  5. Домашнее задание (1 мин).
  6. Практическая работа (15 мин).

Ход урока

1`. Организационный момент

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала

Учитель вызывает одного ученика к ИД для выполнения заданий (слайды 2 и 3 Приложения1) и обсуждения с учащимися основных моментов темы "Понятие как форма мышления".

3. Изучение нового материала

Беседа учителя и учащихся с использованием презентации, выполнение предложенных заданий. Запись темы урока в тетрадях.

Учитель: Назовите фигуры, из которых составлен этот автомобиль (слайд 4).

Ученики перечисляют фигуры.

Учитель: Сейчас вы выполнили операцию анализа: вы разделили объект на составные части (слайд 5 - определение).

Запись понятия в тетрадях.

Операция, обратная анализу называется синтез (слайд 6). Ребята, выполните, пожалуйста, задание: Инфознайка уронил CD диск. Когда он собрал осколки, один осколок оказался лишним. Какой?

Слайд 7. Загадка. В тексте загадки указаны существенные признаки объекта. Мысленно соединив их вместе (произведя операцию синтеза), вы получили ответ.

Запись понятия в тетрадях.

Вопрос учащимся: Среди этих пяти карточек найти три одинаковых (совпадающих с точностью до поворота). Отражать карточки нельзя. (слайд 8).

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны произвести сравнение. (на слайде появляется определение).

Для закрепления дается еще одно задание (слайд 9)

Запись понятия в тетрадях.

Вопрос к учащимся: Отвлекаясь от размера и цвета, выделите лишь форму рисунка, сосчитайте, сколько нарисовано солнышек. (слайд 10).

После обсуждения и выполнения задания на слайде появляется определение.

Задание (слайд 11): Сколько устройств, изображенных на рисунке, предназначены для вывода какого-либо из видов информации?

Учитель: Для выполнения данного задания вам пришлось абстрагироваться (отвлечься) от всех признаков объектов, кроме одного, существенного для ответа на вопрос.

Запись понятия в тетрадях.

Задание (слайд 12): В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки.

Учитель: В ходе выполнения задания вы произвели обобщение существенных признаков (т.е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов. Обобщение - это мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

Запись понятия в тетрадях.

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с основными формами логического мышления.

Задание (слайд 13): Заполните пропуски устно. Проверьте свои ответы (слайд 14).

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих ряду однородных предметов.

Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов.

Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез частей предмета, отдельных признаков в единое целое.

Закрепление изученного материала

Учитель вызывает одного ученика к ИД для закрепления полученных на уроке знаний с помощью задания-теста (Приложение2).

Выполняются задания № 3, 4, 6-8 на стр. 40-42 учебника.

Домашнее задание

Учебник стр. 38-40 (прочитать), Самое главное Р.т. стр. 45 № 11, 12, 16, 17, 18

Практическая работа

  • Практическая работа № 8 (Задание 1), учебник, стр. 140. Работа выполняется учащимися самостоятельно по приведенному в учебнике описанию.

Список литературы

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю.. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
  3. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса /Л. Л. Босова. - 4-е изд., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Логика: Учебное пособие / А.Д. Гетманова, А.Л. Никифоров, М.И.Панов и др. - М.: Дрофа, 1995

Использованные Интернет-ресурсы

  1. Презентация использует макрос Drag and Drop, созданный hw@lemitec.de
  2. It-n.ru - сообщество творческих учителей
  3. www.infoznaika.ru - задания 2010 г.
  4. www.konkurskit.ru - конкурс Кит, задания 2008 г.