Развитие и коррекция творческого воображения дошкольников с нарушениями слуха в условиях ДОУ

Разделы: Коррекционная педагогика


Содержание педагогического процесса во многом определяется социальным заказом. Это влияет на формулировку задач обучения и воспитания, на определение содержания педагогического процесса и на выбор адекватных методов и средств. Сегодня достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи, адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Следовательно, формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории, дефектологии и практики на современном этапе.

Мы изучили данные современных научных исследований в области коррекции творческого воображении детей с нарушениями слуха, проанализировали организацию работы по коррекции творческого воображения дошкольника ДОУ, и разработали рекомендации по оптимизации коррекции творческого воображения дошкольников с нарушенным слухом.

Анализируя современные подходы к проблеме коррекции творческого воображения детей с нарушенным слухом. Все авторы указывают на необходимость использования изодеятельности, моделирования, игры, драматизации для коррекции творческого воображения. При этом делают акцент на одновременное формирование структурных и операциональных компонентов творческого воображения. В результате такого обучения может быть существенно преодолено отрицательное влияние нарушенной слуховой функции на деятельность воображения.

Таким образом, при развитии воображения необходимо решать следующие основные задачи.

  1. Обогащать и расширять словарный запас ребенка.
  2. Формировать структурные компоненты творческого воображения за счет обогащения эмоционально-чувственного опыта детей, увеличения объема их представлений об окружающей действительности, расширения кругозора.
  3. Формировать операциональные компоненты творческого воображения за счет развития у дошкольников способности к переконструированию, комбинированию элементов опыта (т.е. комбинаторных навыков). Особое внимание следует уделять формированию у детей такой операции, как реконструкция на базе “включения”, позволяющей вариативно использовать один и тот же элемент для создания различных образов.
  4. Создавать условия для формирования комбинаторных механизмов воображения: создание проблемных ситуаций, постановки логических задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения.
  5. Развивать игру как совместную деятельность, обогащать сюжеты и содержание детских игр.

На первой ступени коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушение слуха, важно сформировать предпосылки для развития творческого воображения. Необходимо создавать условия для развития предметной деятельности. Формировать представления о свойствах предметов. Создавать условия становления воссоздающего воображения.

На второй ступени реализуются задачи по развитию воображения. Необходимо учить детей применять знакомые предметы в незнакомой ситуации, разбирать предмет и компоновать его части в новый образ.

Выделенные выше задачи могут быть полноценно реализованы при наличии необходимой технической базы: аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.

Рекомендации по оптимизации коррекции творческого воображения в условиях ДОУ

Схема организации коррекции творческого воображения в ДОУ представлена в приложении 1.

Об эффективности коррекции творческого воображения дошкольников с нарушениями слуха в условиях ДОУ можно говорить только в том случае, если обеспечена целенаправленная, скоординированная работа всего педагогического коллектива. При этом необходимо выполнить ряд рекомендаций.

  1. Использовать на начальном этапе обучения специальные задания на конструирование, которые выполняются учащимися на предметно-действенном уровне.
  2. Использовать задания, моделирующие деятельность воображения на наглядно-образном уровне.

Они формируют у учащихся способность осуществлять все операции по переструктурированию элементов во внутреннем плане, а не на уровне предметных действий. И те и другие задания направлены на формирование у учащихся комбинаторных механизмов воображения и, в первую очередь, операции “включения”, позволяющей создавать на основе одного и того же элемента самые различные образы.

  1. Использовать на занятиях по изобразительной деятельности и в кружковой работе широкий ассортимент природных и синтетических материалов для обогащения чувственного опыта учащихся, с целью расширения у них объема представлений об окружающей действительности, т.е. с целью формирования структурных компонентов творческого воображения.
  2. Развивать у учащихся способность к сюжетному конструированию, включению заданных элементов в развернутый контекст; формировать у детей целостное видение мира, представления о взаимосвязи объектов окружающего мира.
  3. Акцентировать внимание на создание объектов в динамике, в характерных для них движениях, позах, что способствует более глубокому пониманию учащимися природы вещей, формированию у них развернутых представлений об окружающих объектах.
  4. Выделить в качестве структурного этапа занятия по изодеятельности работу с формой.
  5. Предоставить дошкольникам свободу в выборе объектов деятельности, материалов для их изготовления, способов их обработки; разъяснить возможности вариативного выполнения одних и тех же объектов за счет использования различных материалов.
  6. Использовать на этапе планирования предстоящей работы так называемых “открытые планы”.
  7. Включить в качестве структурного элемента на заключительных этапах занятий по изобразительной деятельности режиссерские и сюжетно-ролевые игры, подразумевающие создание детьми воображаемых ситуаций, принятие роли и моделирование своего поведения.
  8. Создавать в процессе занятий проблемные ситуации, ставить перед детьми задачи логического типа, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность творческого воображения и способствует формированию механизмов комбинаторики данного психического процесса.
  9. Обеспечить систематическую и планомерную работу по развитию речи детей с нарушениями слуха. Разнообразить виды, методы и приемы работы по данному разделу.
  10. Разнообразить дидактические и словесные игры, а также игры-драматизации.
  11. Шире использовать метод проектов и исследовательскую деятельность детей для обогащения эмоционально-чувственного опыта, увеличения объема их представлений об окружающей действительности, расширения кругозора.

Рекомендации по коррекции творческого воображения на занятиях по развитию речи

Для старших дошкольников с сохранным слухом характерно появление и развитие самостоятельного словесного творчества, в тоже время своеобразие развития устной речи и восприятия глухим ребенком рассказа, сказки не создает основы для развития его словесного творчества. Особенностью восприятия текста ребенком с нарушенным слухом является то, что он воспринимает и понимает отдельные слова и не всегда смысл. А без полного и правильного понимания смысла рассказа, сказки невозможно учить их умению воспроизводить возникшее на основе слова представление, пересказывать, а затем и переконструировать. Таким образом, основной задачей сурдопедагога будет работа над пониманием, осмыслением связного текста.

Мы предлагаем разнообразить работу над текстом, включив различные методы и приемы коррекции творческого воображения. Еще до восприятия написанного текста мы рекомендуем рассматривать книгу, состоящую из одних картинок. В процессе рассматривания дети решают различного рода задания на наглядном уровне. Например, даются задания найти и показать, кто из изображенных на картинке улыбается, плачет, говорит. Далее детям предлагаются задания по развитию правильного восприятия движений, детям предлагается выполнить их по подражанию.

Для более лучшего соотнесения отдельных слов с их значением можно использовать следующий прием. На большом плакате весь текст представлен в словесном оформлении, и этот же текст, но с заменой отдельных слов картинками с изображением соответствующих предметов предлагается индивидуально каждому ребенку. С этой же целью детям предлагаются тексты с пропущенными словами, которые они могут подбирать по смыслу, опираясь на целый ряд предметных картинок, названия которых необходимо вспомнить и воспроизвести с учетом всего контекста.

Для привлечения внимания к смысловому содержанию прочитанного, мы предлагаем шире использовать:

  • предварительное рассказывание педагогом с обыгрыванием условных фигурок, обозначающих действующих лиц произведения;
  • демонстрацию рисунков и иллюстраций, точно совпадающих с содержанием текста и имеющих к ним косвенное отношение – из числа таких иллюстраций дети отбирают только нужные и объясняют свой выбор, ссылаясь на материалы текста;
  • самостоятельное иллюстрирование прочитанного;
  • игры-драматизации.

В рамках решения задач коррекции творческого воображения с целью развития комбинаторных способностей, детям предлагаются следующие виды работ:

  • на придумывание начала или продолжение текста;
  • вспомнить случаи, аналогичные изложенному в тексте;
  • перенести те факты, о которых прочитали, на сходные ситуации из жизни детей;
  • придумать свой рассказ на близкую тему.

Второе направление коррекционной работы – учить дошкольника использовать речевой материал изучаемых текстов для обогащения собственной речи детей новыми оборотами, словами, словосочетаниями. Такой речевой материал как бы “вращивается” в речь ребенка.

Далее мы предлагаем проводить работу по обучению детей перефразированию: дети учатся перестраивать сложные предложения в простые и наоборот, а предложения с прямой речью перестраивать в косвенную и наоборот.

Последовательное и целенаправленное решение задач на каждом этапе позволит расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации; обеспечит усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных особенностей их образов; поможет сформировать представления о композиционном построении сказок; целостное видение воображаемого сюжета и образа, что в свою очередь станет основой появления и развития самостоятельного словесного творчества детей с нарушениями слуха.

Варианты игр и заданий, способствующих пониманию содержания сказки, а так же направленные на развитие комбинаторных способностей, представлены в приложении 2.

Рекомендации по коррекции творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию

Для того, что бы изобразительная деятельность служила эффективным средством развития творческого воображения учащихся необходимо шире использовать различные нетрадиционные художественно-графические техники, различные синтетические и природные материалы, различные творческие задания, что обеспечит возможность неоднозначного решения поставленной задачи, вариативного изготовления любого объекта, любого изделия.

Конспекты занятий по изобразительной деятельности с использование нетрадиционных художественных техник представлены в приложении 3.

Одним из наиболее эффективных средств коррекции творческого воображения, на наш взгляд является работа с различными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и синтетического материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Дети учатся сравнивать материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. В рамках этого вида деятельности обучение должно быть направлено на решение двух задач.

  • Формировать у дошкольников умения изготавливать на основе одних и тех же исходных материалов самые различные объекты.

Например: скорлупа грецкого ореха – корпус лодки, гнездо птицы на дереве...

  • Формировать умения создавать объект действительности из самых разнообразных материалов и иметь несколько вариантов исполнения. Например: снег можно сделать из ваты, манной крупы, соли, пенопласта…

Именно при решении поставленных задач в процессе изобразительной деятельности у дошкольников формируются сложные механизмы по переконструированию опыта, лежащие в основе функционирования процесса воображения.

Варианты создания одного объекта используя различные техники и материалы представлены в приложении 4. Варианты детских работ с использованием различных природных и синтетических материалов представлены в приложении 5.

Мы неоднократно указывали, что в процессе обучения необходимо стремиться формировать у дошкольников нетипичные, нестандартные действия с предметами, новые подходы к использованию знакомых объектов в необычных функциональных ролях. Способность к созданию целостных образов мы предлагаем формировать сначала на основе отдельно представленных элементов, которыми как правило, является геометрические фигуры или схематические контуры незаконченных изображений. Мы считаем, что работу с формой целесообразно включить в качестве структурного элемента занятия.

Например. Начав занятие, педагог не показывает детям образец изделия, не предлагает изготовить какую-либо поделку, т.е. не называет сам тему занятия. Он демонстрирует детям скорлупу грецкого ореха, просит назвать демонстрируемый предмет, далее дети определяют, называют форму и зарисовывают. Затем на основе исходной формы им предлагают нарисовать какие-либо предметы, чтобы в дальнейшем выполнить поделки в соответствии с их рисунками.

Таким образом, уже на данном этапе активно включаются процессы творческого воображения – на основе элементарной формы путем многократного переконструирования создается большое количество различных образов.

Дети должны работать не с абстрактными геометрическими фигурами, а с формами конкретных, реальных материалов, и, следовательно, педагог должен научить детей ориентироваться на их особенности и структуру и учитывать их в процессе деятельности.

Следовательно, на данном этапе создается проблемная ситуация, которая должна быть решена детьми самостоятельно.

После выполнения эскизов мы предлагаем организовать урок в одном из двух направлений.

В первом – после коллективного обсуждения эскизов, внимание детей фиксируется на одном рисунке, который отвечает теме занятия. И последующая работа – составление плана деятельности, отбор необходимых материалов и инструментов – соответствует единой для всех детей теме занятия. Во втором – каждый ребенок может работать по тому эскизу, который ему понравился, самостоятельно составляя план работы, выбирая необходимые материалы…

Мы считаем что такой вариант работы с формой способствует активизации творческих усилий детей, развитию аналитико-синтетических процессов, лежащих в основе деятельности воображения, становлению способности строить целостные образы, “отталкиваясь” от отдельных признаков реальности. Иными словами речь идет о формировании операционального компонента творческого воображения, выражающегося в способности к многократному переконструированию предложенных элементов, к свободному трансформированию личного опыта для решения поставленной задачи.

Еще одно средство коррекции творческого воображения – планирование своей деятельности. Именно в практической работе создаются благоприятные условия для планирования действий, и ребенок имеет возможность видеть на деле результаты своей мыслительной деятельности, проверять правильность намеченной программы действий, практически соотносить результаты с поставленной целью. Мы рекомендуем использовать в обучении так называемые “открытые планы”, позволяющие детям вносить свои исправления и дополнения, это в свою очередь формирует у них не только умение работать по плану, но и корректировать его в процессе деятельности.

Учитывая важную роль игры в развитии воображения ребенка – дошкольника, мы предлагаем включать ее в качестве структурного элемента на завершающих этапах занятий по лепке и конструированию. Также на данном этапе можно использовать режиссерские игры, основанные на использовании изготовленных объектов.

Использование игровой деятельности в обучении существенно повышает уровень его эффективности, поскольку нестереотипные учебные ситуации, создающиеся в ходе игры, требуют от детей творческого их осмысления и переноса приемов учебной деятельности для их решения.

Коррекция творческого воображения у детей в свободной деятельности

Кратко рассмотрим некоторые возможности коррекции творческого воображения у детей в свободной деятельности.

В связи с большой насыщенностью учебных программ в старшем дошкольном возрасте возможность организации игровой деятельности на занятиях подчас сводится к минимуму. И в этих случаях сюжетно-ролевые или режиссерские игры по изучаемым темам проводятся, в основном, в свободной деятельности. Иногда, выполнив какой-либо макет, дошкольники в свободное время самостоятельно изготавливают дополнительные объекты и здесь же организуют игру. Педагогу необходимо в таких случаях направить деятельность детей на решение творческих задач. Например, после изготовления макета “Город” учитель может предложить учащимся сделать вывески для различных учреждений (больницы, школы, магазинов и т.д.). Причем вывески должны быть необычными, каждая из них должна отражать характер учреждения посредством какого-либо символа, знака. Решение подобных задач требует активного включения в деятельность процессов творческого воображения, поскольку предполагает создание образов различных объектов и вычленение в них основного содержания.

В свободной деятельности можно широко использовать разнообразные дидактические игры, такие как: “Волшебная мозаика”, “Волшебные картинки”, “На что похоже?”, “Волшебные кляксы”, и др. Применение этих и подобных игр в работе с детьми с нарушенным слухом способствует формированию навыка свободного трансформирования элементов имеющегося опыта, что и является залогом полноценного развития комбинаторных механизмов воображения.

В часы, отведенные для свободной деятельности, мы рекомендуем давать дошкольникам задания на плоскостное конструирование. Задания на плоскостное конструирование, предполагающее вычленение элемента из одной фигуры (анализ) и включение его в конструкцию другой в новом функциональном значении (синтез) по сути, представляет собой материальную модель процесса воображения, отражающую его аналитико-синтетический характер.

Подобного рода задания являются одним из начальных этапов процесса формирования умственных действий, развивают способность у детей манипулировать образами, когда отдельные детали плоскостного конструктора свободно используются при создании образов разных объектов, т.е. включаются в иной контекст, меняя при этом функциональное назначение. В методике “Неполные фигуры” использование именно этого действия “включения” приводит к созданию оригинальных творческих изображений.

В результате дети обучаются умению самостоятельно составлять из разрозненных элементов целостные объекты, изменять комбинации конструктивных элементов, чтобы найти несколько вариантов решения.

При организации свободной деятельности мы рекомендуем шире использовать “Логические блоки Дьенеша” и “Цветные счетные палочки Кюизенера”. Это способствует формированию у учащихся навыков многократного переструктурирования элементов, включению их в разные контексты, чтобы получить как можно больше решений, т.е. развивают комбинаторные механизмы воображения. Задания на конструирование совершенствуют у учащихся направленность процессов воображения, способность подчинять свою фантазию решению поставленных задач, в чем и состоит основная линия развития воображения в старшем дошкольном возрасте.

Занятия в кружках ручного труда имеют большие возможности для формирования у дошкольников с нарушенным слухом творческого воображения. Успешность реализации этих возможностей, прежде всего, зависит от характера организации учебного процесса. В определенном смысле эти занятия выступают аналогом занятий по изодеятельности, но вместе с тем отличаются от них по способу организации детской деятельности, которая имеет более свободный характер. Дошкольникам предоставляется полная самостоятельность в выборе вида изделия, материалов для его изготовления, способов их обработки. Задача педагога сводится к определению тематики занятий, постановке задач логического типа, ознакомлению с возможными способами решения задачи, оказанию необходимой помощи в случае возникающих затруднений. Примерные темы таких занятий: “Что можно сделать из бумажного пакета?”, “Разрисуй камешек”, “Аквариум”, “Зимняя ночь”…

Занятия в кружках дают возможность объединять несколько программных тем в одну на основе единого смыслового содержания или расширения содержания одной темы с целью формирования у детей более глубоких, системных представлений об окружающей их действительности.

За занятиях по изодеятельности дети чаще создают единичные объекты, а работа в кружке дает возможность создавать развернутые изображения, включать объекты в сюжет, что позволяет сформировать у дошкольников целостное восприятие мира и представления о взаимосвязи всех его явлений.

Таким образом, на занятиях в кружках более свободная организация деятельности, меньшая скованность требованиями учебной программы, творческое использование элементов игры, кроме того, имеются широкие возможности для развития творческого воображения дошкольников.

Результатом такой организации работы по коррекции творческого воображения можно считать:

  • значительное увеличение объема представлений об окружающей действительности, расширение кругозора, обогащение эмоционально-чувственного опыта детей;
  • знание ребенка о составных частях предмета, умение выделять главные и второстепенные признаки;
  • появление у детей комбинаторных навыков (способности к переконструированию, комбинированию элементов опыта);
  • вариативное использование одних и тех же элементов для создания различных образов;
  • дошкольники научились планировать свою деятельность, планирование ребенка носит развернутый характер;
  • значительное увеличение объема словаря ребенка;
  • самостоятельно организованные детьми словесные, сюжетно-ролевые, режиссерские игры, игры с блоками Дьенеша.
  • появление и развитие самостоятельного словесного творчества, основанное на полном и правильном понимание смысла рассказа, сказки; умении воспроизводить возникшее на основе слова представление, пересказывать, а затем и переконструировать.

В заключение заметим, что важное значение имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от детей, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм сотруднической деятельности.

Литература

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. завед. – М.: Академия, 2002.

2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.

3. Галешникова Т.С. Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в содружестве с семьей. //Дошкольная педагогика. – 2009. – № 1(50).

4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. пед. завед. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие.//Под. ред. Шматко Н.Д. – М.: “АКВАРИУМ ЛТД”, 2001

6. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. //Под. ред. Головчиц Л.А. – М.: ООО УМИЦ “ГРАФПРЕСС”, 2003.

7. Маслова Е.С. Изучение изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями слуха.//Дефектология. – 2008. – № 6

8. Медведева Е.А. Изучение творческого компонента социокультурного становления личности детей с задержкой психического развития в условиях взаимодействия с искусством.//Дефектология. – 2007. – № 5.

9. Медведева Е.А. коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 3.

10. Нудельман М.М. Воссоздающее воображение глухих детей. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников.//Психология глухих детей./ под. ред . И.М. Соловьеваи др. – М., 1971.

11. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

12. Рау М.Ю. Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности. //Дефектология. – 1984. – № 5.

13. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. Учеб. пособие для студ. высш. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

14. Руденок Л.Н. Иновационный подход к формированию творческого воображения дошкольников с речевыми нарушениями.// Коррекционная педагогика. – 2006. – № 4(16).

15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярословль: Гринго, 1996.

16. Труханова Ю.А. исследование творческого воображения у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.//Дефектология. – 2004. – № 6.

Приложение 1, 2, 3, 4, 5