Программа элективного курса "Решение творческих задач с элементами конструирования"

Разделы: Технология


Эта программа элективного курса предназначена для учащихся 9-11 классов, проходивших полный школьный курс черчения. Программа направлена на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения творческих задач. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, способности к длительному напряжению сил, самостоятельности, терпения, умения доводить дело до конца и др.

В работе конструктора возникает необходимость поиска оптимального варианта решения задач. Такой процесс невозможен без развитого творческого мышления. Его помогает развивать решение логических, занимательных и графических задач. Образовательное значение таких задач заключается в том, что они обеспечивают развитие гибкого пространственного мышления во взаимосвязи с логическим, формирование умений творческого поиска.

Цель курса: Формирование и развитие пространственного представления и творческого мышления школьников, рост интеллектуальной активности.

Задачи курса:

- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;

- развитие логического и пространственного мышления и представления;

- ознакомить с приемами решения задач с элементами конструирования;

- профориентационная работа по техническим и художественным специальностям с учащимися.

Решения творческих задач способствует более прочному усвоению учебного материала, дают возможность активизировать процесс обучения и самостоятельную работу учащихся.

Выполнение заданий должно сопровождаться необходимыми указаниями и пояснениями. Перед тем как раздать учащимся карточки, необходимо пояснить задание и показать на примере как его выполнять.

Желательно иметь по каждому комплекту заданий плакат, на котором содержалось бы решение задач. Такие плакаты помогут учащимся правильно понять задание и ускорят выполнение работы.

После проверки чертежей необходимо проанализировать ошибки, допущенные учащимися, что позволит избежать ошибок в других заданиях. Обсуждение всех вариантов решения, предлагаемых учащимся, ведется коллективно, что повышает познавательную активность.

Тематический план (Приложение)

Содержание

1. Подготовка к решению задач на конструирование. (1 час)

Оптимальный вариант решения задачи. Творческое мышление. Конструирование задач. Поиск формы предмета. Использование наглядных пособий. Мысленное расчленение детали. Сложные разрезы и сечения. Изобретения и конструкторские разработки. Технико-экономический подход.

2.Алгоритм решения занимательных задач. (2 часа)

Пространственное видение. Задачи на нахождение по двум проекциям третьей. Наглядные изображения. Метод алгоритмов. Проекционные связи. Другие варианты решения задач.

3. По двум заданным найти третью (дидактическая игра). (1 час)

Различные дидактические игры. Нахождение третьей проекции по двум заданным. Несколько вариантов решения задач. Готовальня с условиями задач.

4. Моделирование по чертежу. (1 час)

Моделирование из картона, проволоки и пластилина по чертежу.

5. Задачи поискового характера на преобразование. (2 часа)

Геометрический анализ формы предмета. Изменения положения предмета, т.е. перемещение или поворот. Получение единственного варианта решения. Конкретный способ преобразования. Элементы конструирования.

6. Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. (2 часа)

Чертежи разверток поверхностей призмы, цилиндра, конуса и пирамиды. Способы построения геометрических фигур. Надписи “Развертка” и “Линии сгиба”.

7. Моделирование трехмерных объектов. (2 час)

Системы AutoCAD-2000 или КОМПАС-3D LT 5.11. Операции преобразования формы трехмерных объектов. Команды редактирования положения и формы объекта. Моделирование формы предмета по заданным параметрам и отображение их на проекционном чертеже.

8. Практическая направленность задач на конструирование. (2 часа)

Развитие творческих способностей школьников. Практическая направленность задачи. Жесткость, срок службы детали. Проверка правильности решения.

9. Моделирование сборочных единиц. (2 часа)

Формы реальных узлов машин и приспособлений. Деталировка и снятия эскизов с натуры. Например: домкрат, фиксатор, предохранительный клапан, вентиля, амортизатор и т.д. Чертеж сборочных единиц.

10. Решение творческих задач с элементами конструирования. (1 час)

Творческие способности и самостоятельность мышления учащихся. Задачи, связанные с изменением пространственного положения предмета. Облегчение формы детали. Создание новой детали.

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны иметь представления:

  • о стандартизации и стандартах ЕСКД;
  • о сборочных единицах;
  • о деталях и их конструктивных элементах.

Учащиеся должны знать:

  • изображения чертежа (виды, разрезы, сечения, обозначение резьбы и т.д.);
  • чтение чертежей детали;
  • правила оформления конструкторской документации.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать полученные знания при решении творческих задач, в том числе с элементами конструирования;
  • разрабатывать компьютерные чертежи деталей с использованием современных компьютерных программ.

Список литературы

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1999.
  2. Василенко Е.Ф., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Карточки-задания по черчению для 8 класса / Под ред. Е.Ф. Василенко. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Павлова А.А., Корзинова Е.И Графика и черчение 7-9 классы. Рабочая тетрадь №1 и №2. – М.: Владос, 2000.
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Черчение. – М.: Просвещение, 2000.
  6. Журнал. Школа и производство. 1991, №2, стр. 62-63.
  7. Журнал. Школа и производство. 1989, №9, стр. 67-68.
  8. Журнал. Школа и производство. 1991, №1, стр. 50-51.
  9. Журнал. Школа и производство. 1987, №7, стр. 50-58.