Фольклор как средство физического развития детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно.

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе нашего детского сада стало целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками, в том числе на занятиях физкультурой, помогая находить новые формы развития двигательных способностей у детей и позволяя им проявить инициативу в двигательной активности.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций детского организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее двигательное воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями, причем существенным является повышение эмоционального тонуса.

Ведущую роль в работе с детьми по физическому развитию занимают физкультурные занятия. Рациональное сочетание разных видов физкультурных занятий представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Фольклорные физкультурные занятия: двигательно-творческие, театрализованные, музыкально-ритмические, игровые, познавательные, сюжетные; мероприятия активного отдыха – физкультурные досуги с элементами фольклора, спортивные фольклорные праздники.

Включая фольклор в процесс физического воспитания, необходимо соблюдать определенные условия:

1. Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски – используется в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Большое значение уделяется качеству выполнения упражнений, яркому и образному выполнению движений детьми.

3. Учитывается, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – грамотное использование фольклорного материала.

Народные подвижные игры, для проведения на физкультурных занятиях выбираются в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, которые реализуются в данный момент. Также учитывается уровень двигательных умений и навыков детей, принцип сходства используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач.

Важно организовать физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к выполнению более сложных упражнений, основных видов движений, с помощью которых решаются различные двигательные задачи. Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом достигает 80%.

Дети активно работают на физкультурных занятиях, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают образные названия упражнений: например, ребенок идет твердым шагом – “волк идет”, с гордой осанкой – “лиса – всему краса”.

Очень нравятся детям театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций, русских народных подвижных игр, загадок, считалок и скороговорок.

Имитация отличается эмоциональной насыщенностью, в ней более образно представлена определенная сторона движения. Легко, бесшумно спрыгивают птички с ветки; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет неуклюжий косолапый медведь; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает Петушок – Золотой Гребешок.

В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, копируя действия человека, изображая животных и птиц (сценки по русским народным сказкам “Колобок”, “Волк и семеро козлят”, “Теремок” и др.).

Изначально выяснилось, что детям непросто передавать характерные для некоторых животных движения. Для решения этой проблемы, важная роль отводится воспитателям. Они стараются, как можно больше рассказать о повадках животных – персонажах игр, читают детям сказки, народные потешки, вместе с детьми рассматривают картины и иллюстрации, мастерят необходимые для игр атрибуты: клеят, вырезают, раскрашивают. Это повышает мотивацию детей. Упражнение с использованием самостоятельно подготовленных атрибутов дети выполняют более качественно, образно.

Одной из форм работы с детьми является ритмическая гимнастика. Дети старшего дошкольного возраста могут выразительно и грациозно, пластично выполнять танцевальные упражнения, менять их характер в соответствии с ритмом и темпом народной музыки. Использование в работе комплексов ритмической гимнастики в русском стиле позволяет познакомить детей с национальными традициями на примере основных, наиболее типичных танцевальных движений.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Общеизвестно, что игра – способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Фольклорные игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут свое начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд (отсюда появились игры имитационного характера или игры, связанные с отработкой трудовых действий); национальные устои, представление о чести, любви (игры на выбор партнера), смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер. Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. Здесь нам на помощь приходят мудрые народные считалки. Дети с большим удовольствием их разучивают и применяют как в двигательной деятельности, так и в свободной.

Проведенная в нашем детском саду работа по внедрению фольклора в физическое развитие детей уже дала положительные результаты: у детей развивается устойчивый интерес к двигательной деятельности, ребята с удовольствием занимаются физическими упражнениями, участвуют в подвижных играх. Движения детей стали более мотивированными, упорядоченными, дети научились понимать связь между характером движений и их целью – выполнением определенных задач. Знакомство с народными играми поспособствовало расширению кругозора детей, обогатился их словарный запас. Дети стали активно употреблять такие слова, как водящий, ведущий, считалка, поговорка, закличка и т.п. Также включение фольклора в процесс физического развития помогает качественной реализации программы по физическому воспитанию. За последние три года заметны улучшения показателей по результатам диагностического обследования физического развития детей.

Сочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками можно наблюдать во время активного отдыха детей. Спортивные фольклорные праздники, развлечения несут в себе эмоциональный и двигательный заряд, способствуют успешному развитию физических качеств, формированию уважительного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа.

Итак, фольклор как эмоционально-образное средство воспитания поддерживает их интерес к физической культуре и к национальным традициям, вызывает у них радость и удовольствие, желание заниматься физическими упражнениями, т.е. непринужденно с пользой для здоровья подготовиться к новой для ребенка деятельности – учебной.

“Молодцы-удальцы”

спортивное развлечение
с элементами фольклора и использованием кукольного театра
для старшего дошкольного возраста

Цель: повысить интерес детей к физической культуре; формировать мышечно-двигательные навыки; воспитывать товарищество и спортивный характер; вызывать у детей положительные эмоции от встречи с персонажами русской народной сказки.

Содержание.

В зале стоит ширма, за которой находятся куклы-герои.

Дети под веселую музыку заходят в зал.

Ведущий: Сегодня мы с вами ребята окажемся в сказке.

Влетает сорока, приносит телеграмму (на ширме):

Сорока: Это я сюда попала? Здесь живут смелые, веселые и находчивые ребята?

Ведущий: Да, здесь. Ты не ошиблась, Сорока-белобока. А что случилось? У тебя такой грустный вид.

Сорока (читает телеграмму): Внимание! Внимание! К нам в лес пришла беда. Злая колдунья превратила Иванушку – братца Аленушки – в козленочка. Помогите ребята, сестрице Аленушке спасти её братца.

Ведущий: Поможем, ребята?

Дети: Да!

Ведущий: А вы готовы пройти тяжелые испытания?

Дети: Да, готовы.

Сорока:

Болтлива Сорока – так все говорят,
Да только сорока болтает не зря,
Лишь только охотник в лесок заглянул,
Сороки тотчас затрещат: Караул!
Подскажет зайчишке трещанье сорок,
Что рядом бежит лиса или волк.
Болтливы лишь те, от кого нет проку,
Зачем же ровнять с болтунами Сороку.

Ведущий: Ну тогда мы отправляемся в путь.

Дети идут друг за другом на носках, на пятках, приставным шагом, высоко поднимая колени, бег на носках, размахивая руками.

На ширме появляется лягушка с лягушонком.

Лягушка:

Я гуляла не скучала,
На полянке песни пела,
Лягушонка повстречала
И поймать его хотела.
Но с обрыва над рекою
Лягушонок прыгнул в заводь.
Гляньте, маленький какой он
А уже умеет плавать.

Ведущий: Здравствуй лягушка-квакушка. Ты не знаешь, как нам найти сестрицу Аленушку, её братец Иванушка в беду попал.

Лягушка: Ква-ква! Знаю, где их найти. Но вы должны сначала показать насколько вы сильные и спортивные.

Ведущий: Ну смотри лягушка, как наши дети выполняют упражнения.

Дети выполняют комплекс общеразвивающих упражнений под русскую народную мелодию.

Лягушка: Ой, и вправду молодцы. А теперь поиграйте в игру “Лягушки в болоте”, попрыгайте по кочкам, а затем дальше идти, но там уже не мои владенья.

Дети играют в игру “Лягушки в болоте”.

Из-за ширмы появляется медведь.

Медведь:

Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге,
И всю зиму напролет
Сниться мне душистый мед.
Страшно я могу реветь –
Потому что я медведь.

Ведущий: Здравствуй Мишенька, скажи пожалуйста, ты не знаешь, где нам найти сестрицу Аленушку, её братец в беду попал.

Медведь: Скажу, если вы мне поможете в лесу шишки собрать. Стар я стал, вот и ведерки я приготовил.

Проводится эстафета “Кто быстрее и больше соберет шишек”.

На ширме появляется заяц:

Заяц:

Я заяц – длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгаю ловко,
Люблю морковку.

Ведущий: Здравствуй зайчик. Скажи, ты не знаешь, как нам найти сестрицу Аленушку?

Заяц: Знаю, но вы должны поиграть со мной в игру.

Проводится игра “Бездомный заяц”.

Заяц: Вы должны сказать волшебные слова и Алёнушка найдется.

Крибли, крабли, бум.

Дети произносят волшебные слова и на ширме появляется Аленушка.

Ведущий: Здравствуй Алёнушка. Мы прослышали о твоей беде-печали и пришли тебе помочь. Наши ребята смелые, находчивые, ловкие, все задания выполнили.

Алёнушка: Ой, спасибо вам ребятки, вы так старались, но осталось самое трудное – из картинок собрать картинку козленочка и Иванушки.

Мальчики складывают пазл с козленочком, а девочки с Иванушкой.

На ширме появляется Иванушка.

Алёнушка: Спасибо вам дети за вашу доброту, за чуткое сердце, вот и братец мой вернулся. За то что помогли мне, не оставили в беде примите эти угощения (угощает детей печеньем). До свидания.

Под веселую музыку дети уходят из зала.