Любимую куклу мастерим сами (изготовление куклы-скрутки)

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить с одним из любимых традиционных зимних занятий женщин и детей – изготовление тряпичной куклы - скрутки.

Задачи.

1) Формировать понятия и представления о традиционной народной кукле-скрутке.

2) Обучать приемам выполнения куклы из ткани в народном костюме на основе традиционных приемов: скручивания; перевязывание деталей нитками, соединение деталей с помощью тесьмы сшиванием.

3) Закреплять и совершенствовать приемы выполнения шва “вперед иголку”, “через край”.

4) Развивать творческое воображение учащихся.

5) Воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование:

Для учителя: изделие: тряпичная кукла- скрутка, презентация к уроку, технологическая карта, вата, толстые нитки желтого цвета, вата, ножницы, игла, тесьма, бисер, ткань (белый ситец, фланель, гладкокрашеная или набивная ткань)

Для учащихся: вата, ножницы, игла, нитки, тесьма, бисер, правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка рабочего места

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Ткани, ножницы и нитки?
Все ли правильно сидят.
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

II. Вводная беседа.

- Из каких материалов мы уже делали игрушки на уроках технологии?

- Из чего ещё можно сделать игрушку?

- С какими игрушки играли ваши бабушки и дедушки?

- Что вы знаете об истории игрушки?

III. Сообщение ученицы Лохиной Дианы “Народные традиции изготовления игрушек”

В старину игрушками крестьянских детей были самодельные куклы. Из чего их только не делали: из цветов, стеблей крапивы, листьев лопуха. Даже обычное полено наряжали куклой!

Интересные куклы получались из соломы: скручивали жгутик из золотистой соломы, свивали косичкой руки. Украшали такую куклу пёстрым передником, покрывали ей голову ярким ситцевым платочкам.

В каждой крестьянской избе были тряпичные куклы. Кусок ткани скручивали в “скалку”, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой. Обязательно пришивали кукле косу, сплетенную из ниток.

Наряжали куклу с большим старанием, но кукле не делали лицо. По народному поверьям, кукла с лицом обретает душу, и становилась опасной для ребёнка. Безликая

же кукла считалась предметом не одушевлённым и не могла ему навредить. Со временем игрушки потеряли своё символическое значение, кукле стали вышивать лицо или рисовать чернилами, сажей, углём.

Городским детям дарили кукол с фарфоровыми головами и руками. Лица таких кукол всегда расписывали, их одевали в пышные платья, украшенные лентами, кружевами.

IV. Сообщение темы и цели урока

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками быть в доме беде. В старину верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.

И вы, наверное, догадались, что тема нашего урока: “Любимую куклу мастерим сами”.

Сегодня мы познакомимся с одним из любимых традиционных зимних занятий женщин и детей – изготовление тряпичной куклы- скрутки и сами будем учиться изготавливать такую куклу. (Показ учителем готового изделия)

- Куклы бывают разные. У каждой куклы свое название, предназначение. Давайте познакомимся с некоторыми из них (показ слайдов из презентации. Приложение 1)

V. Планирование работы.

Для работы вам понадобятся: толстые нитки жёлтого цвета (для волос), комочек ваты, ножницы, игла, тесьма, три лоскута ткани размером 20х20 см (для туловища – любого цвета, для головы – белого цвета, для сарафана – яркая гладкокрашеная или набивная ткань).

Технология изготовления куклы-скрутки.

Изготовление туловища

1. Подогни нижний и два боковых среза лоскута ткани для туловища на 2 см на изнаночную сторону. Скрути лоскут не очень туго, начиная с левого среза.

2. Перевяжи закрутку нитками в двух местах, чтобы получилось шея и талия куклы.

Изготовление головы.

1. Положи в центр белого лоскута ткани комочек ваты. Получилась заготовка для головы.

2. Вложи туловище в заготовку для головы. Перевяжи голову нитками.

Изготовление блузы.

1. Подогни образовавшиеся углы ещё раз внутрь, сложи и перевяжи ниткой, чтобы получились руки.

2. Перевяжи нитками блузу на линии талии куклы.

Изготовление косы

1. Заготовь нитки нужной длины. Наложи их на голову куклы.

2. Пришей волосы по линии середины головы, чтобы получился пробор.

3. Уложи волосы вокруг головы и заплети косу. Перевяжи голову тесёмкой и сшей её концы сзади

Изготовление сарафана и украшений.

1. Подогни дважды на изнаночную сторону сначала боковые срезы, а затем нижний срез лоскута ткани для сарафана. Закрепи подгиб строчкой мелких прямых стежков ниткой в одно сложение.

2. Подогни также на изнаночную сторону верхний срез лоскута ткани для сарафана. Подшей подгиб мелкими прямыми стежками ниткой в два сложения, оставив в начале и в конце работы концы ниток для завязок.

3. Стяни за нитки верхний край лоскута, надень сарафан на куклу и завяжи нитками сзади на талии. Оберни талию тесьмой и сшей её концы сзади. Тесьмой можно обшить и низ сарафана. Сделай бусы из бисера, стекляруса или семян и наряжай куклу.

V. Физкультминутка

VI. Практическая работа – выполнение изделия

1. Повторение правил безопасности работы с ножницами и иглами.

2. Приступайте к самостоятельной работе по намеченному плану.

Дети делают куклу, учитель помогает, контролирует, комментирует.

VIII. Итог урока

Какой получилась твоя кукла?

Какие трудности возникли в работе?

Какими стежками обработаны края? Чем украшена твоя кукла?

VIII. Домашнее задание: создать творческий проект “Любимая кукла” или “Любимая игрушка” (задание на зимние каникулы), познакомиться с проектом в учебнике с. 149-156.