Формирование портфолио старшеклассника

Разделы: Внеклассная работа


Тема эксперимента: Создание портфеля личных достижений учащихся как средство формирования компетентности, личного самосовершенствования учащихся лицея.

Сроки эксперимента: 2008-2012 годы /три учебных года/

Актуальность эксперимента :Проблема перехода от оценки знаний, умений и навыков к оценке достижений школьников является одной из наиболее актуальных проблем современной школ и связана с модернизацией российского образования. Ориентация на развитие мотивации достижений у учащихся позволяет преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым страдают многие дети. Чтобы это изменить, необходимо внести изменения в оценочную деятельность педагогов. Портфолио является способом фиксирования и накопления достижений учащихся.

Цели и задачи эксперимента :Сформировать у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принимать правильное самостоятельное решение, а также систематизировать, анализировать собранный материал; повысить учебную мотивацию успеха учебной деятельности.

В эксперименте предстоит отработать:

  1. Структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов
  2. Варианты представления итоговых документов
  3. Формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника лицея
  4. Возможные формы коммуникаций (взаимодействия контактов учащихся, учителей, возможно, родителей и др.) при составлении его портфолио и его оценке
  5. Период накопления (сбора) портфолио (9 – 11 класс)

Необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Какие модели портфолио или их компоненты являются наиболее действенным и реализуемым, как они могут входить в образовательный рейтинг выпускника?
  • Какие формы итогового документа по портфолио наиболее удобны и функциональны?
  • Какой срок является оптимальным для накопления материалов портфолио?
  • Как могут взаимодействовать учителя, ученики и родители при формировании и оценки портфолио?
  • Как влияют различные варианты формирования портфолио на степень учебной мотивации учащегося, на развитие его социальной активности?

Объект исследования :Апробация рабочей тетради “Личностное портфолио старшеклассника” /авт. Молчанова З .М., Тимченко А.А., Черникова Т. В./

Предмет исследования Построение: различных моделей портфолио учащихся

Участники эксперимента: учащиеся 10б и 9бкл.

Планируемые результаты реализации программы: ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ПОРТФОЛИО

Методическое обеспечение.

– рабочая папка (портфолио);

– диагностические материалы;

– таблицы и схемы для ведения рабочей папки;

– памятки и инструкции для учащихся;

– методические рекомендации по ведению портфолио;

– примерные варианты занятий с учащимися.

Реализация программы рассчитана на три года, что позволяет составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п., самостоятельную работу учащегося и индивидуальную работу с педагогом.

К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель.

Предполагаемые формы апробации материалов: малый педсовет, выступление на

педчтениях, публикация.

Программа работы с портфолио предполагает пять этапов:

I – подготовительный

II – информационно-диагностический

III – аналитический

IV – обобщающий

V – заключительный.

При работе на I-III этапах портфолио представляет собой папку с файлами, содержащую накопительные материалы. Далее, на IV-V этапах, учащимся предоставляются бланк титула портфолио и приложение (обязательное) к портфолио, которое заполняется классным руководителем (на основании собранных материалов рабочей папки) и заверяется подписью директора школы и школьной печатью.

Этапы реализации программы

Строки реализации Структура этапов Взаимодействие
1.Подготовительный этап
9 класс

сентябрь-ноябрь

– Подготовка рабочих материалов

– Собеседование с классным руководителями.

– Составление плана работы по программе.

– Оформление собственно папок.

– Информирование учащихся и их родителей (законных представителей) о значимости портфолио и необходимости его введения

Классный руководитель, педагог-психолог, родители.
2. Информационно-диагностический этап
9 класс

январь– апрель

– Работа по развитию навыков рефлективной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.

– Психологическая диагностика. Диагностика возможностей:

а) анализ результатов успеваемости;

б) анализ результатов досуговой деятельности;

в) проведение экстпесс-диагностики (определение типа мышления);

г) изучение мотивации учащихся при переходе в основную школу, изучениемотивов в обучения в 7 классе, ГИТ, типы интеллекта (теория Говарда Гарднера)

 

Классный руководитель, педагог– психолог, учитель-предметники.

  – формирование умения ставить цели, планировать и оргнанизовывать собственную учебную деятельность.

– Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, школьные олимпиады по предметам и т.д .

 
3. Аналитический этап
4. Обобщающий этап
Окончание 10 класс – На данном этапе проводятся консультации с учащимися и их родителями по выбору профиля дальнейшего обучения.

Диагностика интересов, потребностей и склонностей:

А)карта интересов;

Б)– диагностика включённости и эмоционального благополучия на уроках.

– Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося.

– Соответственно ведётся работа по максимальному обеспечению официальных документов и творческих материалов, ктоторые будут подтвеждать уровень достижений ребёнка в различных видах деятельности

Классный руководитель, педагог-психолог, родители
  – Обработка результатов, накопленных на раннем этапе.

– Предоставляется широкий выбор предпрофильных курсов для дальнейшего самоопределеня учащихся.

– Отбор материала, который в дальнейшем поможет определить индивидуальный маршрут по предпрофильной подготовке и повысить образовательный рейтинг.

– Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей.

– Подведение итогов диагноститечской работы, подготовка рекомендаций.

 
5. Заключительный этап
11 класс – Проводится анализ результативности работы по накоплению портфолио.

– Заполнение официального бланка портфолио и приложения к нему,

Классный руководитель, педагог-психолог, администрация

Программа содержания личностного портфолио старшеклассника на 2008-2012 годы

I. Личностный рост.

  • Пять минут наедине с собой.
  • 11 ступеней к успеху.
  • Стратегия успеха.
  • Восхождение к успеху.
  • Что такое успех?
  • Ассоциограмма успеха и диаграмма успеха.
  • Философия успеха.
  • Гора успеха.
  • Рейтинг успешности.
  • Ключи к успеху.
  • Формула успеха.
  • К вершине успеха.
  • Лестница успеха.

II. Самопознание и саморазвитие.

  • Познай себя.
  • Какой я и Молекула ролей.
  • Самооценка.
  • Мои недостатки.
  • Что думают обо мне другие.
  • Мои чувства и эмоции.
  • Хорошие и плохие привычки.
  • Мои способности.
  • Мои потребности.
  • Мои жизненные ценности.
  • Твой компас успеха.
  • Мое будущее и Моя мечта.
  • Мои жизненные планы.
  • Учимся планировать свои дела.
  • Учимся выполнять план.

III. Искусство общения

  • Взаимоотношение.
  • Краткий курс человеческих взаимоотношений.
  • Я восхищаюсь людьми, которые… и Мне не нравятся люди, которые…
  • Как привлечь к себе внимание и завоевать доверие лдей?.
  • Толерантность.
  • Дружба.
  • Умение дружить.
  • Лидерство.
  • Сотрудничество.
  • Общение.
  • Тренировка слушания.
  • Конфликты.

IV. Портфолио лидера молодежных групп

  1. Природа лидерства. Типология лидеров. Личность лидера молодежных групп.
  • “Ростки лидерства”.
  • “Кто такой лидер?”.
  • “Лидер на все времена”.

2. Построение взаимодействия лидера с детскими и юношескими группами.

  • .
  • “Лидер среди людей”.
  • “Какой ты лидер?”

3. Технологические средства педагогической и общественной работы лидера молодежных групп.

  • “Методическая копилка”.
  • “Моя педагогическая роль”.
  • “Карта наблюдения за коммуникативным поведением во время работы с группой”.

V. Портфолио развития

  1. Познавательная сфера и отношение к своей ситуации.
  • “Интервью с самим собой”.
  • “Главные события в моей жизни”.
  • “Как я отношусь к себе”.
  • “Насколько я знаю себя”.
  • “Моя мечта”.
  1. Эмоциональная сфера.
  • “Мои интересы”.
  • “Как я справляюсь с напряжением, тревогой и беспокойством?”

3. Коммуникативно-поведенческая сфера.

  • “Кто мои друзья?”
  • “Моя карманная экономика”.
  • “Сколько денег мне нудно”.