Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Разделы: Математика


Для создания положительной эмоциональной обстановки, для поддержания и развития интереса к предмету на уроках такой строгой науки, как математика, возможно введением в их структуру занимательных моментов. Занимательность, по мнению Н.И.Лобачевского – необходимое средство возбуждения и поддержания внимания.

Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как часто уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое, в частности. Творческий труд позволяет получить доступ к радости познания, положительным эмоциям, что позволяет снять усталость. Вместо изучения опыта прошлого и усвоения давно известных догм нужно позволить учащимся творить собственные знания в изучаемой области. Для воспитания творческой личности на уроках закрепления и систематизации изучаемого материала можно предложить учащимся целый ряд творческих заданий. Обучение учащихся умению их выполнять является основной частью умения применять математические знания.

  1. Составить задачу по теме “Десятичные дроби”, “Нахождение дроби от числа”, “Нахождение числа, по заданному значению его дроби”, “Признаки параллельности двух прямых”;
  2. Написать сказку или стихотворение;
  3. Составить кроссворд;
  4. Построить фигуру по теме “Координатная плоскость”;
  5. Составить объявление о розыске функции по теме “График функции”;
  6. Составить графический портрет сказочного героя по теме “График функции”.

Такие задания лучше всего давать детям на дом. А последующие уроки можно начать с представления наиболее интересных работ, что позволит разнообразить способ организации начала урока. Такие задания заинтересовывают и развивают детей, особенно в младшей и средней школе. Знания учащихся отличаются прочностью усвоения, лучше запоминаются культурно-исторические сведения. Кроме того, в кабинете можно организовать выставку творческих работ ребят.

Учебная занимательность дает разные результаты в зависимости от места и времени, которые она занимает в процессе обучения. Поэтому, готовясь к уроку, следует четко определить для себя, с какой целью привносится в урок тот или иной занимательный элемент.

Если предстоит урок, на котором требуется выполнить много однотипных упражнений, надо предусмотреть введение занимательных элементов в тот момент, когда мыслительный процесс пойдет на спад. В этом случае целесообразно планировать использование на уроке занимательных элементов не связанных напрямую с изучаемой темой. Здесь могут идти “в ход” задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера, логические задачи, старинные задачи, различные игры. Таких задач можно найти великое множество в любой книге по занимательной математике.

Например, учащимся 5-6 классов очень нравится игра “Ай, да я”. К доске выходит несколько учеников и выстраивается в шеренгу. По очереди ребята начинают счет (когда счет доходит до конца шеренги, его продолжает ученик стоящий первым). Числа кратные “7” и содержащие в записи цифру “7” произносить нельзя. Играющий, который должен был назвать это число, произносит фразу: “ай, да я”. Тот из учащихся кто произнесет запрещенное число или скажет не вовремя фразу, выходит из игры, а счет начинается снова.

Занимательные моменты на уроках математики могут быть также непосредственно связанными с программным материалом.

Например, банальное задание из школьного учебника можно подать как игру при изучении функции. Учитель приглашает к доске ученика, дает ему карточку, на которой написана формула функции. На доске заготовлена таблица значений переменных х и у. Ученик из класса называет какое-нибудь значение переменной х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу, вычисляет соответствующее ему значение переменной у и вписывает его в таблицу. Другой ученик из класса называет значение переменной х. А ученик у доски вписывает в таблицу соответствующее значение у. Задача ребят в классе угадать формула заданной функции. Первый кто назовет формулу – выигрывает.

Скажем, на уроке по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей” (5 класс), заметив, что дети утомились, выполняя однотипные упражнения, учитель предлагает ответить на тестовые вопросы. Записывает на доске число, например, 2,35 и просит ученика ответить на ряд вопросов.

  1. Назовите число, большее 2,35;
  2. Назовите число, меньшее 2,35;
  3. Представьте число 2,35 в виде суммы двух слагаемых;
  4. Представьте число 2,35 в виде суммы целой и дробной части;
  5. Назовите дополнение числа 2,35 до 3;
  6. Назовите дополнение числа 2,35 до 10;
  7. Назовите число, которое получится, если в данном числе 2,35 перенести запятую влево на один знак;
  8. Сравните получившееся число с 1.

Остальные учащиеся класса тоже принимают участие в тесте: они поднимают вверх оби руки, если задание выполнено правильно. Такая деятельность учащихся будет выполнять роль физ минутки.

А можно просто предложить детям задачу с интересной фабулой. Например, Баба – Яга варит волшебное зелье: к 1,5 кг меда она добавила 100г растертых волчьих когтей, 100г дегтя и 300г слез кикиморы. Какую часть волшебного зелья составляют слезы кикиморы? Или, сколько килограмм зелья получится?

Игра “Эстафета”

Эта форма работы очень эффективна в начале урока, когда надо быстро перестроить мысли ребят на рабочий лад, или повторить определенную тему, или занять ребят, пока кто-нибудь из учеников выносит на доску ключевые моменты домашней работы.

Задания эстафеты могут содержать не только материал, предусмотренный школьной программой, но и дополнительный, причем самого разного уровня сложности, а также включать вопросы не математического характера (это делает эстафету более привлекательной для ребят). Задания следует подбирать с увеличением уровня сложности, чтобы создать ситуацию успеха для слабых учащихся.

Чтобы провести игру учитель предлагает ученикам комплект заданий, записав их на доске. Выполнять задания нужно не по порядку, а следующим образом: сначала всегда выполняется первое задание; число, полученное в результате его выполнения, есть номер задания, которое надо выполнить следом; выполнив его, получаем номер следующего задания и т.д. Окончательный ответ, записанный на листочке, ученик показывает учителю.

Первым трем учащимся, показавшим правильные ответы, можно поставить оценку “5”. После этого к доске пригласить ученика, успешно справившегося с эстафетой, который объяснит решение заданий. Прием ответов следует прекратить, если возникает подозрение в списывании друг у друга.

5-й класс

  1. Решите уравнение: х -3 =0.
  2. Вычислите: 8 -6: 2.
  3. Сколько распилов нужно сделать, чтобы бревно длиной 5 м распилить на куски по 1 м каждый?
  4. Найдите число, половина которого равна 1.
  5. Вычислите: (759 + 597) – 659.

5-й класс

  1. Найдите от 6.
  2. Найдите часа.
  3. Было 2 килограмма конфет. На Новый год съели этих конфет. Сколько осталось?
  4. При каких значениях a выполняется неравенство 1.
  5. Найдите мин.

7-й класс

  1. Вычислите: 0,4•3,75 + 0,4•6,25.
  2. Решите уравнение: ¦х-1¦=7.
  3. Укажите положительный корень уравнения: (х+5)(х+4)(х-2).
  4. Найдите натуральный корень: ¦х¦=5.
  5. Сколько человек тянули репку в сказке “Репка”.

Какой бы прием занимательности мы не использовали на уроке, важно соблюсти разумный баланс между развлекательными моментами и кропотливым трудом, так как дети, привыкшие слишком много играть на уроке, могут оказаться не готовыми работать серьезно. При формировании этого баланса необходимо считаться с возрастом. Для формирования интереса к математике у учеников 5 – 6 классов занимательные элементы того или иного типа могут присутствовать на каждом уроке. В среднем звене школы процесс формирования вкуса к занятиям математикой должен завершаться. А старшеклассники должны понимать красоту этой науки без прикрас, получать удовольствие от грамотно выстроенного доказательства, рационального решения, нестандартного подхода к стандартной задаче.

Литература:

  1. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Шуба М.Ю. Занимательные задачи в обучении математике. М.: Просвещение, 1995.
  3. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! М.: Просвещение, 1988.
  4. Математика. Учебно – методическое приложение к газете “1 сентября”. № 41, 2000.