Урок – филологический КВН для 5–6-х классов

Разделы: Русский язык


I. Вступительное слово учителя

Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы проводим КВН юных филологов. Встречаются две команды: 5 и 6 классов. Команды наши будут сборными. Выиграет та команда, которая лучше справится с заданиями. Оценивать ответы команд будет жюри, состоящее из учителей нашей школы.

Формировать команды будем следующим образом: я загадываю загадки, а вы их отгадываете. Отгадавшие, поочередно проходят в разные команды.

Загадки

  1. У меня козленок есть,
    На себя позволил сесть.
    Взяв его за рожки,
    Еду по дорожке.
  2. Я видел его не в клетке,
    Не в гнезде и не на ветке.
    Он на столике стоял,
    Все, что слышал, повторял.
  3. Покажет, хоть без рук,
    Где север, а где юг.
  4. А вот на палочке – загадка:
    Лизнешь – и холодно и сладко.
  5. Без шофера, без колес,
    А домой меня привез.
    Прокатил меня почти до дверей квартиры.
    Управляли им в пути сами пассажиры.
  6. Кружок дырявый поверчу –
    И говорю - с кем захочу.
    Протянули струну на всю страну,
    Далеко-далечко плывет мое словечко.
  7. Дружнее этих ребят
    На свете не найдешь.
    О них обычно говорят:
    Водой …
  8. Мы исходили городок
    Буквально вдоль и …
    И так устали мы в дороге,
    Что еле волочили…
  9. Товарищ твой просит украдкой
    Ответы списать из тетрадки.
    Не надо! Ведь этим ты другу
    Окажешь медвежью …
  10. По асфальту едет дом,
    Ребятишек много в нем,
    А над крышей дома вожжи,
    Он ходить без них не может.
  11. Что за чиж на черном поле
    Чертит клювом белый след?
    У чижа ни ног, ни крыльев,
    Ни пера, ни пуха нет.
  12. В огороде у дорожки
    Стоит солнышко на ножке,
    Только желтые лучи
    У него не горячи.
  13. В школьной сумке я лежу,
    Как ты учишься, скажу.
    Новый дом несу в руке,
    Двери дома на замке,
    А живут в доме том
    Книжки, ручки и альбом.

Итак, команды у нас сформировались. И мы можем начинать наш КВН.

II. Представление команд, конкурс первый

В этом конкурсе команды должны представить следующее:

  • cвое название;
  • девиз;
  • рекламу русского языка

III. Разминка

  1. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Аз-бу-ка)
  2. В каких словах по сто согласных? (Сто-л, сто-г, сто-н)
  3. Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)
  4. В каком глаголе “нет” слышится сто раз? (Сто-нет)
  5. Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс “ик”: дом-ик)
  6. Какую строчку нельзя прочитать? (Сделанную на швейной машинке)

IV. Конкурс “Покажи предложение”

В каждой команде распределяются роли (члены предложения): один ученик – подлежащее, другой – сказуемое и т.д. каждый ученик готовит небольшую табличку с названием члена предложения. На приготовление дается 30 секунд, затем табличка крепится на одежду.

Командам предлагаются предложения:

Хорошая работа и старика молодит.

Добрый портной с запасом шьет.

Осторожного коня и зверь в поле не берет.

В осеннее ненастье семь погод во дворе.

Худое слово доведет до зла.

Летний день год кормит.

(Задача команды как можно быстрее и правильно составить схему предложения, встав в нужном порядке).

V. Скороговорки

Скороговорки записаны на отдельных листочках. Участники вытягивают листочек со скороговоркой, читают ее, запоминают и трижды повторяют вслух с ускорением. Тот, кто ошибется три раза, выбывает из игры.

У маленькой Сани сани едут сами.

На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка.

У цапли цыпленок, у зайки зайчонок.

Лежит ежик у елки, а у ежа иголки.

На горе, на горке горько ревет Егорка.

В норке крот, он норку стережет.

Из соседнего колодца целый день водица льется.

Во дворе горка, под горкой норка.

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

У Зины много забот. Заболел у зайки живот.

Стоит воз овса, возле воза – овца.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки

У ежа ежата, у ужа ужата.

VI. Множественное число

Игроки выстраиваются в две линии. Ведущий говорит по очереди каждому из игроков команд слова в единственном числе. Задача игроков – сразу образовать форму множественного числа, если это возможно. Первый вопрос к участнику первой команды, второй – участнику второй команды, и далее по цепочке. Если ответ правильный, команда зарабатывает одно очко, если ответа нет или он неправильный, вопрос переадресуется игроку из другой команды.

Рука, яблоко, виноград, доктор, метро, море, багаж, мать, клей, нога, груша, мука, диво, грот, одеяло, Родина, шоссе, мох, еда, слива, сон, какао, рожь, вещь, шоколад, ружье, пальто.

VII. Назови пару

Ведущий называет существительные мужского и женского рода, а игроки находят для них пары:

Козел – коза муха – муха
Бобер – бобриха курица – петух
Медведь – медведица обезьяна – обезьяна
Осел – ослица баран – овца
Оса – оса жираф – жирафа
Стрекоза – стрекоза слон – слониха
Ворон – ворона ехидна – ехидна
Волк – волчица кот – кошка
Корова – бык шершень – шершень

VIII. Подведение итогов. Награждение победителей

При подготовке к уроку использовалась литература

  • Русский язык в школе. Научно-методический журнал. №4/2007 г., М.
  • Предметная неделя русского языка в школе. С.В. Водолазькая. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2008 г.
  • Школьная круговерть. С. Казенова.Ярославль, Академия развития, 2005 г.
  • Занимательная грамматика. Р.Б. Нуртазина, А-Ата “Мектеп”, 1986 г.