Интегрированное логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе "Животные Африки"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: развитие связной речи

Задачи:

  • Коррекционно-обучающие: активизировать словарь детей по теме "Животные Африки"; учить образовывать сложные существительные из двух основ; учить составлять рассказы о животных по графическому плану-схеме; учить высказывать свою мысль. Закреплять умение пользоваться кисточкой, приклеивать мелкие детали.

  • Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память. Развивать мелкую моторику.

  • Коррекционно-воспитывающие: воспитывать сопереживание другому; готовность помочь в трудную минуту, умение работать в коллективе. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Оборудование: Презентация "Письмо от слона", компьютер, музыка Алексея Рыбникова "Песня Красной шапочки", "телевизор" (картонная коробка с прорезями сбоку); "кадры" фильма, скленные заранее (изображение животных Африки без каких-либо частей тела); картинки с изображением частей тела разных животных; мелкие игрушки животных Африки; схема для рассказов о животных Африки; клей, кисточки для клея, клееночки, тряпочки для работы с клеем (на каждого ребенка); приглашения для детей на Спортакиаду в Африку (поощрение).

Предварительная работа: Просмотр презентации "Где, кто живет?", беседа о внешних признаках, повадках животных; чтение о животных Африки, рассматривание картинок с изображением животных воспитателем, проговаривание стихотворений о животных Африки наизусть с родителями дома.

Ход занятия

Орг. момент. (1-2 мин)

- Здравствуйте, ребята!

Сядет тот, у кого день рождение в январе, кто живет на улице Ленина, чья мама по профессии - повар и т.д.

1. Вводная часть. (7-8 мин)

Раздается сигнал на компьютере (за компьютером лежит сотовый телефон, на который приходит смс).

- Ребята, нам на почту пришло какое-то письмо, давайте посмотрим.

Логопед открывает презентацию - звуковое письмо от Слоненка, который просит помочь ему сделать фильм о его друзьях (Презентация. Слайд №1).

- Поможем слоненку? (слайд №2)

- Давайте составим творческую команду, в нее войдут только самые сообразительные, самые активные дети. Слоненок приготовил задания - испытания для вас (слайд №3).

1) Проговаривание животных юга.

- Первое задание (слайд №4). Слоненок живет в Африке. Какие животные живут в Африке вместе со слоненком (слайд №5)?

Дети называют животных юга (слайд №5,6).

2) Артикуляционная гимнастика.

Хорошо, следующее задание (слайд №7,8). Чтобы озвучить фильм для слоненка, необходимо красиво и грамотно говорить, поэтому давайте подготовим наши язычки.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику (слайды №9,10,11,12), применяя элементы бионергопластики:

Упражнение "Бегемот" (слайд №9)

Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота -
Подшутить над ним охота.

Упражнение "Хоботок" (слайд №10)

Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.

Упражнение "Качели" (слайд №11)

А на ветке, на лиане
Все качают обезьяны,
А скажите, вы б сумели Язычком "качать качели"?

Упражнение "Качели" (слайд № 12)

Язычком пощелкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.

3) Дидактическая игра "Правда - ложь"

-А сейчас проверим, что вы знаете о животных Африки (слайд №13,14).

- У жирафа самая длинная шея. (Да, правда, у жирафа самая длинная шея.)- слайды №15,16.

- Слон - самое большое животное. (Да, правда, слон - самое большое животное.) - слайды №17,18.

- Львы питаются травой. (Нет, ложь, львы не питаются травой, они - хищники.) - слайды №19,20.

- У крокодила острые зубы. (Да, правда, крокодилы ь- хищники, для их питания нужны острые зубы. ) - слайды №21,22.

- Обезьяны сами учат детей писать и читать. (Нет, ложь, животные не умеют читать и писать.) - слайды №23,24.

Вывод: Ну вот, все мы прошли проверку и готовы к работе.

2. Основная часть. (17-18 мин.)

- Ребята, а чтобы фильм получился интересным, познавательным, я предлагаю отправиться в Африку и самим посмотреть, какие друзья у слона, чтоб помочь ему снять фильм.

- Итак, готовы? Не будем терять время. В путь!

- Закройте глаза и мы мысленно перенесемся в Африку.

Дети закрывают глаза.

- Покружились-покружились и в Африке мы очутились.

Звучит фонограмма шума моря, криков чаек (слайд №25).

- Высаживаемся на берег. Предлагаю размяться для начала (дети встают в круг).

Физминутка. (слайд №26)

Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз и - наклонились
На пол руки положили,
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько.
Встанем, выдохнем, вздохнем,
И места свои займем.

Упражнение для глаз.

-Что-то не видно никого:.. Давайте внимательно посмотрим по сторонам, может животные от нас спрятались.

Дети ходят по группе и находят маленькие игрушки животных Африки.

1.) Дидактическая игра "Какой? Какая? Какое?"- Посмотрите, какие все они разные. (Рассматривание маленьких игрушек животных).

- У жирафа длинная шея, значит он - длинношеий.

- У слона длинный нос, он какой? (длинноносый)

- Крокодил плавает в воде, он какой? (водоплавающий)

- у льва большая грива, он какой? (большегривый)

- У бегемота толстые ноги, он какой? (толстоногий)

- У обезьяны длинный хвост, она какая? (длиннохвостая).

2.) Дидактическая игра "Определи лишнее слово":

- Жираф - высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый. (У жирафа нет длинного хвоста, он не длиннохвостый) - слайд №28.

- Слон - большой, ушастый, рогатый, сильный. (У слона нет рогов, он не рогатый.) - слайд №29.

- Крокодил - зеленый, зубастый, ласковый хищник. (Крокодил не может быть ласковым, потому что он - хищник ) - слайд №30.

- Бегемот - толстый, тяжелый, длинноносый травоядный. (У бегемота нет длинного носа, он не длинноносый) - слайд №31.

- Носорог - опасный, маленький, толстый. (Носорог - опасный, толстый, но не маленький.) - слайд №32.

- Пора возвращаться. Покружились- покружились и на место опустились (слайд №33).

3.) Аппликация.

- Ребята, слон сделал уже кадры для своего фильма. (Приложение 2) Давайте посмотрим (логопед показывает "пленку" с изображением "кадров"). Посмотрите, кадры испорчены, у животных не хватает чего-то.

Дети рассматривают, называют, что не хватает:

Носорог без носа, слон без хобота, крокодил без зубов, жираф без рожек, лев без хвоста..

- Вот слон расстроится, что кадры его фильма испорчены:.что же делать? (дети предлагают)

- А давайте приклеим недостающие части животных. Каждый приклеивает того животного, про которого знает стихотворение (предварительная работа дома).

- Здесь на тарелочке вы можете выбрать часть тела для животного (дети подходят к столу и берут по одной детали).

- На ваших столах лежат кисточки для клея, клееночки, клей. Сначала нанесите клей кисточкой на деталь. Затем подойдите к столу и приклейте аккуратно часть тела животного, не забывайте пользоваться тряпочкой. (Дети выполняют работу под музыку. Слайд № 34).

 

Рисунок 1

 

Рисунок 2

Логопед вставляет "пленку" в телевизор, установленный на стене.

4.) Составление рассказов о животных по плану-схеме. (Приложение 3)

- Исправили кадры слона, но почему-то без звука. Давайте озвучим фильм. Каждый расскажет стихотворение про животного и составит рассказ про него, используя схему - подсказку.

Животное - Где живет? - Внешность, части тела - Чем питается?

Логопед начинает рассказ (по показу).

Дети рассказывают про животного стихотворение и составляют рассказ о нем по схеме.

Логопед продвигает "кадры" фильма через прорезь в телевизоре.

Рисунок 3

3. Итог занятия. (1-2 мин)

- Я думаю, что слон будет очень рад, Вы, ребята, так ему помогли! (слайд №35)

Слон приглашает вас к себе в гости в Африку на спортакиаду, где вы сможете померяться силой, выносливостью с животными (работа инструктора по физической культуре).

- Что вам запомнилось и понравилось из нашего путешествия?