Орфографическое проговаривание как способ повышения грамотного письма

Разделы: Начальная школа


I. Введение

Знаете ли вы, сколько правил русского языка должен выучить каждый школьник, чтобы грамотно писать? В справочнике под редакцией С.Г.Бархударова содержится 300 правил орфографии и 100 правил пунктуации. При этом все правила правописания построены так,

что нужен морфологический анализ слова, т.е. ученик должен знать, к какому виду трудностей относится его случай; какая это часть речи и каковы её морфологические трудности.

Психологи говорят, чтобы лучше запомнить, нужно задействовать различные виды памяти. В своей практике мы обычно нажимаем на зрительную и слуховую. Но ведь это еще не все ресурсы нашей памяти. А почему бы не использовать речемоторную, эмоционально-образную, кинестетическую, тактильную памяти?

Труды Н.И.Жинкина, виднейшего психолога, являются ключом к пониманию многих закономерностей мышления и речи. “…Существуют два вида буквенных обозначений. Один из них составлен с учетом перехода от алгоритма речедвижений к решетке морфем в момент снятия полного слова – это так называемая фонетическая транскрипция. В алфавит этой транскрипции входят буквы, обозначающие полные звуки в полных словах (в а д а). Другой буквенный ход применяется в традиционно-орфографической транскрипции. В ней буквы не обозначают полных звуков с различиями позиций этих звуков в слове, но вместе с тем буквы этой транскрипции составляют полные слова, которые могут узнаваться в тексте. При чтении происходит процесс декодирования, а при записи слов – кодирование, т.е. переход на буквенный ряд. Это ясно обнаруживается по трудностям усвоения тех или других правил”. Эта проблема стояла передо мной все эти годы работы: как научить детей грамотному письму. Искала и использовала все методы, приемы и формы работы, которые находила в журналах и книгах.

II. Решение проблемы

Однажды в журнале “Крестьянка” прочитала статью, в которой излагалась проблема неграмотного письма не только у детей, но и у взрослых. Автор кратко описывал метод работы над устранением этого недостатка. Заинтересовавшись статьей, перелистала все журналы, нашла описание этого метода психологами и методистами. С большим трудом нашла книгу П.С.Тоцкого “Орфография без правил”. Автором разработана система тренировок орфографической зоркости, основанных на усиленных речевых кинестезиях, утверждая, что “…если слово повторять многократно,… то движения органов речи останутся в памяти, они то и решат на практике правописания слов”. А чтобы накопить в памяти запас нужных речедвижений, чтобы речевой аппарат приобрел навыки этих движений, необходимо, считает П.С.Тоцкий, выработать у себя привычку к орфографическому чтению, причем обучать ему детей необходимо с первого класса. Повторение за учителем вслух имеет решающее значение, так как он учится преодолевать артикуляционные препятствия. Повторение за учителем не только небесполезно, но имеет значение при написании слова. Зато когда ребенок научится беспрепятственно повторять за учителем, он легко начнет и читать. Перечитав эту теорию, я обнаружила, что основа методики П.С.Тоцкого – теория методики Д.И.Тихомирова. Он писал: “Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать так, как написано, и не бойтесь, что он будет также говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем”.

III. Работа над методикой

Начиная со второго класса я приступила к освоению этой методики. Все слова, которые нельзя проверить (словарные слова) я разбила на группы по 10 слов. Используя карточки из картинного словаря, начала давать их прочитывать на каждом уроке для повторения, читая орфографически. Процедура повторялась 3-4 раза ( в течении 3-5 минут). За два дня повторений каждый ученик мог повторить на слух эту группу слов без ошибок. Это был первый шаг к письму без ошибок. Затем составляли словосочетания и предложения с этими словами. В конце недели давала мини диктанты из предложений с изученными словами и словосочетаниями. Таким образом были изучены словарные слова (их разные формы) за второй и третий классы. Двойки и тройки остались у детей в печальных воспоминаниях. Все двадцать шесть человек писали словарные слова без ошибок. Приступила к изучению более трудных слов и их форм, составление предложений с ними, используя рекомендации из первоисточника П.С.Тоцкого “Орфография без правил”. Решалась проблема беглого и безошибочного чтения, наполнялась лексика и устная речь младших школьников. Значения многих слов приходилось искать в словарях. Применяя их в составлении предложений, находя их в текстах для чтения, дети применяли их и в своей речи.

Но чтобы орфографическое написание слов у ребенка действительно дошло до автоматизма, и чтобы запас этих слов был как можно богаче, “…необходимо возможно больше упражнений в правильном письме”, и первым важнейшим из таких упражнений Д.Н.Ушаков называл списывание.

Важно сознавать, что необходимо проговаривать орфографически списываемый текст как до начала письма, но и во время записи текста, что обусловлено самим механизмом перехода внутренней речи в письменную. Это первое и наиважнейшее требование, предъявляемое к списыванию.

IV. Результативность работы.

Научив детей правильно списывать заданный текст, я завела для каждого “тетрадь для списывания”, в которую дети дома в течении 5-8 минут ежедневно списывали отрывок текста из книжки, которую читали в данный момент. Ежедневно проверяя тетради, я убедилась, что дети стали делать ошибок все меньше и меньше. Добилась того, что списывание текста оценивалось только на “4” и “5”.

В прилагаемой таблице я отразила результаты только по двум категориям: “Словарные диктанты” и “Списывание текста”. Учащиеся из разных подгрупп класса.

1 группа (Ганоцкая Марина и Смирнова Оля) – “4” и “5”

2 группа (Корытов Дима и Сайкина Ира) – “3” и “4”

3 группа (Розинкин Саша, Кирпиченко Валентин, Захарченко Даниил) – “3” и “2”

Результатами я осталась довольна. Техника чтения тоже была гораздо выше. У 16 человек на выпуске 4 класса чтение было без ошибок. Остальные дети допустили 1-2 ошибки на повтор слова.

V. Подтверждение эффективности способа проговаривания

Изучая литературу, я узнала, что этой проблемой занималась группа учителей из г.Новосибирска. Эффективность этого метода подтвердилась и у них. А зав.кафедрой теории и методики начального образования НИПК работников образования Квач Вера Васильевна разработала и выпустила учебно-методическое пособие “Слоговичок”, которое я с удовольствием использую в первых классах. Применение этой таблицы способствует развитию у детей интереса к обучению (как игра); зрительной и слуховой памяти; умения ориентироваться на пространстве листа; орфографической грамотности (если ребенок сам соберет слово, напишет его печатными буквами, прочитает, осознает разницу между словом, произносимой в устной и используемым в письменной речи, то грамотное письмо ему гарантировано).

VI. Вывод

Я считаю, что орфографическое чтение необходимо применять при обучении детей чтению и письму не только в младших классах, но также и в среднем звене. Необходимо использовать все методы, приемы и формы обучения детей, чтобы будущее поколение выросло грамотным, высокообразованным и интеллектуально развитым. Если систематически использовать на каждом уроке орфографическое чтение, то можно быть уверенным, что это принесет свои плоды.

Используемая литература

  1. П.С.Тоцкий. “Орфография без правил”.
  2. Журнал “Начальная школа” №11 –- 95 г.
  3. Журнал “Начальная школа” №1 – 97 г.
  4. Журнал “Начальная школа” №7 – 88 г.
  5. В.В.Квач. “Слоговичок”.
  6. Н.И.Жинкин. “Механизмы речи”.

Приложение