Международное гуманитарное право. 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели.

  • Познакомить с МГП, его основными нормами.
  • Объяснить понятия: МГП, жертвы войны, термины: военные преступления.
  • Рассмотреть роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов.
  • Развить память, речь, логическое мышление, умение работать с документами, текстом учебника. Выделять главное, анализировать.
  • Воспитывать уважение к человеку, осознание ценности жизни, милосердие.

Оборудование: учебник, таблица, карточки с документами, тестами, картина «Герника» Пикассо, фотографии военных преступников (приложения).

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Что было задано?
2. Какие общечеловеческие правовые документы вам известны?
3. Какие стороны человеческой деятельности охватывает Декларация?
4. Почему без статьи 29 Декларация была бы лишена правового смысла?
5. Почему Всеобщую декларацию прав человека называют библией  
современного права?

II. Объяснение нового материала

– Мы с вами, рассмотрели основные моменты Всеобщей Декларации прав человека и выяснили, что центром этого документа являются права человека.
Но бывают такие обстоятельства в жизни общества, которые не позволяют двигаться к намеченному идеалу – соблюдению прав человека. К таким обстоятельствам относятся войны.
Война есть война: вооружённые люди одной армии убивают воинов армии противника. Но можно ли защитить людей, которые не являются вооружённой силой (Гражданское население) или людей, которые уже не могут воевать (раненные, военнопленные)? Что думали по этому поводу др. мыслители Плутарх и Цицерон? Возможны ли нормы, защищающие человека в условиях вооружённых конфликтов? Следует ли оказывать медицинскую помощь раненным военнопленным?
На эти вопросы, мы ответим сегодня на уроке, по ходу изучения новой темы «Международное гуманитарное право» по плану:

1. Причины возникновения норм международного гуманитарного права.
2. Документы составляющие МГП, их содержание.
3. Особенности и значение МГП.
4. «Военные преступления».

1. Что послужило причиной для возникновения МГП? Давайте послушаем некоторые сообщения:
1) На войне как на войне.
2) Дети войны.
3) Милосердие и гуманность – есть ли место на войне?
(Мы выслушали факты, которые свидетельствуют…)

2. Непосредственным поводом для рождения МГП стала деятельность Анри Дюнана, который видел как тысячи раненных солдат были оставлены умирать на поле боя у Сольферино в Ломбардии. Результатом его деятельности стала Международная Женевская конференция 1864 г. и подписание на ней первой Конвенции об улучшении участи раненных и больных воинов. А ещё раньше в 1860 г. возникла организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста для оказания помощи раненным во время военных конфликтов.
В 1899 и 1907 г. Была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, а в 1949 г. – Женевские конвенции о защите жертв войны. Эти международные документы с дополняющими их протоколами содержат правовые документы, которые принято называть международным гуманитарным правом.
У вас на партах лежат тексты женевских конвенций (Приложение). Работая с ними по группам, вы должны заполнить свои таблицы, выделяя конкретные нормы, регулирующие:

Отношение к военнопленным

Защита мирного населения

Запрещённые методы и средства ведения войны

 

 

 

 

3. Таким образом, мы выяснили, какие нормы содержит МГП. В чём же особенности и значения МГП?
Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике, прочитав стр. 236 с 3 абзаца по 5. Внимательно прочитайте и выпишите в тетради.

4. «Военные преступления».

– К сожалению, как и любые законы международного характера, МГП соблюдается далеко не всегда. Но его наличие побуждает многих людей соблюдать их, а так же даёт возможность осудить тех, кто нарушает их. Участники Женевских конвенций 1949 г. обязались обеспечить уголовные наказания для лиц совершивших нарушения норм МГП, включающие преднамеренные пытки, убийства, причинения чрезмерных страданий. МГП содержит понятие «военные преступления». Примеры: А. Гитлер, Усама бин Ладен.
– Что называется «военным преступлением»?
Совместные усилия государств регламентируется специальной резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН о международном сотрудничестве в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. Международное гуманитарное право является юридической базой деятельности Международного комитета Красного Креста, который в качестве нейтральной организации  оказывает большую помощь жертвам вооружённых конфликтов.

III. Закрепление

1. Почему правовые нормы, защищающие жертвы войны, называют гуманитарным правом?
2. Какие документы составляют МГП?
3. Укажите, какое высказывание соответствует нормам МГП?
1) В военных действиях учувствуют как военные, так и гражданское население.
2) Военные действия осуществляются только против сражающегося противника.
3) Военные действия не прекращаются после капитуляции противника, а продолжаются до его полного уничтожения.
4) В военных действиях могут участвовать дети.
4. Укажите не запрещённые международным правом средства ведения военных действий?
1) бактериологическое и токсическое оружие;
2) противопехотные мины;
3) огнестрельное оружие;
4) пластиковые мины.
5. Что из перечисленного запрещено нормами МГП?
1) использование белого флага, красного креста, других аналогичных знаков для введения противника в заблуждение;
2) маскировка;
3) дезинформация;
4) ложные цели.
Прочитайте документы №3,  №4 (Приложение) и ответьте на вопросы: с какими событиями они связаны, о нарушении каких норм МГП они свидетельствуют?

IV. Вывод: «Мне особенно запомнилось на уроке…», «Меня потрясло…», «Я пришёл к выводу…».

V. Домашнее задание: написать эссе по теме.

Используемая литература:

1. Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002 г. №4.
2. Бакулин В.М. Методические аспекты экскурсионной деятельности. // Преподавание истории в школе. 2002 г. №10.
3. Боголюбов Л.Н. «Введение в обществознание» – М.,2008 г.
3. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003 г. №1.
4. Уткина Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории. М.: Айрис-пресс,2007 г.