Дидактическая игра на уроке физики

Разделы: Физика


В школе особое место занимают такие формы обучения, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в образовательном процессе, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно решать через игровые формы обучения. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей. В игре изучается окружающий мир, открывается простор для творчества, самопознания и самовыражения. В игре приобретается опыт взаимоотношений людей, происходит формирование коммуникативных навыков. Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике.

Особенности учебных игр:

  1. Моделирование определенных видов практической деятельности.
  2. Моделирование условий, в которых протекает деятельность.
  3. Наличие ролей, их распределение между участникам.
  4. Взаимодействие участников.
  5. Наличие общей цели у всего игрового коллектива.
  6. Групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.

В процессе игры дети учатся находить и принимать решения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой, учатся умению общаться, установлению контактов.

Большинство учителей и методистов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидактической.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

  • Игры-упражнения

Обычно занимают 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, применяют для осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные кроссворды, шарады, викторины, ребусы, головоломки, загадки.

Проверочный кроссворд.

Цель: проверить степень усвоения понятий, формулировок, определений.

Выдается карточка – лист в клеточку, имеющая 5-7 строк. Учащиеся решают кроссворд, если работа сделана верно, в одной из колонок читается «проверочное» для учителя слово (рисунок 1). Кроссворды могут составить сами учащиеся (рисунок 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

Загадки.

Цель: узнать явление и определить к какому виду оно относится.

«Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно
Без языка – кричит.» (Эхо.)

Н.А. Некрасов.

«Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве,
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла»
«Цветное коромысло
над лесом повисло.» (Радуга.)

Ф.И. Тютчев.

  • Игры-путешествия

Служат для углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активация учащихся в таких играх выражается в устных ответах, рассказах, вопросах, в личных переживаниях.

Сюжетная (ролевая) игра. Эти игры отличаются от остальных тем, что учащиеся играют определенные роли.

Молекулы.

Цель: рассмотреть строение твердых тел, жидкостей и газов.

Учащиеся делятся на 3 команды. Капитаны вытягивают карточки:

  1. Показать строение твердых тел.
  2. Показать строение жидкостей.
  3. Показать строение газов.

Команды выступают, другие команды пытаются угадать о каком состоянии вещества идет речь, пояснить, рассказать о свойствах, привести примеры.

Физика вокруг нас.

Цель: ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений, пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность, наблюдательность.

Учащиеся делятся на команды, в каждой команде определяется командир. Командир распределяет роли: исследователи – проводят наблюдения физических явлений на территории гимназии, аналитики – проводят классификацию зафиксированных физических явлений. Побеждает та команда, которая зафиксирует большее количество физических явлений за данный промежуток времени и правильно распределит по видам (механические, тепловые и т.д.). Результаты исследования оформляются в таблицу.

Физика на школьном стадионе.

Цель: научить оценивать физические величины, характеризующие механическое движение (длина одного шага, скорость движения человека, средняя скорость команды).

Учащиеся делятся на команды. У каждой команды есть капитан, который заполняет дневник путешествия, проводник – ведет команду по маршруту. Учащиеся выполняют необходимые измерения и вычисления, продвигаясь по проложенному маршруту. Побеждает та команда, которая, первой окажется в конечном пункте.

  • Игры-соревнование

Может включать в себя все вышеперечисленные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Особенность таких игр – это наличие соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место, а сотрудничество определяется конкретными обстоятельствами и задачами.

Игра – соревнование позволяет учителю вводить не просто занимательный материал, но и сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

Ёлочка.

Цель: повторить и обобщить материал по теме.

Игра – соревнование как групповое, так и индивидуальное. «Ёлочные игрушки» различаются по цветам. Например, красный цвет – отличный ответ, желтый – хороший, зелёный – ответ неполный и т.п. (рисунок 3). Слева от ёлочки можно прикрепить любое дополнительное задание (рисунок 4).

Рисунок 3

Рисунок 4

Ромашка.

Цель: повторить основные понятия раздела.

На доске плакат с ромашками. Каждой команде выдается ромашка – задание. После каждого оторванного лепестка жюри дает оценку и учитель мелками окрашивает лепестки. В конце игры самооценка каждой команды.

На практике все виды игр используют как самостоятельные или как взаимодополняющие друг друга.

Выбор игры.

Зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо. Если игра коллективная, необходимо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости.

Этапы игры.

  1. Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры – возбуждение интереса к ней. Сюда же входит объяснение правил.
  2. Оборудование и оснащение игровой площади. Место должно соответствовать содержанию игры, быть безопасным и удобным для детей, отвечать возрастным особенностям.
  3. Разбивка на команды. Требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатии, антипатии.
  4. Игра.
  5. Заключение по уроку. Выводы о работе учеников – участников игры, выставление оценок

Игры соответствуют оптимизации учебного процесса, способствуют формированию ключевых компетенций гимназистов.