Урок-исследование по теме "Умом Россию не понять". Философская лирика. 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цель:

  1. Постижение философской глубины произведения Тютчева.
  2. Развитие навыков интерпретации лирического стихотворения.

Тип урока: урок-исследование.

Метод: коллективная работа учителя с классом.

Оборудование: портрет Ф.И. Тютчева; текст стихотворения «Умом Россию не понять…».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Человек, по мысли Ф.И. Тютчева, является своеобразным инструментом постижения природы, мира. Но примечательно и то, что природа и мир, Вселенная, служат Тютчеву инструментом постижения человека. Метафоричность тютчевской поэзии есть художественный приём, наполненный философским содержанием.

  • В чём тайна и сила тютчевских строк? Обратимся к тексту.

III. Работа с классом.

Первая учебная ситуация.

Коллективный анализ стихотворения «Умом Россию не понять…».

Учитель читает стихотворение.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить.

  • Каким чувством проникнуто стихотворение?
  • О чём это стихотворение? (Стихотворение о Родине, о России.)

Найдём ключевое слово в первой строчке (Россия). Подберём к нему однокоренные слова.

Россия – составим гнездо однокоренных слов: роса, Рось, росы.

Название страны восходит к обрядовому понятию: Ра – солнце. Все однокоренные слова состоят из смысла глубокого корня (ра), неизменного на протяжении многих тысячелетий. В этих словах изначально жило солнце, свет (Русь, русский). Это то, до чего нельзя дотянуться, отсюда - недосягаемость.

Каждое стихотворение Тютчева начинается мыслию, которая вспыхивает, как огненная точка, под влиянием глубокого чувства.

Проанализируем слово «ум».

Ум(ом) – способность человека, развитая в высокой степени; высокое развитие интеллекта. В данном произведении – невозможность, даже имея такую способность, познать Россию. Это то, что находится за гранью человеческих возможностей, способностей. Отсюда сила, мощь России, Космос.

Прокомментируем слово «аршин».

Аршин – это мера длины, равная 0,71 см. Это широкий шаг – (ар-земля). Это слово имеет в стихотворении определение «общим», то есть если все (весь народ) сделают этот широкий шаг, то всё равно не смогут измерить всё пространство России, так оно велико. Нет границ. Безграничность художественного пространства. Житель России окружён настоящей бездной – Вселенной: Космос-Земля.

  • А кто объединяет эти два мира? (Человек. Он граница между двумя мирами, он соединение и объединение этих двух миров – бездн.)
  • В какое слово обличён образ человека? (Стать.)

Стать – стержень, характер, внутренний склад; сочетание существительного «стать» с определением «особенная» выводит на значение «красивая, с чувством собственного достоинства, обладающая внутренней красотой, силой характера».

На морфологическом уровне в стихотворении использованы существительное и глагол с частицами. Использование отрицательных частиц «не» в первых двух строчках только усиливает значимость лексических значений существительного, а в последней строчке – выделительная частица «только» добавляет «исключительности» России. Глагол «верить» в данном стихотворении управляет винительным падежом: «верить в Россию». Предлог «в» помогает обожествить Россию, поднять её на недосягаемую высоту. Теперь ей нужно поклоняться также, как и Богу (верить в Бога). Верить безоглядно, сердцем.

Вторая учебная ситуация.

Представьте графически всё выше сказанное:

Стихи философского характера у Тютчева имеют двухчастотную композицию с чётким разделением содержания.

  • Сохраняется ли данная особенность в этом стихотворении? (Да.)

Стихотворение состоит из одного бессоюзного предложения, где содержание первых двух строчек является противопоставлением содержанию двух последующих. Трудно всё это выразить логически и последовательно, в строгих терминах и понятиях. Очевидно, есть только одна возможность сказать несказанное, выразить невыразимое – та, которой воспользовался Тютчев. Образ, найденный Тютчевым, не может не восхищать своей ёмкостью и выразительностью.

В структуру своего мироздания Тютчев включает всё: свет, жар, Космос, человека, духовную жизнь.

Третья учебная ситуация.

Творческая работа. Эссе на тему «Россия Тютчева».

IV. Домашнее задание.

  1. Выбрать наиболее близкое стихотворение Тютчева.
  2. Выучить наизусть, уметь отыскать в нём характерные тютчевские темы, образы, художественные приёмы.