Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Познакомить с птицами, с отличительными признаками птиц от других животных, их питанием.
  • Развивать наблюдательность, умение слушать.
  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.
  • Знакомство с разнообразием форм животного мира.
  • Расширение представления о многообразии окружающего мира.
  • Развитие воображения и творческих способностей.

Зрительный ряд.

  • Иллюстрации птиц, насекомых.
  • Таблицы с изображением отдельных частей (голов, крыльев, хвостов, лап) различных птиц.
  • Методические пособия по цветоведению.

Средства ТСО.

  • Аудиокассета с записью голосов птиц.

Ход урока

l. Организационный момент

Показ иллюстраций птиц.

- Понравились? Кто это? Какова тема сегодняшнего урока?

- Предлагаю вам на уроке поговорить о птицах, об удивительных творениях природы, которые радуют нас своей подвижностью, голосом и обликом.

2. Работа по теме урока

А) Скажите, по каким признакам вы определили этих животных к птицам? (Выслушиваю все ответы детей)

- Одним из признаков вы назвали умение летать. Давайте подумаем, являются ли это самой

главной отличительной чертой.

- Как вы считаете, все ли животные, которые умеют летать – это птицы?

Поможет вам в решении этого вопроса ряд иллюстраций. (Божья коровка, птица, бабочка, летучая мышь)

- Как вы думаете, а все ли птицы умеют летать? Приведите примеры.

- Значит, уметь летать не главное отличие от других животных.

Б) Вспомните, как называют птиц иначе, другим словом. (Пернатые)

А почему?

- Главное отличие - это наличие перьевого покрова тела.

- Как вы считаете, зачем птицам перья? (Чтение хрестоматии стр.89-91)

- Скажите, а где живет гусь? Это водоплавающая птица.

- Чем покрыты перья у этих птиц? (Ответ на вопрос найдите в тексте)

- Гуси, как и другие водоплавающие птицы при чистке смазывают свои перья жиром. От этого перья становятся водонепроницаемыми и не намокают при плавании.

В народе говорят: как с гуся вода.

- А вот у курицы такой смазки нет, и ее перья намокают. Вы, наверное, видели как выглядит курица, попавшая под дождь.

Не зря в народе говорят: мокрая курица.

-Удалось ли вам наблюдать за волнистым попугайчиком. Все ли перья у него одинаковые?

Только ли цветом различаются?

(Чтение текста в учебнике, стр. 22)

Работа в тетрадке (стр.16 № 22)

В) Второй отличительной чертой внешнего строения птиц является наличие двух ног и пары крыльев.

Д.М. Игра “Не ошибись”

Ворона, стрекоза, лебедь, сорока, шмель, кукушка, свиристель курица, летучая мышь, соловей.

Г) Итак, каково же строение птиц?

- А у всех ли птиц оно одинаково?

- Посмотрите на доску. Какая птица изображена? (На доске изображен воробей) А сейчас на ваших глазах я попробую превратить изображение воробья в другую птицу. (Учитель на глазах детей заменяет голову, крылья, хвост и лапы воробья на другие – получается сначала синица, затем дятел, потом орел и т.д.)

- Что я заменила, а что оставила?

- Какой вывод вы смогли бы сделать?

Верно, внешне все птицы очень похожи, разными их делают оперение - наряд,

размеры и формы головы, шеи, лап, хвоста.

Д) Групповая работа.

- Поговорим о питании птиц. Питание птиц разнообразно. Всех представителей птиц можно объединить в несколько групп по способу питания. И я предлагаю вам самостоятельно их назвать.

Сейчас вам необходимо объединиться в группы. Группы соответствуют изображениям, которые лежат у вас на парте (зерно, мясо, насекомое).

Задание.

Подумайте, как можно назвать группу птиц, которые питаются тем, что изображено у вас на картинках и какие птицы могут этим питаться. Отберите необходимые изображения птиц.

Проверка работы групп.

Отгадайте загадку.

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает.

Представителем какой группы он является? Как вы считаете?

Есть птицы, которые питаются зернами. Эту группу птиц называют зерноядными.

Клюв у этих птиц короткий, крепкий. Им они разбивают твердые семена.

Каких птиц вы отнесли к этой группе?

Отгадайте загадку.
Я по дереву стучу,
Червячков добыть хочу.
Хоть и скрыться под корой
Все равно ты будишь мой.

Есть птицы, которые питаются насекомыми. Эту группу птиц называют насекомоядными.

У этих птиц острый клюв – для того, чтобы было удобнее доставать насекомых из коры деревьев. Лапки короткие, два пальца впереди, два назад. Так можно надежнее зацепиться за кору.

Так же к этой группе можно отнести кукушку, грача, скворца, синицу.

Какая группа осталась без внимания? Как вы назвали свою группу птиц?

Если птицы хищники. Они питаются животными.

Имеют крючковатый клюв (им удобно разрывать мясо убитых животных), мощные ноги с цепкими когтями.

Представители: совы, ястреб, сокол, орел.

Ж) А теперь я предлагаю вам сделать аппликацию с изображением любой птицы.

Дети занимаются творчеством с преподавателем изобразительного творчества (по шаблонам). Фоном звучит аудиокассета.

3. Итог урока

Определите к какой категории относится ваша птица – к зерноядным, насекомоядным или хищникам. (На доске висят таблички с этими названиями)

Возьмите свою работу и прикрепите ее, пожалуйста, под нужной табличкой.

Замечательно! Все вы усвоили сегодняшний урок и, поэтому, с легкостью справились с этим заданием.

4. Домашнее задание

На выбор

  • Приготовить сообщение о любой птице.
  • Написать синквейн про птицу.
  • Найти загадки о птицах.