Урок письма по теме "Письмо — зеркало души человека"

Разделы: Русский язык


В современных условиях перед учителями — словесниками стоит задача обеспечить юношеству более высокую гуманитарную подготовку. Учитель русского языка и литературы должен научить выпускников свободно владеть языком во всех его устных и письменных проявлениях.

С этой целью в 8-9 классах была проведена игра в форме путешествия  "С Тверской маркой в страну Знаний!".

Методическая разработка уроков была представлена на Всероссийский конкурс  "Лучший урок письма", и её автор стал Лауреатом регионального конкурса.

Обучающий урок письма завершал школьную Неделю письма и путешествие команд по станциям: "Почтовая", "Верхневолжская", "Монастырская", "Золотошвейная", “Державная".

За месяц до начала игры — путешествия каждой команде был вручён Маршрутный лист с заданиями.

К уроку "Письмо — зеркало души человека" участникам были предложены следующие задания:

  • познакомиться с биографией Нади Рушевой (Приложение 1. Приложения);
  • прочитать книгу Н.К. Рушева  "Последний год жизни Надежды”;
  • прочитать письма Нади Рушевой к своему другу (Приложение 2);
  • сформировать экспертные группы и под руководством учителя проанализировать,исходя из своего задания, письма московской школьницы к своему другу;
  • познакомиться с книгой А.А.Акишиной и Н.И.Формановской "Этикет русского письма".

Цели и задачи.

1. Активизировать интерес учащихся к эпистолярному жанру.

2. Прививать навыки правильного написания личного письма.

3. Формировать у школьников любовь к творчеству, интерес к исследовательской деятельности, повышать культуру общения.

4. Пробудить у учащихся желание писать письма.

Эпиграфы.

Нелёгкие вопросы порой задаёт себе человек,склонившийся над письмом: так ли я живу, что думают обо мне сверстники...

Работа над письмом — это и работа над собой. У уроков письма высокое гуманное начало. Ш Амонашвили

Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. В.А.Сухомлинский

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Сегодня, ребята, мы с вами проведём Урок письма. На нем мы проанализируем письма московской школьницы Нади Рушевой к Алику Сафаралиеву, изучим речевой этикет и напишем письма ребятам Вышневолоцкого детского дома.

Написать интересное письмо — эпистолярное искусство, овладеть которым может при желании каждый.

Учиться нужно на лучших письменных образцах. Следует также помнить, что письмо — зеркало души человека. По тому, как и о чём он пишет, можно судить о его интеллектуальном, нравственном и культурном уровне.

Наши эксперты подготовили свой "отчёт", и сегодня на уроке они готовы поделиться с вами этой информацией.

Каким человеком была московская школьница Надя Рушева? Какие высказывания девушки не оставили вас равнодушными? Это были главные вопросы, на которые предстояло ответить первой экспертной группе.

Выступление экспертов.

1. В письмах к другу она рассказывала о своих школьных делах, о походах в кино, театр и на выставки; обменивалась мнением о прочитанных книгах.... Мы пришли к выводу, что Надя была скромным, вдумчивым, духовно богатым человеком. Она любили людей и стремилась сделать их жизнь яркой, интересной и полезной.

Комментарий учителя.

Надя вела дневник. Туда она записывала всё, что увидела и прочитала. Вот только одна запись (Приложение 3)

Таких записей так много, что поражаешься. когда она всё успевала? Писатель В. Киселёв в книге   "Месяц в Артеке", рассказывая о юной художнице, выделил такие черты её характера, как целеустремлённость, трудолюбие, стремление к духовному обогащению. Это свидетельствует, безусловно, о незаурядности личности Нади Рушевой.

2. Вторая экспертная группа определила темы, затронутые автором в письме, и представила их в виде таблицы (Приложение 4).

Эксперты зачитывают отрывки из её писем (Приложение 2) и делают вывод: письма Нади Рушевой отличаются жанровым разнообразием, но всё-таки предпочтение она отдаёт информативному письму.

Комментарий учителя.

Эпистолярный текст имеет те же структурные элементы, что и обычные школьные сочинения. Композиционные части письма - зачин, информационный блок, концовка письма.

Письмо начинается с выбора ПРИВЕТСТВИЯ и ОБРАЩЕНИЯ и заканчивается ПРОЩАНИЕМ и ПОДПИСЬЮ. Выбор этикетных элементов определяется отношением адресата и адресанта, их культурным уровнем.

3. Этикетные формулы приветствия,обращения, прощания были в центре внимания третьей экспертной группы. Учащиеся выяснили, что Надя Рушева использовала самые распространённые, стилистически нейтральные формулы приветствия: "Здравствуй" и "Привет !" Она была воспитанным человеком, поэтому не допускала формулы приветствия, придающие речи жаргонный характер.

К своему другу она обращалась по имени, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Алика она не называла полным именем, что говорит об их духовной близости. В одном из писем Надя позволила себе фамильярно-ласковое обращение "Старик" .Этикет русского письма допускает такое обращение в речи ровесников, если их связывают дружеские отношения.

Комментарий учителя.

Приветствие и обращение адресант пишет в центре строки с восклицательным знаком. Запишем в тетрадь образец (Приложение 5).

4. Современные русские формулы прощания многообразны. Третья группа экспертов представила их в виде таблицы (Приложение 6).

Учащиеся обратили внимание на то, что Надя не использовала в письмах формулы прощания, за исключением одного письма, где она употребила слово "Счастливо!". Этикетным формулам прощания она предпочла слово "Пиши!".

Эксперты пришли к выводу, что школьница умела дружить, ценить своих друзей и, несмотря ни на какие расстояния, ощущать плечо друга.

Все письма Надя подписывала единообразно по формуле (И + Ф): Надя Рушева.

Такая подпись говорит о скромности, серьёзности автора к адресату.

Комментарий учителя.

Чтобы не нарушать этикет русского письма, надо знать некоторые правила.

Этикетная формула прощания располагается с красной строки и может быть сдвинута вправо. Подпись находится обычно в правой стороне листа. Дата и сведения о месте написания частного неофициального письма могут располагаться в верхней части письма справа или в нижней части письма справа под подписью. Запишем образец (Приложение 7)

5. Четвёртая экспертная группа должна была определить стилевую принадлежность писем, выявить их лексические и морфологические особенности.

Изучив письма Нади, они пришли к выводу, что письма относятся к эпистолярно-разговорному стилю. Они носят частный, неофициальный характер. Разговорная речь образна и эмоциональна. В письмах преобладает общеупотребительная, обиходно-бытовая лексика("холодина", "запарка ", "ужас какой-то ",), встречаются эмоционально-окрашенные слова ("смешной" ,   "славный ", "мальчишка",  "милый мой") В качестве примера лексического средства выразительности эксперты привели окказиональное слово"последняястепеньозверения". Благодаря богатой синонимии, речь автора выразительна. Так, слово "дом" она называет "берлогой," нейтральное "громко" она заменяет более эмоциональным "истошно", а   "очень громко" - словом  "ужасно". Речь её проста, естественна, лишена "красивости." Образных определений немного :  "милый праздник",  "славный мальчишка ",  "страшная запарка" .О хорошем вкусе Нади, её языковой культуре говорит и тот факт, что в её письмах отсутствуют диалектные, просторечные слова, жаргонизмы, арго и ненормированная лексика.

Эксперты убедились в том, что тексты эпистолярно — разговорного стиля имеют свои морфологические особенности. В них, к примеру, почти нет причастий и деепричастий. Ребята обратили внимание на яркое, ёмкое междометие Ууууууууу...!, с помошью которого она выразила чувство восторга, восхищения, преклонения перед гением Л.Н.Толстого.

Письмо - адресно направленный текст, поэтому личных местоимений немного, и следовательно, в письмах преобладают односоставные предложения.("Сейчас продолжаю эту серию'",..после напишу"",Читаю сейчас только Толстого', "Пиши")

6. Пятая экспертная группа изучала синтаксический рисунок писем московской школьницы. Она обратила внимание на то, что тексты писем состоят преимущественно из простых предложений. Среди них немало эллиптических, неполных. Упрощение синтаксических конструкций происходило по причине острого дефицита времени адресанта, в силу этого мысль развивалась ассоциативно, отрывисто, кусочками. Поэтому предложения предельно лаконичны,состоят из 7 (+, -) слов ("Ужасно устала ". "Москву украшают к празднику ",  "Много строят".) . Очень мало сложных предложений.

ССП — 1, СПП — 7, БСП — 2. В письменных текстах — 21 восклицательное предложение ( "Здорово! ", "Чудо!" ,Ужас какой-то! "), 10 – вопросительных ("Тебе нравится князь Андрей ?", "Какой тебе кажется Наташа ?" ,  "Как отметки? ",  "Каким был для тебя 1967 год? ") . В 11 предложениях она использовала многоточие — пунктуационный знак, обозначающий перерыв — задержку в процессе изложения мысли или выражения чувства, не связанную с особенностями синтаксического строения предложения ("Когда я на неё посмотрела, то первое впечатление … ну, не знаю, в общем, ты не такой стал".)

Итак, ребята, вы ознакомились с некоторыми письмами московской школьницы Нади Рушевой, адресованные её другу. Какой же общий тон писем ?

Верно. Эмоциональный, доброжелательный, уважительный, душевный. Вот такое письмо предстоит написать и вам. Что может стать предметом письменного сообщения? (Учёба, любимые предметы, прочитанные книги, увлечения) / Важно, однако, помнить, что передозировка письма информацией может привести и к печальному результату : оно станет неинтересным. Делясь своими впечатлениями, мыслями, знаниями и открытиями, не забывайте о человеке, которому вы всё это сообщаете. Проявляйте искренний интерес и к его мнению .

Главная часть письма — это информационный блок, который может состоять из нескольких значимых микротем. Информационный блок начинается со стереотипного ввода сообщения. (Приложение 8)

Для частных неофициальных писем характерна меньшая строгость оформления текста письма. Однако культура письма предъявляет эстетические требования к написанному тексту. Существуют также правила общения между адресантом и почтой. Ознакомимся с ними. (Приложение 9)

Чтобы письмо вовремя и точно дошло до адресата, необходимо правильно оформлять конверт. Обратите внимание на следующее:

- данные адресата пишутся в правом нижнем углу конверта, данные отправителя — в левом верхнем;

- адрес представляет собой простое предложение с однородными членами, поэтому слова должны разделяться запятыми;

- если в названии города есть корень - город, то перед ним не пишется  "г".

Практикум грамотного оформления конверта.

Подведение итогов урока (Что нового узнали? Чему научились?)

Заключительное слово учителя.

Закончить урок, который мы назвади "Письмо — зеркало души человека", я хочу отрывком из книги академика Д.С.Лихачёва "Письма о добром и прекрасном...: "Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно - это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума".

Домашнее задание.

Написать письмо другу.