Конец династии Рюриковичей. Смутное время

Разделы: История и обществознание


В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классики педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, характеризующий мир природы и человека.

В современной педагогике проблема интеграции “звучала” в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему?

Хотелось бы подчеркнуть что сам предмет история “вынуждает” к интеграции. Интеграция позволяет раскрыть новые возможности для социализации и самореализации личности современного школьника. Формирует активную личность, востребованную обществом.

Таким образом, в результате применения данной педагогической технологии происходит систематизация знаний по всем предметам и развитие восприятия мора в гармоничном единстве, что позволяет расширить содержание образования.

Форма урока, предложенная мною, позволяет сделать урок интересным и познавательным, дает возможность научить обучаемых делать выводы, защищать свою точку зрения, работать самостоятельно, создавать компьютерную презентацию. Развивает творчество.

Урок рассчитан на 2 часа.

Дидактическая цель: создать условия для сознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала и его связь с другими предметами.

  • актуализовать знания учащихся по истории России начала 17 века.
  • изучить основные события, социально-экономические и политические последствия Смутного времени.
  • показать, что слабая государственная власть в России в сочетании с забвением интересов народов правящими сословиями чревата катастрофическими последствиями.
  • создать компьютерную презентацию темы с помощью программы

Воспитательная цель:

  • продолжать воспитание интереса и уважения к отечественной истории.
  • продолжить воспитание коммуникативных качеств личности.
  • воспитывать критическое, самостоятельное мышление и оценку изучаемых событий.

Развивающая цель. Продолжить:

  • развития навыков работы с компьютерными программами с целью создания презентаций;
  • развитие навыков работы с учебниками, таблицами, схемами.
  • поощрять развитее творческого, нестандартного мышления.
  • учебно-информационных умений (работа с документом, текстом, иллюстрациями).
  • учебно-интеллектуальных умений (анализ, обобщение, перенос знаний в нестандартную ситуацию).

Задачи: Изучить причины, сущность и главные события смутного времени и создать компьютерную презентацию основных событий этого периода.

Средства обучения:

1. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца 17 века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров, В.И Буганов; под редакцией А.Н. Сахарова.

2. Компьютеры, мультимедийный проектор.

3. Схема “Цари Смутного времени”, репродукции картин, портреты основных участников Смуты.

Этапы урока:

1. Оргмомент.

2. Изучение нового материала.

3. Работа в группах.

4. Представление учащимся результатов работы.

5. Заключительный этап урока. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Вводное слово учителя. Династия Ивана Калиты, внука Александра Невского, правила Московским государством в течение почти трёхсот лет. Основы её могущества были заложены в то время, когда над Русью тяготело иго монголо - татар. При Иване III, в конце 15 века Россия освободилась от господства иноземных захватчиков. Иван 4 (Грозный) внук Ивана 3, довершил разгром осколков орды. Рухнули Казанское, Астраханское х-ва, земли в низовьях Волги, где монголо - татары основали свою столицу были включены в состав Русского государства. Затем Русь нанесла удар крымской орде. Даже поражение в Ливонской войне не умолило популярность Ивана IV. В народной памяти он остался грозным, но справедливым царём.

Это был правитель законной династии, царь при котором феодально зависимы крестьяне, пользовались правом выхода в Юрьев день. Как видим, в российской истории главным и действующим и организующим началам постепенно стали и его плаво государь. Личность правителя накладывала отпечаток на ход и характер эпохи и направления развития страны. Но так сложилось в определённый период истории государство ослабло и даже исчезло и на престоле замелькали какие-то лица: иностранцы, самозванцы. И это время назвали смутным. Смута…

Смутное время.… Этот термин принят историками восемнадцатых девятнадцатых веков. В советский период историки отвергли его как “ дворянско-буржуазный”, предложив в замен “ крестьянскую войну и иностранную интервенцию”, что, безусловно, не соответствует полностью определению этого периода. Сейчас понятие “ Смута” возвращается и одновременно предлагается называть события начала семнадцатого века в России гражданской войной, ибо в них были задействованы практически все социальные группы и слои. (Демонстрация слайда)

Этот период трагичен, загадочен и изучаем историками. И каждый даёт своё определение этому понятию. (Демонстрация слайда)

Каков ваш ответ на этот вопрос мы узнаем в конце урока.

Смутное время охватывает годы с 1598 по 1613 гг.

- Назовите причины кризиса.

Примерные ответы:

1. “Династический кризис”.

Я обращаюсь к историческому повествованию Скрынникова “Крушение царства” (с 9-10.)

2. Падение авторитета монарха.

3. Резкое ухудшение экономического положения вследствие голода, побеги крестьян; ужесточение позиции правительства пограничного казачества.

4. Урочные лета 1597 года. (Демонстрация слайда)

Учитель: Цель нашего урока изучение ярких выдающихся личностей Смутного времени. Сегодня, на уроке, мы рассмотрим их вклад в историю, дадим характеристику через музыку, изобразительное искусство.

Как вы думаете, могла ли личность повлиять на судьбу страны? (Обучаемые высказывают свою точку зрения).

Одним из ярких выдающихся деятелей Смутного времени был Борис Годунов (демонстрация слайда).

Образ и эпоха Бориса Годунова привлекали многих историков.

Примерные ответы обучаемых:

- Н. М. Карамзин дает следующую характеристику Борису Годунову см. Карамзин Н. М.Предание веков. М.., 1988. с.12

- А вот характеристика Б. Годунова из хроногрофа. (слайд Платонов) см. Рассказы русских летописей 4-17 веков М., 1976 с.157-158.)

- Характеристика Б. Годунова.

- А вот, что сказал историк В.В. Кобрин: “Голод погубил Бориса Годунова. В массовом сознании возникло представление, что Годунов не являлся “природным” а значит законным царем”. Я объясню, смысл этого высказывания и в этом мне поможет повествование Скрынникова.

Учитель: Образ и эпоха Бориса Годунова привлекала не только историков, но и поэтов, писателей, музыкантов, художников. А. С. Пушкин о Б. Годунове писал:

“Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро
А за грехи за темные деянья.
Спасителя смерено умоляют”.

Ученик: “Поэт Д. Кедрин о событиях кануна смуты:

В Москве был голод этим летом,
К зиме сожрали всех котят.
Болтали, что перед рассветом
Гробы по воздуху летят,
Что вдруг откуда-то лисицы
Понабежали в погреба,
Что в эту ночь на Вражек Ситцев
Падут три огненных толба.
Недавно в Угличе Дмитрий
Средь бела дня зарезан был,
Но от народа Шуйский хитрый
Об этом деле правду скрыл,
Сказав: “Зело прискорбный случай!
На все господня воля. Что ж
Поделаешь, когда в падучей
Наткнулось дитятко на нож?”
Но все же очевидцы были,
И на базарах с ихних слов
Сидельцы бабам говорили,
Что промахнулся Годунов.
И Годунову прямо в спину
Шел слух, как ветер по траве,
Что он убил попова сына,
А Дмитрий прячется в Литве”.

Учитель: Объясните о ком идет речь в предсказании: “… А Дмитрий прячется в Литве”?

(Демонстрация портрета Мусоргского М.П.)

Ученик: Представьте, могучий звон колоколов сопровождает венчание Бориса на царство. Казалось , Борис должен быть рад, но в самой первой его ариозо мы слышим душевный разлад, тяжкие предчувствия. Давайте послушаем. (Звучит фонограмма, демонстрируется портрет Ф. Шаляпина в костюме Бориса Годунова)

Скорбит душа, какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце…

Опера заканчивается следующими словами предсказания юродивого:

Лейтесь, лейтесь, слезы горькие.
Плачь, душа православная!
Скоро враг прейдет и настанет тьма,
Темень темная, непроглядная.
Горе, горе Руси!
Плачь, русский люд, голодный люд.

Учитель: Сбывается ли предсказание?

Как видим через все произведения Бориса Годунова проходит идея душевных мук и смертного греха, совершенного Б. Годуновым. “…Я может быть прогневал небеса…”

Смута, смута в душе правителя. Смута в государстве. Виновен или невиновен Борис Годунов в детоубийстве?

Ученик: Многие серьезные историки, внимательно изучавшие эту эпоху (например, Р.Г. Скрынников) твердо убеждены, что Борис Годунов в гибели царевича невиновен. Тогда получается, что это один из самых несчастных персонажей нашей истории: он был оклеветан не только при жизни (что его надломило), но и после смерти. Возможно, в будущем какой-нибудь литератор сможет изобразить эту суровую и крайне несправедливую жизненную драму.

Ученик: как и литературе художники вдохновлялись версией о Борисе Годунове – детоубийце.

(Демонстрация слайда портреты Бориса Годунова работы С.Н. Присекина и И.С. Глазунова).

На картине С.Н. Присекина перед нами предстанет в полный рост Борис в царской одежде: шуба, бобровый воротник-ожерелье, на голове шапка Мономаха. В руках символы государственной власти: скипетр и украшенная драгоценными камнями держава. Обратите внимание на лицо царя. На нём отпечатались события, происходящие в государстве. Внешне суровое строгое лицо скрывает внутренние проблемы. Его глаза направлены к зрителю с пронзительным взглядом, стремящемся разгадать ваши мысли. На картине Ильи Глазунова Бориса Годунова также всматривается в вашу душу, пытаясь разгадать ваши намерения.

Учитель: образ Бориса Годунова сложен и противоречив. Он не только преступный царь, но и любящий отец.

- Что вы запомнили из деятельности Бориса Годунова?

- Что он сделал для народа?

(Ответы обучаемых).

Вывод: Власть Б. Годунова была слабой. Слабость власти покоилась на позиции боярства, которые вели политические игры и воспользовались затруднительной ситуацией Б. Годунова. Голод, расправа с боярской аппозицией, восстание хлопка и даже частичное разрешение перехода крестьян, и раздача хлеба не спасли ситуацию.

Смутное время названо историками также эпохой самозванцев. Мы рассмотрим двух самозванцев - Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Кто на самом деле скрывался, под именем Лжедмитрия и тушинского вора?

Ученик: (демонстрируются портреты Лжедмитрия и Марины Мнишек). Личности Лжедмитрия и Марии Мнишек оставили в людской памяти в основном негативные впечатления. Портреты с их изображением можно встретить в старших гравюрах. Гравюрой называется вид графического искусства, в котором изображение получается в виде оттиска на бумаге с печатной формы – доски из метала, дерева или линолеума. Обратите внимание на, что Марина Мнишек изображена в одежде позднего средневековья, а Лжедмитрий в одежде польских шляхтичей.

Что было сделано для народа?

Вывод: (слайд) пытался проводить постоянную политику.

1. Освободил от зависимости ряд категорий крестьян и холопов.

2. Жаловал земли и деньги служилым людям и польским наёмников.

3. Возврат из ссылки Бояр Романовых.

4. Женился на Марине Мнишек.

Это привело к напряжённым отношениям с жителями Москвы, московским боярством и Польшей.

Убит 17 мая 1606 года.

Учитель: Период смуты, Самозванцев, назван периодом гражданской войны.

- Что такое гражданская война? (Демонстрация слайда)

- Какие годы она охватывает?

- Изменился ли характер гражданской войны с усилием иностранной интервенции?

- Какова цель первого ополчения, кто были его руководителями?

- Какие силы объединяло первое ополчение?

- Кто стал собирать второе ополчение?

- Расскажите о деятельности двух всемирных патриотов Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Ученик: Этому событию посвящены стихи, статьи, созданы памятники.

О созыве Второго ополчения замечательно рассказала поэтесса Н.Кончаловская:

Поволжье Минин призывал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и собирал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвёл,
К Москве, к столице он повёл.
Та рать от каждого села
Всё прибывала и росла.
Сюда пришёл Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И с Мининым объединяясь,
Сплотились русские войска.
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того что был избавлен
От бесчестья край родной.

Ученик: (демонстрация памятника Минину и Пожарскому).

Знаменитый Московский памятник К. Минину и Д. Пожарскому, исполненный Иваном Мартосом, был открыт в 1818 году. Главной идеей памятника является призыв Минина подняться на освобождение России, поэтому композиционной доминантой становится его поднятая рука и стержень мечта. Ёмок и выразителен жест Минина: его рука не только зовёт полководца к сражению, она возносится к небу, как бы вызывая к справедливости, широким движением охватывает площадь, словно сплачивая заполнивший её народ, указывает на Кремль как на символ Родины. Другой рукой Минин держит меч, решительным движением передавая его Пожарскому, он убеждён в правильности своих действий. Пожарский ещё колеблется, его пальцы лишь слегка касаются рукоятки, они не сжались в кулак. Но он внимательно прислушивается к обращённым к нему словам, он уже опёрся на щит, выразительная игра широких складок плаща придаёт его фигуре нарастающее движение. Ещё мгновение и он встанет и встанет и поднимет меч против иноземных захватчиков. Меч становится не только центром композиции, но и символом духовного единения ополченцев.

И Минин, и Пожарский изображены скульптором настоящими богатырями с мощными спинами, с мускулистыми мышцами. Такова была классическая традиция, но, конечно, не историческая реальность. Их лица также классически красивы и благородны. Глядя на них, зритель, даже не знакомый с русской историей, понимает, что эти люди сражались за правое дело и что сражение было выиграно.

Ножны меча, на которых встречаются руки Минина и Пожарского, покрыты декоративными рельефами. Рельеф украшает и щит Пожарского, сочетание в нём горельефа с барельефом не случайно: горельеф служит логическим переходом от круглых скульптур основной композиции к фризам на постаменте; на них изображены нижегородцы, жертвующие своё имущество на вооружение, отцы, ведущие своих сыновей в ополчения, сражения с интервентами – каждая цена становиться как бы дополнительным аккордом, усиливающим общее звучание композиции. Плавная замедленность ритмов рельефов, их величавость, не рекликающаяся с торжественностью фигур Минина и Пожарского, окончательно раскрывает смысл памятника: Мартос рассказывает в нём не только о вождях ополчения, но и о величии народного духа, о самоотверженной и бескорыстной любви к своей отчизне.

Учитель: Освободительная борьба породила много героев и среди простого народа. Один из них Иван Сусанин.

Ученик: (демонстрируется портрет М.И. Глинки). Всем в России известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. В честь него стоит памятник в Костроме. Подвиг Ивана Сусанина был описан в думе К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин” и в знаменитой опере М.И. Глинки “Жизнь за царя”. Сейчас эта опера ставится в лучших театрах мира. В ней композитор представляет главного героя спокойным, мужественным. Речь его нетороплива. Для исполнения роли Сусанина Глинка задумал подобрать голос – бас (низкий, самый насыщенный), чтобы передать мужскую силу и мощь. Сусанин сильно переживает порабощение Руси польской шляхтой. Он поет арию:

Горю нет конца,
Затоптан хлеб в полях,
Рыдает мать-земля.

Из истории мы знаем, что поляки после поражения от русских ополченцев под руководством Минина и Пожарского продолжали рыскать по стране со всякими бандитами (бывшими тушинцами, казаками и пр.). После избрания Земским собором 1613 г. На царский престол Михаила Романова они пытались найти юного царя, укрывавшегося в Ипатьевском монастыре, и убить. Для этого они искали проводника и пришли в дом к Ивану Сусантну. Сусанин пытался отвлечь врагов от похода:

Эх, господа! Откуда знать,
Где стан, где Минин тут стоит!
Здесь глушь, живем своим семейством.

Поляки решают подкупить Сусанина. Тот делает вид, что согласен на подкуп, начинает торговаться:

Да, ваша правда! Деньга сила.
Червонцы лучше чем могила.

А сам Сусанин уже решился на подвиг и сообщает своему приемному сыну Ване:

Туда я заведу их, где глушь и топь.
Пусть я умру, но их сгублю!
А ты скорей седлай коня,
Во весь опор лети в посад,
Ударь в набат, буди народ.

Развязка наступает в 4-м действии: измученные шляхтичи еле бредут по лесу, но, не дойдя до стана русских, решают заночевать. Сусанин знает, что ночь эта последняя в его жизни: с приходом зари его хитрость раскроется, и он погибнет.

Давайте послушаем арию Ивана Сусанина, о чём он думает (звучит фонограмма). Мелодия арии проста, напевна, выразительна. Интонации Сусанина неторопливы, величавы, мужественны. Музыка строга, сдержанна, в ней мы не слышим ноток раскаяния. Сусанин твёрдо уверен, что поступает правильно.

Поляки: “Нарочно завёл?”

Сусанин:

“Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал.
Куда и чёрный вран костей не заносил.
Туда завёл я вас, где глушь и гладь.
Где вам от лютой вьюги погибать”
Последняя мысль Ивана Сусанина о Родине:
Родной край спасён!
О, Русь моя, живи вовек!

Поляки убивают Ивана Сусанина, но он умирает непобеждённым. Как вы думаете почему?

Эпилог оперы: народ празднует на Красной площади в Москве победу русского войска и славит победным хором Русскую землю (звучит гимн “Славься”).

Вывод: Смута прекратилась борьбой всего земского общества с вмешавшимися силами во внутренние дела России.

1613 год – Земский собор. Среди претендентов на русский престол на Земском Соборе были названы:

1) польский королевич Владислав;

2) шведский королевич Карл-Филипп;

3) из старинных княжеских родов Мстиславские и Голицыны;

4) трёхлетний сын Марины Мнишек и Лиседмитрий II Иван “варёнок” (которого публично повесили в 1614 г. в Москве за Серпуховской заставой)

5) Михаил Романов.

В.Б. Кобрин, крупнейший российский историк (1930-1990 гг.), в своей последней работе “Смута” писал: “Итак, Романовы устроили всех. Таково свойство посредственности. Быть может, для восстановления общественного согласия страна и нуждалась не в ярких личностях, а в людях, способны спокойно и настойчиво вести консервативную политику. Здоровый консерватизм правительства первых Романовых дал возможность постепенно восстановить экономику, государственную власть и, с некоторыми потерями, государственную территорию… Издержки успокоения были велики. Наступила стабильная, но традиционная жизнь. Почти на целый век оказалась отложенной модернизация страны. Упрочилось крепостное право, окончательно зафиксированное в Уложении 1649 г. Но если модернизация страны всё же началась в конце века, то элементы правового государства, ростки которые зарождались в Смутное время, были забыты надолго”.

Какова роль личности в истории? Каково влияние личности на судьбу страны? (Беседа)

Рефлексия.

Я – Мы – Дело

Что такое смута?

Совместная работа класса по определению значения Смуты (учащимися предлагаются оценки историков (на карточках)).

Задания: “Выберите оценки, с которыми вы наиболее согласны приведите аргументы в защиту выбранных позиций”.

Презентация