Рельеф и полезные ископаемые материка Северная Америка

Разделы: География


Цели:

  • продолжить формирование у обучающихся представлений и знаний о природе Северной Америки;
  • сформировать у них представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка – их составе, происхождении;
  • познакомить учащихся с объектами рельефа Северной Америки;
  • продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами.

Воспитательные задачи: формирование умений работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний; развивать память, развитие умений систематизировать изученный материал.

Оборудование: карта «Строение земной коры», физическая карта Северной Америки, карта полушарий, атласы.

ХОД УРОКА

I. Введение

1. Организация класса

2. Тема прошлого урока

II. Проверка знаний.

1. Два ученика у доски готовятся по карточкам показывать географические объекты материка.

Первый ученик:

1. Полуостров на западе материка.
2. Группа островов на севере материка.
3. Залив на юге Северной Америки.
4. Море на северо-западе Северной Америки.
5. Перешеек, соединяющий два материка.
6. Группа островов в Тихом океане протянувшаяся к берегам Евразии.
7. Теплое течение в Атлантическом океане, проходящее у берегов Северной Америки.

Второй ученик:

1. Холодное течение в Тихом океане.
2. Залив на севере материка.
3. Группа островов на северо-западе материка.
4. Море на юге материка.
5. Самый большой остров.
6. Полуостров на юге материка.
7. Группа островов, самым большим из которых является остров Куба.

2. Устно у доски:

а) Рассказать о географическом положении материка Северная Америка и сравнить с географическим положением других материков.
б) Роль русских в исследовании Северной Америки.
в) Показать крайние точки материка и сделать вывод о величине территории.
г) Охарактеризовать очертания береговой линии и сравнить с береговой линией Южной Америки.

IV. Изучение нового материала

1. Общая характеристика рельефа

а) форма рельефа
б) характеристика высот
в) строение земной коры  в пределах материка

2. Характеристика равнин

а) Центральные равнины
б) Великие равнины
в) низменности: Миссисипская, Приатлантическая

3. Характеристика гор

а) горы Кордильеры
б) горы Аппалачи

4. Полезные ископаемые

а) рудные
б) нерудные

4. Закрепление. Работа на контурной карте.

5. Домашнее задание: № 52, работа на контурной карте (подписать названия действующих вулканов).

Конспект

В тетрадь записать тему у рока «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки».

Перед нами стоят три задачи:

1. Дать общую характеристику рельефа
2. Рассмотреть особенности равнин и гор
3. Познакомиться с полезными ископаемыми Северной Америки.

1. а) Откройте атлас, физическую карту Северной Америки.
Какие формы рельефа характерны для материка?
Вывод: на материке большую часть занимают равнины, меньшую – горы.

б) По карте охарактеризуйте высоты материка  (назовите преобладающие высоты, максимальные, минимальные).
Преобладающие до 1000 м., макс. – 6194 м. – гора Мак-Кинли, мин. – – 86 м. – Долина смерти (название связано с гибелью золотоискателей от недостатка воды в 1849 году).
Вывод: преобладающие высоты до 1000 метров, колебание высот значительное.

в) карта «Строение земной коры»

Расскажите, как шло формирование рельефа? Пользуясь условными знаками назовите самый древний участок земной коры  (Северо-Американская платформа),
области древней палеозойской складчатости характерны для востока материка. В мезозойскую складчатость образовалась суша в западной части материка. Область новой складчатости характерна для самой западной части.

Вывод: рельеф на территории материка формировался на протяжении многих миллионов лет и продолжает формироваться и сейчас, о чем свидетельствуют землетрясения и извержения вулканов.
Таким образом мы решили первую задачу, дали общую характеристику рельефа Северной Америки, заметили, что преобладают равнины, так как в основании лежит Северо-Американская платформа – устойчивый, выровненный участок земной коры.

2. Переходим к характеристике равнин и гор.

В рельефе северной части материка преобладают низменные и возвышенные равнины. Много тысяч лет назад большую часть этих равнин покрывал огромный ледник (толщина льда достигала 3 км.), который оказал огромное влияние на формирование рельефа: возникли ледниковые формы рельефа в виде холмов и возвышенностей, ледник выпахал котловины, впоследствии заполненные талыми водами.
Южнее находятся холмистые Центральные равнины, покрытые ледниковыми отложениями, и плоская Миссисипская низменность, которая образована речными наносами.
Подписать на контурной карте Центральные равнины, (по 50 параллели слово – Центральные, по 40
параллели – равнины).
Подписать на контурной карте Миссисипскую низменность. На юге и на востоке материка находятся Примексиканская и Приатлантическая низменности. Подписать на контурной карте. К западу от Центральных равнин тянутся Великие равнины. Они сложены мощными толщами осадочных пород. Подписать на контурной карте.

На востоке расположены невысокие горы Аппалачи. Они сильно разрушены, склоны пологие, средняя высота – 2000м. Подписать на контурной карте.
Вдоль западного побережья протянулись Кордильеры. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называются каньонами. На севере расположена самая высокая вершина – гора  Мак-Кинли.
Кордильеры – молодые горы, образовались на стыке двух литосферных плит, в полосе сжатия земной коры. Здесь часты землетрясения и находятся такие вулканы как Орисаба и Попокатепетль.
Подписать на контурной карте.
Итак, молодые горы Кордильеры занимают крайнюю  западную часть материка.

3. Познакомимся с полезными ископаемыми материка.

Северная Америка богата различными полезными ископаемыми.
Откройте атлас – физическую карту Северной Америки.
Вопросы:
– На какие две группы делятся полезные ископаемые по происхождению? (Рудные и нерудные)
– К чему приурочены месторождения нерудных полезных ископаемых? (Они приурочены к толщам осадочных пород)
В осадочных породах Центральных и Великих равнин, а также Миссисипской низменности найдены большие запасы нефти, природного газа, каменного угля.
Нанесите на контурную карту месторождения нерудных полезных ископаемых.
– К чему приурочены месторождения рудных полезных ископаемых? (Они приурочены к горным областям или тем территориям, где фундамент платформы выходит на поверхность)
В Аппалачах найдены как рудные, так и нерудные полезные ископаемые – железные руды, каменный уголь.
Кордильеры также богаты рудными и нерудными полезными ископаемыми.
Нанесите месторождения рудных полезных ископаемых на контурную карту.

IV. Итог урока

1. Что такое «каньон»
2. Какие формы рельефа характерны для материка?
3. Почему Кордильеры  (в переводе с испанского «шнур, цепь»)  расположены на западе материка?
4. Какое влияние на рельеф оказало древнее оледенение?

В конце урока повести тест по темам «Географическое положение, история исследования материка», «Рельеф и полезные ископаемые».

Тест.

1 вариант

1. Какое место по площади занимает Северная Америка среди других материков.  

1.  1
2.  2
3.  3

2. Америка – это:

1. Название государства
2. Часть света
3. Материк

3. Какие формы рельефа преобладают в Северной Америки:

1. Горы
2. Низменности
3. Равнины

4. В географических названиях Северной Америки увековечены имена исследователей материка

1. Именем Г.Гудзона назван – ______________
2. Именем А.Маккензи – ___________________
3. Именем у. Баффина – __________________

5. В освоении Аляски – Русской Америки – внес большой вклад русский  промышленник, он основал на Аляске первые поселения, создал торговую компанию, это был –

1. В.Беринг
2. А.Чириков
3. Г.Шелихов

2 вариант

1.Северная Америка омывается всеми океанами, кроме:

1. Тихого
2. Северного Ледовитого
3. Атлантического
4. Индийского

2. Площадь материка Северная Америка –

1. 54 млн.км
2. 17,8 млн.км
3. 24,2 млн.км

3. Самой высокой точкой Северной Америки является гора –____________
Расположенная в горах – _______________

4. Аляску раньше называли «русская Америка» потому, что –

1. Её коренные жители разговаривали на русском языке
2. Она была открыта и исследована русскими землепроходцами и принадлежала России.
3. Природа Аляски похожа на природу России.

5. Крайняя западная точка материка:

1. мыс Мерчисон
2. мыс Сент-Чарльз
3. мыс Принца Уэльского
4. мыс Марьято

Передаем работу соседу, проверяем и ставим оценки.

V. Домашнее задание: № 52, на контурной карте подписать названия действующих вулканов

На уроке можно использовать мультимедийное издание «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс».