Интегрированный урок "Критический реализм в изобразительном искусстве России. Передвижники"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Цель урока: показать наивысшие достижения русской живописи 2-й половины 19 века, связанных с деятельностью художников, входивших в состав Товарищества Передвижных выставок, всенародное признание и горячее сочувствие общества их деятельности. Воспитание личности через передвижнический реализм, где воссоединяются «правда» и «красота».

Задачи урока:

  • Развивать навыки анализа живописного произведения.
  • Активизировать творческие способности учеников и умение выступать перед аудиторией.
  • Развивать навыки поисковой деятельности, с целью самостоятельного нахождения материала.
  • Развивать устную монологическую речь учащихся.

Тип учебного занятия:  урок-вернисаж

Технология: личностно-ориентированная, с использованием индивидуальных заданий.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, история, краеведение.

Наглядность:

Эпиграфы к уроку:

«Будь гражданин!
Служа искусству, для блага
Ближнего живи!»

Н. Некрасов

«Сейте разумное, доброе, вечное.
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…»

Н. Некрасов

Репродукции картин в  <Презентация 1>:

  • И. Н. Крамской «Неизвестная», «Христос в пустыне».
  • В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни»,  «Боярыня Морозова».
  • В. Г. Перов «Портрет Ф.М.Достоевского»,  «Приезд гувернантки в купеческий дом».
  • И. Е. Репин «Не ждали», «Бурлаки на Волге».                              
  • А. К. Саврасов «Грачи прилетели».
  • И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу».
  • А. И. Куинджи «Березовая роща».

ХОД УРОКА

І. Сообщение учителя. Вступительное слово:

Вторая половина 19 века в русском искусстве прошла под знаком реализма, уделявшего внимание проблемам отражения социальной жизни русского общества.
Передовое русское искусство, движимое стремлением «повиноваться», видело эти нужды в упразднении «тьмы средневекового невежества», в разоблачении темных уродливых сторон российской действительности.
Предоставим слово историку.

ІІ. Усвоение новых знаний

Учащийся-историк: Наивысшие достижения русской живописи 1870-х годов связаны с деятельностью художников, входивших в состав Товарищества Передвижных художественных выставок. Возникновение Товарищества Передвижников было для русского искусства фактом большой исторической важности, положившим начало новой эпохи активной демократизации искусства, обретения им живой связи с обществом, эпохи освобождения искусства от контроля со стороны самодержавно-бюрократического государства, осуществляющегося через Имперскую Академию Художеств. Главную цель своей деятельности Товарищество видело, как это было записано в его уставе в «развитии любви к искусству в обществе». Передвижники чрезвычайно расширили аудиторию русского искусства, включив в неё многочисленную русскую провинцию, и тем заслужили всенародное признание и горячее сочувствие общества к своей деятельности. Одним из основателей Товарищества Передвижников, его идейным вождём и вдохновителем был выдающийся русский портретист Иван Николаевич Крамской.

Директор вернисажа: В понимании Крамского, а вслед за ним и большинства передвижников, портрет должен был характеризовать человека, прежде всего с точки зрения его нравственных убеждений. Проблемы высокого этического свойства, размышления о соотношении личного и общественного в жизни. Слово искусствоведам о картинах Крамского.

Ученик-искусствовед о картине «Неизвестная»: В ноябре 1883 года на XІ выставке Товарищества появилась эта картина Крамского. Художник скрыл имя прекрасной модели. Её не знали даже самые близкие друзья. Кто-то находил сходство с петербургскими аристократами, слышались имена столичных княгинь, баронесс. Вспоминали и известных актрис-современниц. Было в ходу предложение о литературном источнике портрета. Образ неизвестной связывался с Анной Карениной, с Настасьей Филипповной из «Идиота», с лирической героиней блоковской «Незнакомки».
Неизвестная, подобно видению, возникает в колеблющейся морозной дымке и быстро проносится мимо изумленных и очарованных петербуржцев, лишь на мгновение остановив на них взгляд. Она, откинувшаяся на кожаное сидение экипажа, богато и со вкусом одета: на ней тёмно-синяя бархатная шубка, отороченная серебристым мехом и убранная атласными лентами. Элегантную прическу почти скрывает изящная шляпка с белым страусовым пером. Одна рука в пушистой муфте, другая, с поблёскивающим золотым браслетом, затянута в темную лайковую перчатку. Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, страстности, которые заключены в её взгляде и позе.
Силуэт фигуры тёмным, резким пятном рисуется на розово-палевом фоне, среди проступающих  в тумане неясных очертаний Аничкова дворца, освещённого вечерними лучами солнца. Городской пейзаж помогает ощутить одухотворённость образа. В этой картине Крамской движется к «свету, краскам и воздуху», стремясь передать тонкие эффекты, нюансы, особенности освещения. И самое главное, Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты.

Ученик-искусствовед о картине «Христос в пустыне»: Перед этой работой стояли часами, спорили, обсуждали. Идейное содержание воспринималось как призыв к самопожертвованию, к подвигу во имя счастья народа.
Картина написана на библейский сюжет: «…тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от дьявола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал».
В 1878 году к Крамскому с просьбой разрешить их спор обратились два человека. Они просили объяснить значение картины. Художник говорил: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево?». Христос у Крамского погружён в тяжёлое, мучительное раздумье. Его фигура словно вросла в камни.

Директор вернисажа: Кто хотя бы один раз видел картины, написанные Василием Ивановичем Суриковым, запомнит это имя навсегда. Это великий русский художник, исторический живописец и портретист.
К какой бы картине Сурикова мы ни прикоснулись, будь это исторические полотна, автопортреты и портреты детские – все они трогают нашу душу.

Ученик-искусствовед о картине «Утро стрелецкой казни»: Главные герои – стрельцы. Обряженные в белые рубахи, со свечами в руках, в сопровождении жён и детей, они привезены на казнь. Композиция этого монументального полотна построена на противопоставлении. В левой (большей) части картины изображены стрельцы, справа – Петр и его сподвижники. Но и внутри левой части те же контрасты: рядом с рыжебородым стрельцом – фигура матери, оплакивающей сына; уткнувшись в колени седого старика, рыдает его дочь. Над всей толпой возвышается фигура стрельца, склонившегося в прощальном поклоне перед народом. Доминантой же композиции служит исполненный гнева и непокорный взгляд рыжебородого стрельца, скрещивающийся со взглядом Петра, который также полон страсти и гнева. Это не просто бунтовщики и их каратель, это столкновение не на жизнь, а на смерть двух разных миров – умирающей Древней Руси и новой России. Гибель стрельцов предрешена, но Суриков не может не восхищаться их личной отвагой, их достоинством и сдержанностью перед лицом смерти. Не жалость хотел он вызвать в зрителе, а понимание торжественности последних минут. Художник отошел от исторической точности, перенеся казнь на Красную площадь, потому что древние святыни нужны были ему как свидетели этой исторической трагедии. Живописные ассиметричные массы собора вторят разноголосому хору стрельцов и их семей, равно как стройные стены и башни Кремля – чётким рядам петровских войск. Силуэт храма Василия Блаженного читается как непоколебимый образ самого народа. «Мне он все кровавым казался», – писал Суриков о храме. Ранний час осеннего утра подчеркивается борьбой нарастающего света с заметным еще в полумгле пламенем свечей.

Директор вернисажа: Начиная разговор о знаменитой картине Сурикова «Боярыня Морозова», обратимся к русской истории. Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения в церковных обрядах. Если раньше люди крестились двумя перстами, то теперь нужно было  креститься тремя.  Подобные нововведения вызвали недовольство в народе, перешедшее в противоборство церковной реформе, нередко доходившее до фанатизма. Произошел раскол.  Раскольников жестоко преследовали: отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы или подвалы с крысами, сжигали живьем. Среди раскольников были люди всех слоев общества, некоторые из них пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе. Такой была боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать  у нее имения и земли. Он предлагал ей свободу и возвращение богатства, если она отречется от своих взглядов, но Морозова была непоколебима. Тогда ее выслали из Москвы.
Перед вами шедевр русской исторической живописи.

Ученик-искусствовед о картине «Боярыня Морозова»: Суриков изобразил героиню, когда ее везли на крестьянских дровнях по московским улицам то ли на допрос, то ли уже в ссылку. В русской истории можно найти много примеров, когда люди жертвовали собою ради идеи. Судьба Морозовой давала возможность прославить самопожертвование ради убеждений.
Художник окружил Морозову различными людьми, чтобы выразить, как народ относиться к ее подвигу. В центре и в левой части показаны насмехающиеся, издевающиеся над боярыней, хохочущие купчины. Сочувствующие даны в правой части картины. Странница с посохом – человек, характерный для Руси. Юродивый также типичный персонаж старой Руси. Народ верил им и покровительствовал. Именно поэтому Суриков отвел Юродивому столь видное место в картине и связал его с Морозовой одинаковым жестом двуперстия.
Интересно решение картины в цвете. Художник создавал образ толпы с помощью групп, а не отдельных лиц. В правой части холста люди характеризуются сочетанием темных цветов. Затем следует группа в светлых, ярких одеждах. Стрелец и княгиня Урусова
(сестра Морозовой) организуются в особую группу. За ними несколько человек даны в темной цветовой гамме. Следом – девушка в светлом платке, повязанном поверх шапки, и розовое смеющееся лицо подростка. Далее головы, написанные в общем голубоватом тоне. Таким образом, вся толпа разделена на части объединенные цветовым решением.  

Директор вернисажа: Крупнейшим представителем русского критического реализма, его начального этапа, был Василий Григорьевич  Перов – один из  самых правдивых и горьких художников. В его картинах русская действительность была показана с таким искренним сочувствием к простому человеку, что позволяет сравнивать художника с его великими современниками – поэтом Н.Н.Некрасовым, драматургом – А.Н.Островским, писателем – Ф.М.Достоевским.

Ученик-искусствовед о портрете Ф.М.Достоевского: Перов по настроению близок Достоевскому, и он создает портрет писателя в 1872 году, который считается одной из жемчужин русского портрета. На бледном усталом лице Достоевского следы мучительных переживаний. Перов сумел передать сложность духовного мира писателя, мучимого противоречиями, его внутренний разлад, его глубокую думу в поисках ответов на вопросы современности. Сама поза говорит о душевной драме: ссутулившаяся спина, нервно сомкнутое кольцо рук у колена.  

Ученик-искусствовед о картине «Приезд гувернантки в купеческий дом»: Доходчивости и выразительности художественного повествования Перов всегда придавал наиглавнейшее значение. Пожалуй, наиболее наглядно сказалось это в картине «Приезд гувернантки в купеческий дом». Цвет здесь несет важную сюжетную функцию, он характеризует внешнюю обстановку и склад жизни купеческого дома: безвкусная расцветка аляповых вещей – несуразных стульев, белых с желтым узором обоев, сиреневатой панели стены, пестрых одежд. Образцовыми представителями «темного царства» является купец, его жена, нагловатый сынок. А вот образ гувернантки: фигура девушки изображена в довольно сложном повороте и мы не видим ее лица, душевное состояние героини – девическая робость, неуверенность, чувство одиночества. Юная гувернантка наталкивается на тупую силу бескультурья.

Директор вернисажа: Очень много внимания передвижники  уделяли сценам из народной жизни. Картины бытового жанра
Ильи Ефимовича Репина знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времен. Перед вами шедевры самого талантливого художника – передвижника: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии» и т.д.

Ученик-искусствовед о картине «Не ждали»: Солнечный день. Небольшая уютная комната. Справа круглый стол, в углу раскрытый рояль. На стене семейные фотографии. Вещи так написаны, так скомпонованы, что от интерьера веет теплом обжитого жилища, домашнего очага.
За столом мать ссыльного, сын-гимназист в мундирчике, девочка в белом платье. У рояля с раскрытыми нотами – жена. И вдруг…
Все изменилось. Вошел человек. Минута замешательства. Мать вскочила, отодвинула кресло, смотрит на вошедшего: «Ты ли? Неужели? Вернулся?!»
Эта мысль, тревожная и радостная, воплощена в фигуре взволнованной женщины. Из-под черного чепца выбиваются пряди седых волос.
В эти считанные секунды все застыли. Худенький сын от удивления раскрыл рот. В глазах и испуг, и радость.
Рядом с ним – младшая сестричка. Она не помнит отца, боится пришедшего и исподлобья глядит на него.
За роялем жена. За годы разлуки померкли глаза, опустились уголки рта. Она судорожно вцепилась пальцами в спинку стула, резко повернула голову в сторону мужа, смотрит на него… Тот ли это человек?
Смотрит на пришельца и горничная. Взгляд недоверчивый. За ней в черном платке кухарка…
А он вошел и остановился. Усталые глаза. В них столько горя, страдания, боли. Тюрьма, ссылка. Многоверстный путь арестанта. Пришел человек внезапно, без предупреждения. Снял шапку, прижал ее к груди. Смотрит. Молчит, а глаза будто говорят:
– Не ждали?
Глаза пришедшего… в них все: и радость свидания, и упоение свободой, и сознание какой-то своей вины перед родными, которых он обрек на муки. Но в глазах и несгибаемая воля к борьбе за свои идеалы, за правду, за свободу.

Ученик-искусствовед о картине «Бурлаки на Волге»: Перед нами – десять бурлаков на раскаленном песке. Просторы Волги, берег с сухими корягами, баржа на неподвижной воде, дальний берег реки – все это подернуто летним маревом жаркого полдня, все это, по воле художника, решительно отодвигается на задний план. А вперед выступают десять героев картины, чей труд по тяжести не знал себе равного. Полотно превращается в коллективный портрет, где каждый человек показан в движении, в действии, в состоянии острого эмоционального напряжения.
Десять характеров, десять судеб вплетены в бурлацкую бечеву. Могучий Канин и дряхлый старик, что пытается свернуть на ходу цигарку; изможденный до отупения бурлак, что в невероятном физическом напряжении начинает утрачивать человеческий облик, – и последний, замыкающий шествие несчастный, без сил повисший в натянутой лямке…. Один отирает пот с лица, у другого руки висят как плети. Руки эти, с вздутыми жилами, темно-бурые, одеревеневшие от работы, особенно выразительны. Они сильны эти руки, но сила их утекает бессмысленно, бесследно.
В центре группы – юноша, почти мальчик. Художник выделяет его светлыми тонами, лохмотья окружающих бурлаков темны. Мальчик полон сил. Его движение порывисто, голова  вскинута вверх. Но с ним будет тоже, что и со старшими бурлаками. Жарко. Душно. Безысходно.

Директор вернисажа: Интересно развивалась во второй половине 19 века пейзажная живопись. Можно сказать, что пейзаж был подлинным увлечением художников того времени. Их имена общеизвестны: А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и многие другие. В пейзаже происходило «узнавание» облика родной природы; тесно связанное с познанием народной жизни, характерной для всей родной русской культуры того времени.

Ученик-искусствовед о картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»: Родоначальником русского лирического пейзажа стал  Алексей Кондратьевич Саврасов. Его небольшое по размерам полотно «Грачи прилетели» было настоящим откровением. Скромный, незатейливый мотив, такой близкий и знакомый каждому, получил поэтическое претворение и глубоко человеческое содержание. На переднем плане картины – белоствольные березы, еще оголенные, без листвы, но уже пробудившиеся ото сна.  Их верхушки облеплены грачиными гнездами. Между деревьями у пруда, покрытого талой водой, растут кусты вербы с распустившимися почками – верный признак весны. На втором плане во всю ширину полотна протянулся деревянный забор, около него – снежные сугробы. Далее стоит  старинная пятиглавая церковь с красивой шатровой колокольней. Она гармонично сливается со всем пейзажем.

Ученик-искусствовед о картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Одним из крупнейших мастеров пейзажа 70-90-х годов является Иван Иванович Шишкин, неподражаемый поэт лесов и полей. В его лучших полотнах русская природа предстает во всем своем внутреннем величии и неповторимом облике. Именно такой ее видел народ, такой воспел ее в своих песнях.
Одной из лучших картин Шишкина, где прочувствовано дыхание пробуждающего леса, является картина «Утро в сосновом лесу». Присутствие медведей придало ей некоторый сусальный оттенок, вызывавший впоследствии иронию критиков.
Живописное мастерство художника здесь близко к совершенству; он способен передать краски природы и пробудить ассоциации гулкого пробуждения леса. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

Ученик-искусствовед о картине А. И. Куинджи «Берёзовая роща»: Наряду с Шишкиным крупным мастером эпического пейзажа был Архип Иванович Куинджи. Художника привлекает природа родной ему Украины и северных районов страны. Он любил передавать особое состояние природы, преображенной лунным и солнечным светом. Новым словом в живописи явилась картина «Березовая роща», наполненная таким солнечным живительным светом, таким жарким томительным очарованием, что казалось неестественной. Художник употребляет дополнительные тона: один цвет усиливает рядом расположенный, что создает впечатление необычайной яркости света. Репин утверждал, что Куинджи обладал редкостным зрением, позволяющего видеть оттенки, обычным людям недоступные.

ІІІ. Подведение итогов занятия

– орогие друзья, мы прикоснулись к Прекрасному! Печальные и величавые просторы, нелегкая судьба многострадального, умного, гордого народа давали пищу таланту русского художника-передвижника. Они жили, дружили, творили, смеялись и огорчались, поднимаясь в своём творчестве всё выше и выше. Мы попросили приготовиться к следующему уроку учеников-биографов и искусствоведов, чтобы ещё глубже увидеть историческую правду в творениях великого русского художника Василия Григорьевича Перова.
Прошу оценить работу моих помощников в уроке. На листочках поставьте баллы, которые они заслужили.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Рыкова, М.М. История русского искусства./  М.М. Рыкова, И.В. Рязанцев. М.: Искусство, 1978.Т
2. Парамонов, А.В. Передвижники./ А.В.Парамонов. М.: Искусство, 1975.
3. Шувалова, И.Н. Иван Иванович Шишкин./ И.Н.Шувалова. СПб.: Художник России, 1993.
4. Рогинская, Ф.С. Передвижники./ Ф.С.Рогинская. М.: АРТ-Родник, 1997.
5. А.А. Леняшин В.Г.Перов./ А.А. Леняшин, Л.: Художник РСФСР, 1993.
6. Манин, В.С. Архип Иванович Куинджи./ В.С. Манин. Л.: Художник РСФСР, 1990.
7. Манин В.С. Шедевры русской живописи./ В.С. Манин. М.: Белый Город, 2000.
8. Русская живопись 14-20 вв./ под ред. Т.В. Калашниковой. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.