Урок математики в 6-м классе на тему «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Разделы: Математика


Тип урока: обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • повторить и систематизировать изученный материал;
    • отработать навыки и умения сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями;
    • подготовить учащихся к контрольной работе;
  • Развивающие:
    • развивать память, внимание, логическое и наглядно-образное мышление, культуру математической речи, умение самооценивать свою работу, вычислительные навыки;
  • Воспитательные:
    • воспитывать ответственность, самостоятельность, активность стремления к учебе, умение работать в коллективе, аккуратность при выполнении письменных работ;
    • формировать бережное отношение учащихся к своему здоровью.

ХОД УРОКА

I. Ориентировачно-мотивационный этап:

1. Оргмомент

– Здравствуйте ребята, садитесь.

2. Постановка цели урока

– Мы продолжаем с вами работать над сравнением, сложением и вычитанием дробей с разными знаменателями, сегодня у нас уже шестой урок по этой теме и цель нашего урока – повторить все что мы знаем по этой теме, отработать все наши умения и навыки по сравнению, сложению и вычитанию дробей с разными знаменателями, а также подготовиться к контрольной работе, которая у нас будет на следующем уроке. Возьмите оценочные листы и подпишите их. У нас есть поговорка «попал в тупик», т. е. попал в положение из которого трудно найти выход, а у немцев аналогичная поговорка гласит, «попал в дроби».
Я надеюсь, ребята, что на нашем уроке не будет трудных положений, из которых мы не сможем найти выход.

3. Устная работа

– Начинаем работать устно.

Вопросы для собеседования:

– Что значит сравнить два числа?
– Как сравнивают дроби с разными знаменателями?
– Как складывают и вычитают дроби с разными знаменателями?
– Как проводят дроби к наименьшему общему знаменателю?
– Что значит сократить дробь?
– А какая дробь называется несократимой?

– Решаем устно следующие задания:

Доска:

1. 2 и 3;        8 и 1        0,3 и 7    
   14   7         9     3                100

2. 1 + 3 =        5 – 1 =        2 + 8 2 =
    8    4           9    18          3   15   5

3. 1 + х = 7
   12  24

4. 2 и 3;        8 и 1        0,3 и 7  
   14   7          9    3               100

5. 1 + 3 = 51 =        2 + 8 2 =
    8    4    9    18         3    15   5

6. 1 + х =  7
   12          24

Учитель:

1. Сравните следующие пары дробей.


2. Вычислите.


3. Найдите корень уравнения


4. Сравните следующие пары дробей.


5. Вычислите.


6. Найдите корень уравнения

– Себе в оценочные листы за устную работу выставляют оценки следующие
учащиеся…

II. Рефлексивно-оценочный этап

1. Самоконтроль

– Работаем по карточке № 1.

– Сейчас, ребята, вы выполните задания на сравнение дробей и сами проконтролируете и оцените правильность выполненных вами заданий, т. е. сейчас работа с самопроверкой (в это время учитель вывешивает на доску знак «проверь себя»)
– Ребята, не забудьте, что у 2 и 3 уровней есть дополнительные задания для повышения своего уровня.

(Учащиеся решают самостоятельно и учитель, обходя класс выбирает детей трех уровней, вызывая их к доске для оформления решения)

Карточка № 1 (с самопроверкой )

3 уровень:

Задание:

Сравните дроби:

а) 2 и 5        б) 3 и 5
    9    18           4   12

Дополнительно:

Сравните дроби:

в) 5 и 11        г) 0,4 и 3
   48   12                    20

2 уровень:

Задание:

Сравните дроби:

а) 11 и 17        б) 5 и 3        в) 7 и 17
    12     48           21  14          12   18

Дополнительно:

Сравните дроби: г) 0,53 и 11
                                             20

1 уровень:

Задание:

Сравните дроби:

а) 17 и 4        б) 11 и 6        в) 0,07 и 11        г) 3 и 7
    20   15            21   35                       20          22  55

– Итак, ребята, отложили в сторонку ручки, взяли карандаши: начинаем проверять свои работы. Посмотрите, пожалуйста, перед вами система оценивания:

«5» – за 4 верных неравенства
«4» – за 3 верных неравенства
«3» – за 2 верных неравенства
«2» – решено верно только одно задание.

– Проверили сами себя, не забудьте поставить эту же оценку в свой оценочный лист в графу «самопроверка». Положили карточки с самопроверкой в обложку тетради.

2. Работа в парах

– Ребята, у вас на партах лежит карточка № 2 с цепочкой вычислений на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. ( в это время учитель вывешивает на доску знак «работа в парах» ). Вы в паре занимаетесь решением цепочки вычислений., затем проверим ваши решения.

Карточка № 2

5 + 3 = __ + __ = __ – 11 = __ – __ = __ + 1 = __ + __ = __ = __
7   14                            21                             6

– Закончили, начинаем проверку.
– Отложили в сторону ручки, взяли в руки карандаши, начинаем проверку решения.

(В это время учитель открывает доску, где на обратной стороне доски записана цепочка вычислений)

– Пожалуйста, комментируем решение первого выражения из цепочки..;
второе выражение из цепочки...;
третье выражение из цепочки...;
заключительные преобразования комментируют…

Карточка № 2

5 + 3 = __ + __ = __ – 11 = __ – __ = __ + 1 = __ + __ = __ = __
7   14                            21                             6

– Те пары, у которых получилось верное решение цепочки вычислений ставят себе отметку «+» в оценочный лист.

3. Решение уравнений

– Открыли свои тетради, отступили от домашней работы 4 клеточки, записали тему урока «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», на полях записали дату 25.10.10. Предлагаю вам решить уравнения. Уравнения записаны на доске. Для 1, 2, 3 уровня. К доске решать уравнения пойдут…

(Три человека решают уравнения у доски, весь класс решает уравнения в тетрадях)

Доска:

1 уровень               2 уровень               3 уровень

(х – 8) + 3 = 4          х – 5 = 1 + 5          7 – х = 2
      15    20   5               24   4   12        20        15

– Теперь давайте проверим решение и поставим оценку за решение! Дети, которые решали уравнения у доски, комментируют свое решение, все остальные включаются в проверку.
– Ребята, которые решали уравнение у доски ставят себе оценку в оценочный лист.

4. Физминутка

– Ребята, вы устали писать, устали сидеть. Давайте сделаем перерыв.
– Сидя на своих рабочих местах, расслабились, опустили руки вниз.

а) Выполняем гимнастику для глаз:

1. Посмотрим на окно, посмотрим вверх посмотрим на дверь, посмотрим вниз.
2. Опишите глазами круг.
3. Опишите глазами контур четверки.

б) Выполняем упражнения для рук: сцепив руки в замок,

На двери висит замок
Кто его открыть бы смог
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли !

в) Встали все. Выполняем движения стоя. Проведем тематическую физминутку: Правильно – неправильно»: если я называю правильную дробь, то вы хлопаете над головой в ладоши, если неправильную, то приседаете:

8        3        15        1        5
7        11       3                  24

5. Решение задачи:

– А еще, ребята вы устали молчать, поэтому пожелайте каждый своему соседу успехов в дальнейшей работе на уроке.

– А сейчас откройте, пожалуйста, учебник: стр 54 № 337.

– Что нам предлагают сделать в этом задании?

– Читаем условие задачи жужжащим чтением.

– Каков главный вопрос задачи?

– Мы сможем ответить сразу на главный вопрос задачи? Почему?

– А как найти сколько км дороги покрыли во второй день?

– А сейчас мы сможем ответить на главный вопрос задачи? Как?

– Записываем решение этой задачи: 3 уровень записывают решение по действиям, 2 уровень записывает решение выражением, а 1 уровень записывает решение выражением и записывает ответ задачи в десятичных дробях

– Ребята, а я ведь тоже решила эту задачу. Давайте все вместе посмотрим мое решение:

3 уровень:

1) 3 + 1 = 3 + 4 = 7 (км) – покрыли асфальтом во второй день
   20    5   20  20   20

2) 7 + 3 = 10 (км)
    20  20   20

Ответ: 10 км. дороги покрыли за  два дня.
            20

2 уровень:

( 3 + 1) + 3 = 3 + 4 + 3 = 10 = 1 (ч)
 20    5    20  20   20  20   20    2

Ответ: 1 часть дороги покрыли за два дня.
            2

(В задаче для 3 уровня – не сокращена дробь 10, а в задаче ко 2 уровню не часть, километры)
                                                                            20

– Решение задачи для 1 уровня точно такое же, как и решение задачи дл 2 уровня. А как в десятичных дробях выглядит ответ к задаче?

6. Самостоятельная работа

– А теперь, ребята, завершающий этап нашей работы. У каждого на парте лежит карточка № 3 с заданиями к самостоятельной работе. У 2 и 3 уровня есть дополнительная часть, которая позволит вам повысить свой уровень.

– Ребята, задания понятны?

Карточка № 3

1 уровень:

1. Найдите значение выражения: 0,84 + 0,3 + 2
                                                                             25
2. Решите задачу: в первый день подводная лодка прошла 4 км пути, а во второй день на 1 км меньше, чем в первый.
                                                                                                  15                                                 12
Сколько километров пути  прошла подводная лодка за эти два дня? (Решение задачи записать выражением и ответ выразить в десятичных дробях)

2 уровень:

1. Найдите значение выражения: 1 + 0,6 – 1
                                                         5            12

2. Решите задачу: в первый день подводная лодка прошел 7 км пути, а во второй день на 1 км меньше, чем в первый.
                                                                                                  20                                                  4
Сколько километров пути прошла подводная лодка за эти два дня? (Решение задачи записать выражением)

Дополнительно: ответ в решении задачи № 2 записать в десятичных дробях.

3 уровень:

1. Найдите значение выражения: 5 3 + 1
                                                         6    4   12

2. Решите задачу: в первый день подводная лодка прошел 1 км пути, а во второй день на 1 км больше, чем в первый.
                                                                                                  20                                                  5 
Сколько километров пути прошла подводная лодка за эти два дня?

Дополнительно: решение задачи № 2 записать выражением и ответ дать в десятичных дробях.

(В то время, когда дети выполняют самостоятельную работу, учитель собирает оценочные листы, в которых выставляет итоговые оценки за урок. А также раздает проверенные тетради.)

– Закончили выполнять самостоятельную работу, Закрыли тетради, отложили их на край парты.
– Сегодня на уроке получили оценки …

– Откройте дневники поставьте себе оценки за урок и запишите домашнее задание(дать комментарии к домашнему заданию)

Домашнее задание:

1 уровень: № 367, № 408 (е-и), № 403 (а);
2 уровень: № 367, № 408 (в-е);
3 уровень: № 366, № 408 (а-д).

– Ребята, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы уйдете с этого урока. Возьмите на парте листочек чистый и нарисуйте на нем рожицу, которая выражает ваше настроение.

(Учитель комментирует рисунки).

– Спасибо за урок!

Приложение 1