Урок окружающего мира "Состав и свойства воздуха"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомить учащихся с составом и основными физическими свойствами воздуха, закреплять представления о газообразных веществах;
  • учить быть наблюдательными.
  • развивать познавательный интерес.
  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах;

Оборудование:

  • колба, стакан (2 шт.),1 с марганцевой  водой.
  • пробирки, стеклянная трубка d = 1,5-2 см
  • картофель, деревянная палочка длиной 20 см, d = 1,5
  • мяч, спиртовка,  марганцевокислый калий, свеча.
  • компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Состав и свойства воздуха” (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Проверка Д.З.

2) Узнай меня

1. Миллиарды  лет назад я был могучим деревом.  А сейчас я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю людям лекарство. Вы меня узнали?    (Каменный уголь)

2. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела. (Мел)

3. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

4. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)

– Какое из этих полезных ископаемых добывают в нашем районе? Как его используют?

II. Введение в тему  урока

Отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

– Сформулируйте тему урока.

(Высказывания детей)

Тема нашего урока «Состав и свойства воздуха»

– На какие вопросы вы хотите найти ответ?  (Целеполагание)

  • Что такое воздух?
  • Из чего он состоит?
  • Каковы свойства воздуха?
  • Как человек их использует?

III. Работа по теме урока

– В классе мы видим доску, парту, стены, а за окном дома, деревья. А можно ли увидеть воздух? Мы не видим окружающего нас воздуха, Но в некоторых случаях можем его обнаружить. Вы все видели мелкие пузырьки воздуха на стенках стакана. Если опустить в стеклянную емкость с водой стакан вверх дном и медленно наклонять его, то вы увидите, как из стакана выходит воздух, а на его место в стакан входит вода.
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – атмосферой. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на Земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была  бы лишь безжизненным небесным телом. (Приложение 1, слайд 9)

– Что такое воздух? Это не просто газ, а смесь  разных газов. (Приложение 1, слайд 10).  Как вы понимаете слово «смесь»?  Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота (его в составе воздуха больше всего) – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.
Известно, что воздушная оболочка окружает не только нашу планету, она есть и на Венере, и на Марсе. Однако жизни на этих планетах не существует. Почему?

– Какой из  газов в воздухе  необходим для дыхания, какой газ самый важный? Это кислород. Попробуем получить этот газ.

Опыт 1.  Получение  кислорода  путем нагревания марганцевокислого калия и обнаружение газа при помощи тлеющей лучинки или тонкой стальной проволоки с угольком на ее конце.

– Почему ярко вспыхнула стальная проволока?
Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь  печь, сварить на газовой плите обед.  Почему  же кислород самый важный газ? (Он необходим для дыхания и поддерживает горение)
– Всегда ли состав воздуха одинаков?

Опыт 2 со свечой. (Приложение 1, слайд  11) Почему потухла свеча? (Кислород сгорел, а под банкой остался воздух, в котором нет газа, поддерживающего горение. Значит, состав воздуха изменился.)
Дышат люди, животные,  и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – образуется углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возвращают в воздух кислород.  Чем больше зелени, тем чище воздух.

Физкультминутка

– Сегодня вы еще больше узнаете о воздухе (его свойствах). Их много, но сегодня мы узнаем только часть свойств. Подрастая, вы будете знакомиться и с другими свойствами.

– Какие свойства воздуха вы знаете?

–  Почему я вас вижу? (Воздух  прозрачный)

– Тетрадь  Саши голубая, доска в классе зеленая.  А какого цвета воздух? (Воздух бесцветный) Только толстый слой воздуха имеет голубой цвет.

Опыт 3. Попробуйте сжать воздух? Получилось? А я покажу вам как его сжать.

Опыт 4. (Приложение 1, слайд  13)  При продвижении 1 картофельного кружка внутрь трубки, второй с шумом вылетает.

– Почему вылетел 2-й кружок? (Трубка была наполнена воздухом. При движении 1-го кружка происходило сжатие воздуха. Сжатый воздух вытолкнул 2-ой кружок)

– Какой вывод можно сделать? (Воздух сжимаем, воздух упруг). Это свойство используется в авто- и железнодорожном транспорте для торможения, используется в шинах колес, нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице, в реанимации).

(Опыты  5 ,6, 7  дети выполняют  в группах. Делают вывод)

Опыт 5. Резиновый мяч при ударе о пол, отскакивает от пола вверх.
Почему? Почему шины велосипеда, машины пружинят? (Мяч наполнен воздухом. От пола отскакивает потому, что воздух, сжатый при ударе мяча об пол, стремится расшириться и занять первоначальный объем).  Значит воздух упругий

– Чем сжимают воздух? (Компрессором, насосом).

Опыт 6. Загадка «Он  такой большой, что занимает весь мир, он такой маленький, что  пролезет в любую щель ».  Это загадка про воздух. Воздух занимает место (пробирку опустить в стакан вверх дном, вода не может зайти в пробирку,  т.к. воздух занимает место; приподнимают пробирку – выходят пузырьки воздуха) (Приложение 1, слайд 14)

– В нашем учебнике на с 38 есть такое высказывание «Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно  почувствовать, если…»  Как почувствовать воздух?

Опыт 7. Что произойдет, если воздух нагреть?

– Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку – ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу.
– Что происходит?
– Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
– Почему это стало возможным?
– Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.
– Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что же мы видим?
– Мы видим, как вода поднимается по трубке. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

Вывод:  Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Объем воздуха изменяется в зависимости от его температуры. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. (Приложение 1, слайд 15)

Воздух плохой проводник тепла. (Приложение 1, слайд 16)

Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
– В сильные морозы вы наденете пальто или шубу? Почему?

(Приложение 1, слайд 17) Воздух имеет вес: теплый весит меньше, холодный – больше.
Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. Затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче! Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.

IV. Закрепление знаний

Работа по учебнику. Чтение, ответы на вопросы

V. Вопросы  Почемучки:

Перечислите свойства воздуха и подумайте , о каких свойствах воздуха идет речь.

  • Почему при ударе мяч отскакивает от пола?
  • Почему окна делают с двойными рамами?
  • В  чем будет теплее: в 10-ти  шелковых блузках или в 1-й шерстяной?
  • Почему в сильные морозы птицы  сидят нахохлившись?
  • Что происходит с объемом воздуха при нагревании?
  • Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?

VI. Итог урока

– На какие вопросы мы искали ответы?
– Что нового узнали на уроке?

VII. Рефлексия

В начале урока раздаются карточки для  самооценки  учащихся, в конце урока дается время на заполнение карточек.
карточка на выявление уровня комфортности на уроке, самооценку уровня усвоения материала,   работы на уроке

Отметь знаком «+» , оцени  свое настроение

1. Мое настроение в начале урока      
2. Мое настроение в конце урока      
Отметь знаком «+» , оцени себя Хорошо Не очень Плохо
1. Данную тему  я усвоил (а)      
2. На уроке я работал (а)      

VIII. Домашнее задание: стр. 44-47, читать, отвечать на вопросы

1 вариант – Составить задачу на свойства воздуха
2 вариант – Нужно ли охранять воздух? Что для этого нужно сделать?