Систематизация и обобщение знаний по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Тип урока: обобщающий урок.

Вид урока: урок-экскурсия.

Технологии: компьютерные технологии, технология личностно-ориентированного обучения.

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Причастие”, закрепить навыки правописания и употребления причастий, навыки постановки запятой при причастном обороте;
  • развитие памяти и речи учащихся;
  • воспитание любви к родному краю.

Оборудование: учебники русского языка для 6 класса под редакцией М.М. Разумовской, “Словарь русского языка” С.И. Ожегова, “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И. Даля; сигнальные карточки с заданиями.

Эпиграф:

“Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя”.
(А.С. Пушкин.)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится в ходе урока.

III. Работа по теме урока.

Лексико-орфографическая работа.

Задание: запишите правильно слова, объясните их лексическое значение.

  • Экскурсия – поездка (коллективная или, устар., индивидуальная) куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной или ученической целью. Экскурсия в музей.
  • Экскурсовод – специалист, дающий пояснения экскурсантам.
  • Экспонат – предмет, выставленный в музее.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, мы не случайно обратились сегодня к данным словам, уже известным вам. Мы вспомнили о них в связи с тем, что нам предстоит совершить экскурсию по теме “Причастие”, чтобы обобщить и систематизировать ваши знания по данной теме, закрепить навыки правописания и употребления причастий, навыки постановки запятой при причастном обороте. Итак, у нас урок-экскурсия в музей.

Слово учителя:

На свете много разных музеев, и у нас с вами тоже будет музей – музей русского языка. В нём разные залы, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Мы с вами будем сегодня сотрудниками музея, работающими в зале “Причастие”. Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об употреблении и правописании причастий. Некоторым из вас придётся осваивать профессию экскурсовода.

На предыдущем уроке вы получили задание подготовить сообщения: “Причастие как особая форма глагола”, “Действительные и страдательные причастия”, “Полные и краткие формы причастий”, “Виды орфограмм, изученных в теме “Причастие”, “Причастный оборот и способы его выделения в устной речи и на письме”.

Обобщение и систематизация знаний по теме “Причастие”.

В ходе нашего урока мы проверим, насколько хорошо вы справились со своим заданием. Итак, кто хочет первым выступить в роли экскурсовода с сообщением “Причастие как особая форма глагола”.

“Экскурсовод” у доски отбирает карточки с морфологическими признаками причастия (на карточках записаны разные категории: вид, число, падеж, время, склонение, род спряжение; предмет, признак и т.д.), карточки показывает классу, прикрепляя их на магнитную доску, и рассказывает о причастии.

Пока “экскурсовод” готовится к ответу, класс в это время выполняет выборочную работу.

Выборочная работа.

Задание: выберите и запишите словосочетания “прич. + сущ.” из данных примеров.

Шумный поток, вспаханное поле, четвёртый этаж, поющие птицы, золотое кольцо, другой человек, летящая птица, белый снег, белеющий цветок, купающиеся дети, седой старик, видимый след.

Вопрос классу: Как можно доказать, что записанные вами словосочетания включают причастия?

Коллективная проверка работы “экскурсовода”.

  • В.И. Даль дал такое определение причастия: “Часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного”.
  • М.В. Ломоносов говорил о причастии так: “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”.

Вопрос классу:

- Назовите ещё раз признаки глагола у причастия, а потом признаки прилагательного.

- В нашем следующем зале будут представлены действительные и страдательные причастия.

Расскажите о них, пожалуйста.

Сообщение учащихся о действительных и страдательных причастиях.

Словообразовательная работа.

Задание: образуйте все возможные формы причастий от данных глаголов:

  • 1-я колонка – видеть
  • 2-я колонка – смеяться
  • 3-я колонка – наступить

Видеть – видящий, видевший, видимый.

Смеяться – смеющийся, смеявшийся.

Наступить – наступивший.

У посетителей музея могут быть вопросы об употреблении причастий в речи. Что вы можете рассказать об этом?

А.С. Пушкин писал: “Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.

Итак, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность и выразительность: “Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя”. (А.С. Пушкин).

Учащиеся читают отрывки из художественных произведений (задание подобрать такие отрывки они получили на предыдущем уроке).

Сложное списывание.

Задание: из данного отрывка из текста Т.Ф. Слободинской выпишите причастия с определяемыми словами; обозначьте постоянные морфологические признаки, объясните правописание причастий.

Державино.

Село Державино находится в Бузулукском районе. Названо оно в память о знаменитом поэте, жившем здесь в свои детские годы.

Село было основано в середине восемнадцатого века матерью поэта Фёклой Андреевной на земле, пожалованной её мужу – подполковнику Роману Николаевичу Державину – за службу в Оренбурге. Первые жители села – тринадцать крепостных крестьян, купленных матерью будущего поэта в Поволжье и привезённых сюда. Недалеко от этого села есть деревня Феклинка, названная по имени матери.

- Но бездумно употреблять причастия нельзя. В нашем музее есть и примеры неправильного употребления причастий – наверное, скоро они действительно станут музейными экспонатами. Есть и письма с просьбами помочь исправить ошибки в употреблении причастий.

Чтобы выполнить эту работу правильно, давайте послушаем сначала сообщение о причастном обороте.

Сообщение учащегося о причастном обороте.

Творческая работа.

Задание: исправьте ошибки в употреблении причастий.

  • “Он не замечал ни лесов, ни озёр, заросшие кувшинками”. – Он не замечал ни лесов, ни озёр, заросших кувшинками.
  • “На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома”. – На деревьях, растущих около дома, распустились первые листочки.
  • “Росшие незабудки у ручья уже зацвели”. – Незабудки, росшие у ручья, уже зацвели.

 - А теперь вспомним, что вы знаете о правописании причастий.

Сообщение о видах орфограмм, изученных в теме “Причастие”.

Игра “Эстафета”.

Задание: расставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Задание даётся одинаковое для каждой колонки, побеждает та, которая быстрее и правильнее выполнит его.

Напутствие ребятам:

И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

  • Обдуманный
  • решённый
  • нарисованный
  • окружённый
  • прочитанный
  • сломанный
  • выученный
  • закопчённый
  • раненый
  • пуганый
  • напуганный
  • недописанное письмо
  • письмо не дописано
  • телефон не отремонтирован
  • незабываемая встреча
  • не освещённая солнцем комната

- А теперь каждый из вас поработает с письмом, автор которого просит разобрать предложение, произвести морфологический разбор указанного слова.

Ярко зеленели посевы, охваченные утренним солнцем. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., осложнено причастным оборотом).

Охваченные (посевы) – особая форма глагола – причастие.

(Посевы какие?) охваченные.

Н.ф. – охваченный.

Пост.: страд., прош. вр., сов. вид;

Непост.: полное, Им. п., мн. ч.

Какие посевы? охваченные.

III. Подведение итогов урока. Выставление оценок за ответы.

Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена, но будет продолжена при изучении других разделов курса.

Для всех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен,
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Мы с нетерпением ждём гостей!

IV. Домашнее задание.

Повторить параграфы 10-28. Готовиться к контрольному диктанту.