Воспитание культуры толерантного общения

Разделы: Социальная педагогика


Толерантность - важнейший принцип взаимоотношений в условиях политиэтнического социума.

Социально-экономические дефициты, демографическая ситуация. Приток людей, являющихся носителями иной ментальности, нарастание этнического и культурного многообразия без сомнения, порождают противоречия, разрешение которых требует терпимого поведения людей по отношению друг другу в различных сферах жизнедеятельности. Воспитание культуры, толерантного общения становятся насущной необходимостью как условие сосуществования больших и малых социальных групп, обладающих различными возможностями развития.

Важно подготовить учащихся к пониманию и взаимодействию в этнокультурной среде, основанному на принципах толерантности, взаимного понимания и уважения. Проблема понимания и принятия другого человека, прежде всего, связана с пониманием самого себя. Основу терпимого отношения составляет собственная позитивная этническая идентичность, в структуре которой органически сочетаются положительный образ своего этноса с толерантным отношением к другим этническим группам.

Установка на толерантность является не столько рациональным, сколько волевым актом, и, в ситуации, требующей действия, человек будет воспроизводить привычные ему модели поведения.

Поэтому важной составляющей работы по формированию таких установок должно стать создание условий для практического овладения навыками терпимого поведения, выработке привычки активной толерантности (т.е. действие, дело) Данное возможно

только при создании единой системы основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности, системы взаимодействия различных субъектов образовательного процесса, интеграции ресурсных возможностей конкретной школы и социума, его огромнейшего культурного, научного, интеллектуального потенциала.

Наше образовательное учреждение- школа с углубленным изучением биологии и химии № 1344 Юго-Восточного округа г.Москвы работает над созданием такой системы. Вот некоторые примеры нашей работы :

Уже третий год благодаря поддержке комитета общественных связей правительства Москвы и Вологодской области, Департамента образования г.Москвы, Юго-Восточного окружного управления образования, Центра Занятости "Перспектива" реализуется" важный социально значимый проект:

"Москва - Великий Устюг (Вологодская область)"

по организации летнего труда и отдыха подростков на вотчине Всероссийского Деда Мороза г. Великий Устюг Вологодской области.

Активное участие образовательных учреждений Юго-Востока не случайно, т.к. именно в нашем районе Выхино-Жулебино располагается Московская резиденция Российского Деда Мороза.

ЛТО 2008 - было представлено сводным отрядом ОУ р-на Выхино-Жулебино

На вотчине ребята хорошо трудились:. выполняли работы по поддержанию порядка на территории, работали на пассике, занимались ландшафтным дизайном, не только на вотчине, но и в самом городе Великий Устюг, разбирали многочисленную почту со всех уголков страны проводили экскурсии для туристов и иностранцев. Также отдыхали: ездили на экскурсии, купались.

Поскольку ребята проживали на территории оздоровительного лагеря Дружба, то принимали самое активное участие во всех творческих делах лагеря, а зачастую, именно наши ребята являлись организаторами многих лагерных дел.

Также необходимо отметить, что в лагере отдыхали ребята из разных социальных семей, а также детских домов Вологодчины, Санкт-Петербурга и др. регионов, что стало хорошей школой общения, возможностью транслирования собственного опыта толерантного поведения.

Наше образовательное учреждение - школа с углубленным изучением биологии и химии, поэтому период работы в ЛТО - это летняя профильная практика, в ходе которой учащиеся занимаются исследовательский деятельностью, которая является эффективным комплексным средством гармоничного развития личности, дают возможность приобрести навыки общения с природой, формирует ценные личностные качества: коллективизм, ответственность, инициативность, навыки работы с приборами.

Наконец, важнейшим в приобретении опыта общения были мастер -классы по народным ремеслам и промыслам. Наши ребята учили работать с берестой, а юные устюжане делились своим опытом плетения знаменитых вологодских кружев -все это и есть эффективные методы активной толерантности.

Прошлым летом мы начали осваивать новое направление -экспедиционную деятельность, которая для подросткового и юношеского возраста является наиболее естественной, природосообразной. Эта форма способствует также укреплению здоровья, что особенно актуально в настоящее время для жителей урбанизированных пространств, разностороннему воспитанию, приобретению жизненно важных практических навыков, становлению гражданственности и патриотизма. Работа с различными приборами, использование технического и туристского снаряжения , непосредственное знакомство с красивейшими ландшафтами, замечательными природными объектами, романтика походной жизни вдали от цивилизации- создает дополнительный привлекательный аспект участия в экспедиции. Наше путешествие в национальный парк Кенозерский Архангельской области также было неслучайным, ведь мы продолжили знакомство с "Северным треугольником": Великий Устюг (Вологодская область) - Кенозерье(Архангельская область)-Карелия.