Занятие по профилактике злоупотребления психоактивных веществ "Твоя жизнь в твоих руках"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели занятия: формирование ответственности за свою жизнь, формирование антинаркотических установок, изменение отношений учащихся к ПАВ.

Задачи: повышение информированности о видах группового давления, о возможных стратегиях поведения.

Оснащение: слайды из серии “Профилактика подростковой наркомании”, слайд-проектор, оборудование для просмотра видеофильма “Право на жизнь”, куклы из бумаги, листы бумаги, свеча, буклеты.

Занятие предназначено для учащихся 8–9 классов.

План занятия.

  1. Приветствие.
  2. Игра “Давай поздороваемся”.
  3. Упражнение “Планы на будущее”.
  4. Обсуждение статьи “Наркотик – лопата”.
  5. Быстрый круг “Что заставляет ребят пробовать наркотики?”
  6. Игра “Поменяйтесь местами”.
  7. Работа с понятиями “групповое давление” и “уверенное поведение”.
  8. Упражнение “Провокация”.
  9. Просмотр отрывка видеофильма “Право на жизнь”.
  10. Работа со словами-антонимами.
  11. Заключительный круг.

Ход занятия

Учащиеся рассаживаются по кругу.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам, чтобы поговорить с вами о важных для вас вещах. В последнее время наркомания – настоящий бич во многих странах мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей. В России масштабы и темпы роста наркомании таковы, что ставят под угрозу будущее нации


Слайд 1

Я попрошу вас встать, взяться за руки. Один человек не справиться с серьезными проблемами, но вместе мы сила, вместе мы все преодолеем.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга необычным способом.

Игра “Давай поздороваемся”.

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: “европейцев”, “японцев”, “африканцев”. Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми “своим” способом: “европейцы” пожимают руку, “японцы” кланяются, “африканцы” трутся носами.

Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией.

Вернемся к теме занятия. Вы учитесь в 8 (9) классе, когда еще все впереди, когда строятся жизненные планы на будущее. Ответьте на вопрос: что бы вы хотели иметь к 30 годам? Прошу записать ответы на листочках, не подписывая их (дается 2 минуты). (Листочки сдаются ведущему, который спрашивает разрешения зачитать попозже некоторые из них.)

Сейчас я вам зачитаю статью, а вы внимательно послушайте.

“… А вот и таблетка. Белая таблетка с весёлым изображением зайчика или доллара, или ещё чего-нибудь. Перед дискотекой ты заглотнёшь её и будешь танцевать как юный Майкл Джексон. Весело? Однозначно. Круто? Модно? Конечно же! Рассказать, что происходит с твоим телом? Оно работает с 200 %-ой отдачей. А вот внутренние органы стираются как шестерёнки в машине, которая работает без перерыва. Но машина железная, её можно починить. А твоё тело уже годам к 30 припомнит тебе употребление чудо-таблеток.

Наркотик – это лопата. Да, да, не удивляйся, мой друг. Это очень хорошая лопата.

Впервые употребив наркотик, ты включаешь эту лопату. Нажимаешь на кнопку, и выскакивают из темноты работяги в тёмных капюшонах, натянутые на глаза. Это могильщики.

Могильщики приглашают тебя – добро пожаловать! Что? Ты не хочешь? Говоришь, что тебе ещё рано? Что, пожить ещё хочешь, семью завести, стать известным, знаменитым, успешным? Да всё! Забудь! Никто не заставлял тебя брать в руки шприц. Пускай эти слова войдут в твой мозг живительными витаминами, лекарством– антибиотиком, не позволяй никакой заразе укоротить твою жизнь. Жизнь, которая у тебя только начинается и которая прекрасна, как чудо.”

Почему я решила прочитать её вам? Потому что, по данным статистики, средний возраст первой наркотической пробы – 14–17 лет.

А сейчас с вашего разрешения я прочитаю некоторые ответы на вопрос, который я вам предложила. Я надеюсь, что они подтвердят то, о чем мечтает большинство ваших сверстников. Что же хотите вы? (Зачитываются ответы на листочках.)

Да, все это замечательно: любовь, дом, дети, карьера, богатство. Ради этого можно жить… Но у вас ничего этого не будет… у вас ничего этого не будет, да и самих вас не будет, … если вы начнете употреблять наркотики. Потому что наркоманы практически не доживают до 30 лет.

Быстрый круг “Что заставляет ребят пробовать наркотики?Поощряются все ответы, особенно акцентируется внимание на ответах типа “ неудобно отказаться в компании”, “друзья уговаривают” и т.п.

А теперь давайте поиграем в игру “Поменяйтесь местами”. Я приглашаю двух желающих. Возьмите два стула, садитесь. Первый участник должен уговорить второго поменяться местами. Время ограничено, вам дается 2 минуты. (После этого вызвать еще одну пару, задание не меняется.)

Замечательно поиграли. Давайте теперь по кругу скажем, к каким способам прибегали те, кто пытался заставить или уговорить поменяться местами (ответы учащихся).

Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т.п. называются давлением.

Особенно трудно бывает сопротивляться давлению со стороны группы людей, т.е. групповому давлению. Ведь человек обычно стремится быть членом какой-то группы и соответствовать нормам и ценностям этой группы.

Обсуждение.

Испытывали ли вы когда-нибудь подобные состояния? Когда и со стороны кого вы испытывали давление? (Ответы учащихся.)

Сейчас я покажу вам слайды, где представлены те способы оказания давления, которые наиболее часто используются в компании сверстников. Давайте их рассмотрим. Демонстрируются слайды с указанием таких видов давления, как: лесть, похвала, уговоры, подкуп, обман, угрозы, запугивание, насмешки, призыв “делай как мы”. Проводится обсуждение этих видов группового давления.


Слайд 2


Слайд 3

Как вы думаете, какие качества характера человека помогут помочь сопротивляться групповому давлению? (Подвести к понятию “уверенное поведение”.)


Слайд 4

Можно ли сказать, что неуверенный человек сам себе не принадлежит? (Ответы детей.)


Слайд 5

Такой человек чем-то похож на куклу-марионетку. (Показ куклы.) Нужно освободиться, оборвать нити. (Кукла падает.) А вот эта кукла стоит прочно (кукла на стержне). Что же в ней есть такого? У нее есть стержень – это характер, уверенность в себе, знания. Я хочу, чтобы вы были именно такими, сильными, уверенными, способными выйти из трудной ситуации.

Упражнение "Провокация".

Представьте, что вы на дискотеке. К вам подходит человек и предлагает таблетку для поднятия настроения. Вы знаете, что эта таблетка может стать первым шагом в пропасть. И у вас уже есть наготове спасительная фраза. Какие это могут быть фразы?

Спасибо, я больше в этом не нуждаюсь.
Спасибо, мне этого не нужно.
Не курю.
Нет, мне не нужны неприятности.
Я таких вещей боюсь.
Эта дрянь не для меня.
Я и без этого превосходно себя чувствую.
Нет, спасибо, это опасно для жизни.
Мне не хочется умереть молодым.
Спасибо, мне здоровье дороже!

А у меня есть слайд, где перечислены еще кое-какие приемы, которые можно использовать.


(Слайд 6)

Кроме этого можно:

1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, — это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.

2. “Перевести стрелки”: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?

3. Сменить тему: придумать что-нибудь еще; придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов; на танцы или еще что-нибудь придумать).

4. “Продинамить”: сказать, что как-нибудь в другой раз...

5. “Задавить интеллектом”: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).

6. Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, поймают, случится белая горячка, заболеем гепатитом и т.д.). Можно даже выдумать какие-нибудь “страшные последствия” самому (например, “зубы посинеют”, “оглохнем” и т.д.).

7. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.

Главное, отвечать быстро, решительно и громко, чтобы показать, что вы человек уверенный в себе, который не нуждается ни в каких стимуляторах.

Надеюсь, это поможет вам спастись от тех, кто хотел бы сделать вас своим постоянным клиентом, заработать на вас много, быстро и любой ценой.

А сейчас просмотрим кадры видеофильма “Право на жизнь”, показывающие как ребятам предлагают попробовать наркотики.

После просмотра отрывка – обсуждение увиденного, приведение своих собственных доводов отказа.

Сейчас я попрошу вас написать на ваших листочках несколько слов столбиком. Каждому из этих слов подберите слова-антонимы:

Свобода –
Удовольствие –
Здоровье –
Счастье –
Радость –
Любовь –
Добро –
Жизнь –
(зависимость, рабство)
(страдание)
(болезнь)
(беда, несчастье)
(горе)
(ненависть)
(зло)
(смерть)

В наркомании, как в кривом зеркале, все явления приобретают обратный смысл. Обратитесь к словарю, который лежит перед вами. Если вам говорят: “Хочешь испытать ни с чем не сравнимое удовольствие и наслаждаться свободой?”, следует понимать так: “Хочешь испытать боль, корчиться в ломке и попасть в рабскую зависимость?”. Предложение, которое вам делают “по доброте душевной”, превратит вашу жизнь в смерть.

Правда о наркотиках развеивает весь липкий туман лжи, который окутывает это страшное оружие. Вы узнали сегодня эту правду. Есть ещё одно оружие от наркотиков – самое верное, надёжное и сильное. Может быть, вы уже сами догадались, как надёжнее всего уберечься от наркотиков? (Ответы детей.)

– Самый надёжный способ избавиться от наркотической зависимости – это никогда их не употреблять. Желаю вам избрать именно этот способ.

Сейчас я предлагаю вам встать в круг. У меня в руках свеча. Она горит, горит ярко, от нее исходит тепло и свет. Она символизирует нашу жизнь. Что вы поняли сегодня на занятии? (Каждый берет в руки свечу, высказывает свое мнение.)

А сейчас я попрошу вас повторять вслед за мной.

Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики. Мы за здоровый образ жизни!!!

В конце занятия детям раздаются буклеты (Приложение 1).

Используемые источники.

    Васькова О.В., Мачульская А.С., Мачульская Т. Б., Согоян В.Н. Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра.
  1. Мартыненко Л.П. в сборнике “Профилактическая работа по наркомании и токсикомании в общеобразовательных учреждениях” /Отв. ред. В.Ф. Трещалин. – Воронеж, ВОИПКРО, 2001.
  2. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании.: Наглядно-методическое пособие/С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – М.:Центр “Планетариум”, 2002.
  3. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8–11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  4. Подростковая наркомания. Слайд-альбом. Центр “Планетариум”, Москва, 2002.
  5. Видеофильм “Право на ошибку”, видеостудия “КВАРТ”, г. Москва