Расчет массы тела по его плотности. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель урока:

  • Создать условия для выработки у учащихся навыков определения массы тела и его объема по плотности вещества, из которого изготовлено тело, вывода основных соотношений и выработать навыки решения задач по нахождению массы, объема и плотности тел.
  • Способствовать: развитию самостоятельности логического мышления, формированию вариативности мышления, умению анализировать и обобщать изученный материал, делать выводы, развитию памяти.
  • Способствовать: формированию умения работать в группах, коммуникабельности, развивать навыки общения.

Тип урока: решение задач.

Оборудование:

  1. Весы учебные, гири, цилиндр измерительный (мензурка) с водой, тело неправильной формы из пластилина на нити, картофель;
  2. Карточки: “Масса, объем и плотность”, карточки с экспериментальными задачами.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.

– отметка учащихся по списку;
– готовность к уроку (наличие школьных принадлежностей).

2. Вступительное слово учителя:

– запишите число, тему урока и д/з в дневники;
– цель нашего урока научиться рассчитывать массу и объем тела по его плотности.

II. Актуализация знаний учащихся:

1) Беседа по вопросам для проверки усвоения материала:

  1. Что называют плотностью вещества?
    (Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему.)
  2. Что называют массой тела?
    (Масса тела – это физическая величина, которая характеризует его инертность.)
  3. Что называют объемом тела?
    (Объем тела – это физическая величина, которая равна произведению длины, ширины и высоты тела.)

2) Письменная работа в тетрадях и на доске.

  1. Назовите дополнительную единицу измерения объема жидкостей – 1 л.
     
  2. Выразите единицы объема в СИ. (Условие показано на интерактивной доске.)
    Стандартные:
    1л = 0,001м3;
    1см3 = 0,000001м3;
    1мл = 0,001л = 1см3.
    Выразите:
    0,2л = 0,0002м3;
    100л = 0,1м3;
    20см3 = 0,00002м3;
    2см3 = 0,000002м3.
     
  3. Выразите единицы массы в СИ.
    Стандартные:
    1кг = 1000г;
    1г = 0,001кг;
    1т = 1000кг.
    Выразите:
    240г = 0,24кг;
    3г = 0,003кг;
    14г = 0,014кг;
    240т = 240000кг;
    3т = 3000кг;
    14т = 14000кг.

3) Индивидуальная работа по карточкам “Масса, объем и плотность”. (Приложение)

III. Решение экспериментальных задач.

Работа в группах по 5–6 человек:

  1. Вступительное слово учителя: чтобы решить любую задачу нам потребуется знание формул, умение пользоваться рычажными весами, измерительным цилиндром (мензуркой), взаимоуважение и взаимопомощь, постарайтесь распределить обязанности, т.к. оценка каждого будет зависеть от слаженности работы группы. Желаю вам успеха.
  2. Группы получают приборы материалы: весы учебные, гири, цилиндр измерительный (мензурка) с водой, картофелины средней формы, тела неправильной формы из пластилина на нити; карточки с экспериментальными задачами, (Для каждой группы карточки с данными для данных тел).

______________________________________________________________________________________

Экспериментальная задача № 1. Вычислите массу тела по его плотности и объему.

Приборы материалы: весы учебные, гири, цилиндр измерительный (мензурка) с водой, картофель, таблица.

Вещество Плотность вещества
p, г/см3
Объем тела
V, см3
Масса тела
m, г
Полученная экспериментально Вычисленная по формуле
картофель 0,67 48    

Порядок выполнения работы

  1. Измерьте массу тела при помощи весов. Результат запишите в таблицу.
  2. Проверьте результат измерения массы тела. Вычислите массу тела по формуле, используя данные таблицы (запись оформите в виде решения задачи в тетрадях). Результат запишите в таблицу.
  3. Объясните, возможную разницу, полученную при вычислении и измерении.

_______________________________________________________________________________________

Экспериментальная задача № 2. Вычислите объем тела по его плотности и массе.

Приборы материалы: весы учебные, гири, цилиндр измерительный (мензурка) с водой, тело неправильной формы из пластилина на нити, таблица.

Вещество Плотность вещества
p, г/см3
Объем тела
V, см3
Масса тела
m, г
Получено экспериментально Вычислено по формуле
пластилин 1,4     16,2

Порядок выполнения работы:

  1. Измерьте объем тела при помощи измерительного цилиндра. Результат запишите в таблицу.
  2. Проверьте результат измерения объема тела. Вычислите объем тела по формуле, используя данные таблицы (запись оформите в виде решения задачи в тетрадях). Результат запишите в таблицу.
  3. Объясните, возможную разницу, полученную при вычислении и измерении.

_______________________________________________________________________________________

IV. Спасибо за урок. Все группы успешно справились. Молодцы!

Домашнее задание. §22, Упр. 8 (1-2).

Подведение итогов урока. Выставление оценок. Комментарий д/з.