Образ звезды в стихотворении Н.Рубцова "Звезда полей"

Разделы: Литература


Оборудование:

  • рисунки детей, изображающие звезду (как они ее представляют, когда звучит это слово);
  • карточки с заданием.

Индуктором к началу данного урока является задание «Подберите и запишите ассоциации (слова, словосочетания), связанные для вас со словом «звезда»:

  • Звездное небо;
  • Млечный Путь;
  • эстрада, море...

Ученики делятся своими ассоциациями, понравившиеся образы записывают.

Учитель говорит о цели урока: необходимо выяснить, что значит образ звезды для разных людей и для чего именно этот образ использовал Н. Рубцов в этом стихотворении.

Второй индуктор – рисунки, вывешенные на доске. Школьники рассказывают о своих ассоциациях, связанных со словом звезда:

  • Красная Армия (защита, кровь);
  • многообразие звезд в космосе (красота, жизнь, путь к неведомому);
  • морская звезда (красота).

Социоконструкция. Ребята вспоминают в группах образы звезды, знакомые по литературе, мифологии, другим источникам, думают, какое символическое значение могут они нести.

Социализация:

  • Вифлеемская звезда (путь к Богу, мечта, идеал);
  • рождественская звезда (праздник, мечта);
  • «звезда» – знак Тимура и его команды (помощь);
  • Полярная звезда (легенда о любви);
  • звезда эстрады (популярность, слава, идеал);
  • цветок астра – «звезда» (красота).

Третий индуктор – выразительное чтение учителем отрывка из стихотворения В.Тимофеева «Звезда детства».

Моя звезда взошла в далеком детстве...
Чешу коровий бок, шепчу ей: «Зорька,
Спокойно стой! Гляди, как шерсть слежалась.
...Ты, Зорька, молодец! Ты – словно мама!
Она ведь тоже очень молчалива.
И терпеливы обе вы – как сестры...»
...Моя звезда взошла в далеком детстве...
И в час, когда я буду умирать,
Должно быть, я увижу нашу Зорьку
И звездочку на лбу ее широком.
И пусть она своим глубоким взглядом,
Глубоким, благодарным, добрым взглядом,
Не отрываясь, смотрит на меня...

Ученики отвечают на вопрос: «Почему для Тимофеева звезда ассоциируется с детством?»

  • Звездочка во лбу коровы – мама – тепло – добро.

На доске в ходе обсуждений появляется следующая схема:

Четвертый индуктор – слово учителя о Н.М.Рубцове как о северном поэте.

Школьники ищут в тексте стихотворения северные реалии, убеждаясь в том, что родина поэта – север.

  • Мгла заледенелая, полынья, зима.

Социоконструкция – карточки с вопросами. Группы обсуждают:

  1. Какова тема стихотворения?
  2. Какие образы возникают в стихотворении?
  3. Какие чувства испытывает лирический герой?
  4. Какие художественные приемы позволяют автору передать эти эмоции?
  5. В чем смысл названия стихотворения?

После ответов по группам вопрос ко всему классу: «Почему же Рубцов выбирает образ звезды для себя символом Родины?»

- Он включает в себя и красоту, и тепло, и добро, и защиту.

Рефлексия. Для Рубцова символ Родины – звезда, для Есенина – дорога, березы, для Блока – ветер, буря. А что для вас будет символом Родины?

Самоконструкция (или домашнее задание). С чего для меня начинается родина...» в любой форме (сочинение-миниатюра, рассказ, стихотворение о родном крае...)

Если есть возможность посвятить данной мастерской два урока (как и рекомендуется делать), то можно дать школьникам в группах и такое задание: «Выполните коллективный рисунок, выражающий идею стихотворения». Оно дается после ответов на вопросы карточек.