Формирование новых типов коммуникаций участников образовательного процесса

Разделы: Работа с родителями


Цель: широкое вовлечение родителей в содержание образовательной деятельности школы.

Задачи:

  1. Проведение анкетирования родительской общественности и определение приоритетных направлений лекций-презентаций
  2. Организация и проведение лекций-презентаций по проектным работам учащихся на родительских собраниях, лекториях.
  3. Создание совместных детско-родительских проектов и представление их на школьных НПК.
  4. Представление работ учащихся в социуме (предприятия, организаций).

В настоящее время в нашей школе приоритетным является вовлечение родителей в содержание образовательной деятельности через проектную деятельность.

Современное общество стремительно меняется. Стремительно меняются и требования рынка труда к потенциальному работник. Главной характеристикой становится мобильность во всех возможных смыслах этого слова – академическая, профессиональная… Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Способность к практическому действию проявляется в ситуациях, когда человек приобретает опыт решения проблем. В наибольшей мере такие ситуации проявляются в проектной деятельности, которая помогает в формировании ключевых компетенций:

  1. Умение организовывать свою деятельность – определять ее цели, задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
  2. Умение объяснять явления действительности – социальной, природной, культурной, технической среды, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость.
  3. Умение ориентироваться в мире социальных, нравственных ценностей – формулировать и обосновывать собственную позицию.
  4. Умение решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли – сформировать у них способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям, формировать навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа, обработки информации, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.
  5. Подготовка учащихся к профессиональному выбору – научить их ориентироваться в мире профессий, в собственных интересах и возможностях.

Все это настоятельно требует специального, продуманного внедрения проектной деятельности – от первых самостоятельных проб в начальной школе к проектированию своей образовательной траектории в старшей школе. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Проектная работа демократична. В процессе работы меняется парадигма: от субъектно-объектных отношений к субъктно-субъектным.

Учащийся долго и кропотливо работает над темой проекта, сотрудничает с научными консультантами, педагогом, родителями, Следующий шаг – выход на научно-практическую конференцию «Шаг в будущее», НПК «Шаг в будущее. Юниор», конкурсы, конференции районного и республиканского уровня, итоговые проекты по предметным курсам, социально-значимые проекты, проводимые администрацией города и района. Но порой этим и заканчивается работа с проектом до следующей конференции. Но изначально структура проекта предполагает практическую значимость. Это, прежде всего распространение накопленного опыта, знаний, организация лекторско - пропагандистской работы среди учащихся, родительской общественности.

Вовлечение родителей в образовательное пространство нашей школы проходит по разным направлениям: общественные смотры знаний по учебным предметам, общественные наблюдатели при проведении ЕГЭ, спортивные праздники, профориентационная работа, культурно-массовые мероприятия.

В настоящее время в нашей школе приоритетным является вовлечение родителей в содержание образовательной деятельности через проектную деятельность. Центром этой работы стал школьный музей.

Схема №1 «Направления работы школьного музея». На ней можно отследить основные направления работы, среди которых приоритетными является научно-исследовательское и лекторско-пропагандистское направления.

Схема №2 «Общественно-научное партнерство музея» отражает сотрудничество с общественными организациями, в том числе и с родительской общественностью.

Советом музея совместно с педагогами была разработана система использования проектов учащихся в школьных родительских лекториях и на родительских собраниях.

Первоначально была проведена анкета среди учащихся.

Были опрошены учащиеся 7-10 классов, которые пишут проекты, всего 32 человека.

Анкета для учащихся состояла из 5 вопросов с выбором варианта ответа.

1. Хотели бы Вы представить свой проект в аудитории своего класса?

А) Да.
Б) Нет.

2. Хотели бы Вы представить свой проект в аудитории другого класса?

А) Да.
Б) Нет.

3. Хотели бы Вы представить свой проект в аудитории родителей?

А) Да.
Б) Нет.

4. Важная для тебя оценка родителей твоей деятельности?

А) Да.
Б) Нет.

5. Хотели бы Вы написать совместный семейный проект с родителями?

А) Да.
Б) Нет.
В) Не знаю.

Анализ анкет учащихся представлен в данных диаграммах и отражает утвердительные ответы учащихся (в %) (см. Приложение).

Следует обратить внимание, что 83% учащихся имеют желание писать проекты совместно с родителями.

Анкета родительской общественности.

Были опрошены родители 7-10 классов. Всего – 75 человек. Анкета состояла из 4-х вопросов, три из которых со свободными ответами.

1. Будете ли Вы посещать лектории, которые будут проводить учащиеся школы?

2. Какая тематика Вас интересует?

  • Здоровый образ жизни;
  • Краеведение;
  • Патриотическое направление;
  • Народная педагогика;
  • Я – гражданин;
  • Экология;
  • Правоведение;
  • Музейное направление
  • Свой вариант ответа.

3. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок выступил с проектом перед родительской общественностью?

4. Хотели Вы написать совместный семейный проект со своим ребенком?

Анализ анкет родительской общественности.

Отвечая на вопросы анкеты, 87% родителей показали свое желание посещать лектории, организованные учащимися. 75% согласны, чтобы их ребенок был лектором. И лишь только 36% родителей отметили, что могли бы написать совместный семейный проект (для сравнения 83% учащихся желали бы работать совместно с родителями над проектом). Результаты анкетирования отражены в диаграмме №2 (см. Приложение).

Диаграмма №3 (см. Приложение) отражает темы лекториев, которые родители хотели бы послушать.

После обработки анкет Совет музея начал формировать «Банк проектов» (см. Приложение) по обозначенным родителями темам:

«Здоровый образ жизни – будущее нации»

  • «Роль социума в формировании вредных привычек у подростков»
  • «Восстановленное молоко – получение, питание, лечение»
  • «Экзамен – фактор стресса»
  • «Спортивные традиции школы»

«Народная педагогика»

  • «Воспитательная роль игр детей народа Саха»
  • «Роль отца в воспитании детей народа Саха»
  • «Мудрые заповеди народной педагогики»

«Я – гражданин»

  • «Честь и слава России» (о гимне России)
  • «Символы самостоятельности и ответственности»
  • «История герба Республики Саха (Якутия)
  • «Этот день мы приближали, как могли»

«Экология»

  • «Экологическое воспитание в семье»
  • «Экологические проблемы города Мирного»
  • «Проблемы свалок и мусора в городе Мирном»

«Правоведение»

  • «Декларация прав ребенка»
  • «Права и обязанности подростков»
  • «Россия – правовое государство»

«Музей – грандиозная книга человечества»

  • «Учителя – выпускники нашей школы»
  • «Наши знаменитые выпускники»
  • «Школа №7 и ее традиции» (для родителей будущих первоклассников.

Фотографии с лекториев для родителей (см. Приложение).

Учитывая то, что для 90% детей важна оценка родителей (по результатам анкетирования учащихся), родители выходят на обратную связь, заполняют оценочные листы по пятибалльной шкале.

Оценочный лист.

  1. Актуальность.
  2. Содержание.
  3. Ораторское мастерство.
  4. Владение материалом.
  5. Практическая значимость.
  6. Пожелания, рекомендации.

Анализ оценочных листов для родителей (см. Приложение).

Родители очень серьезно и ответственно относятся к оценке работы учащихся. Были даны рекомендации, высказаны пожелания.

Для нас очень важной была такая оценка родителей: «Сегодня была горда за своего ребенка. Спасибо!», которая дает нам возможность надеяться, что совместным семейным проектам быть!.

После каждого лектория учащиеся проводят рефлексию своей деятельности (словесную, графическую, цветовую).

Рефлексия – «Особый источник знания, внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств» Дж. Локк.

 Это осмысливание, критический анализ своей деятельности, эмоционального состояния.

  1. С каким настроением я работал?
  2. Что вызвало наибольшую трудность? 
  3. Каков «Я» – ?
    Как работали «Мы» – ?
    Как справились с «Делом» – ?

При обработке материалов рефлексии проводилась необходимая консультация психолога школы.

Согласно тесту М. Люшера, выбор цвета нередко отражает направленность личности на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

На рисунке 1 и 2 представлены основные цвета, по мнению Люшера символизирующие следующие психологические потребности:

  • синий – потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
  • зеленый – потребность в самоутверждении;
  • красный – потребность активно действовать и добиваться успеха;
  • желтый – потребность в перспективах, надеждах на лучшие мечты;
  • черный – тревожность, огорчение, страх, стресс.

Рисунки юных лекторов наглядно показывают их эмоции.

Рисунок 1

Рисунок 2

Затем был представлен фрагмент лектория по теме «Я – гражданин»: проект-панорама, посвященный 65-летию Великой Победы «Этот день мы приближали, как могли», который представляли учащиеся Досмамбетов Адилет, Краснов Кирилл, Самоловов Дмитрий – 7 класс и Крылова Елена, Яночкина Анастасия – 9 класс. На I районной научно-практической конференции, посвященной истории Вооруженных Сил РФ в секции «Мои земляки-ветераны Великой Отечественной войны» проект занял I место.

Слева направо: Савинова Г.А., Краснов К., Самоловов Д., Досмамбетов А., Крылова Е., Яночкина А., Степанова П.В.