Интегрированный урок по учебнику "Чтение и письмо": В.Сутеев "Капризная кошка". Письмо буквы М, м

Разделы: Начальная школа


I. Тема, цели, задачи, оборудование урока

1. Тема: В.Сутеев “Капризная кошка”. Письмо буквы М, м.

2. Цели:

  • формирование знаковых моделей в области языка на основе соотношения между звуком и его звуковым обозначением;
  • формирование действий чтения и письма на основе составления буквенных записей (письмо) и
  • воспроизведение формы слова по его буквенной записи (чтение);
  • развитие операций анализа, синтеза, классификации и обобщения над языковым материалом;
  • формирование связной грамотной речи и обогащение словарного запаса;
  • развитие коммуникативных умений при работе в группе;
  • воспитание положительного отношения к учебной деятельности;
  • воспитание личной гигиены (физминутки, посадка, аккуратность).

3. Задачи:

  • знакомство с произведениями В.Сутеева (сказка “Капризная кошка”);
  • отработка навыков и умений: различать жанры, соотносить заголовок и текст; выделять авторскую точку зрения;
  • отработка выразительности чтения через чтение по ролям; умения голосом передавать интонацию;
  • привитие любви к слову через развитие творческих способностей детей;
  • воспитание будущих ценителей книги, обогащение читательского опыта учащихся;
  • отработка написания письменной буквы М, м.

4. Оборудование урока:

Дети Учитель
1. Учебник “Чтение и письмо”. 1. Выставка книг В. Сутеева.
2. Тетрадь “Письмо”. 2. Грамзапись.
3. Разрезная азбука. 3.Презентация
4. Средство обратной связи “Светофор”. 4. Предметные картинки.
  5. Карточки с индивидуальными заданиями.
  6. Кубик с лицами.
  7. Маска кошки.

II. План урока.

1. Организационный момент 1 мин.
2. Психологический настрой (работа над интонацией с помощью скороговорки). 3 мин.
3. Работа с пословицей, прилагательными. Внутренняя дифференциация 3 мин.
4. Повторение изученного (работа над жанром, автором, произведениями одного автора). 2 мин.
5. Изучение нового материала 5 мин.
6. Физкультминутка 1 мин.
7. Работа со словом (задание дифференцированное) 3 мин.
8. Работа с текстом (задание дифференцированное) 4 мин.
9. Инсценировка (чтение по ролям) 5 мин.
10. Письмо письменной буквы М, м. (Чередование с физ. минутками) 4 мин.
11. Самостоятельная работа. (Проблемный вопрос) 4 мин.
12. Рефлексия. Подведение итогов. 2 мин.

III. Конспект урока с методическими комментариями.

1. Организационный момент. (Мотивационный этап.) Презентация. (Слайд 1, 2)

Учитель. – Встали дети, поздоровались, улыбнулись друг другу. Начинаем урок чтения и письма, на котором мы будем учиться разговаривать, мыслить, работать над текстом.

А начнём мы наш урок с загадки:

У порога плачет,
Коготки прячет.
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.

Учитель. – Кто это? (Кот, кошка.) На доске картинка кота. (Слайд 3)

Методический комментарий:

Этап мотивации. Положительный эмоциональный настрой способствует активному творческому поиску, настраивает детей на серьёзную работу в доброжелательной обстановке, готовит детей к активному восприятию материала. На этом этапе идёт вовлечение учеников в процесс осознания и принятия, целей учащимися. Происходит связь материала урока с жизнью детей. Привлекается личный опыт детей. В ходе урока используется стихотворная форма, которая всегда активизирует внимание детей, развивает чувство рифмы и ритма.

2. Работа над интонацией с помощью скороговорки. Положительный психологический настрой. (Слайд 4)

Учитель. – Вот про этого кота вспомним скороговорку.

Кот Котофей
Любит тефтели,
Пьёт Котофей
Кофе в постели
Ходит в кафтане,
Носит манишку,
Ждёт на диване
Серую мышку.

Учитель. – Рассказывать эту скороговорку мы будем с разной интонацией: весёлой, грустной, спокойной и т.д. Помогут нам в этом разные выражения лиц (кубик с разными выражениями лиц). (Слайд 5)

Методический комментарий:

Идёт подготовка речевого аппарата, упражнение используется для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Развиваются артистические способности детей, положительный психологический настрой (выбор весёлого человечка) настраивает детей на получение удовольствия от урока.

3. Работа с пословицей, словами-описаниями. Внутренняя дифференциация. (Слайд 6)

Идёт работа в группах:
1-я группа – собрать из слов пословицу: “Кошке – игрушки, мышке – слёзки”.
2-я группа – выбрать из слов-описаний лишнее: ленивый, хитрый, капризная, красивый, пушистый.
3-я группа – работа со скороговоркой.

Учитель. – О ком была эта скороговорка?
– Что узнали про этого кота? – Кого он ждёт? – Почему?

Проверка пословицы, работа над её пониманием.

Учитель. – Какой был кот?

Проверка слов – описаний у детей 2-й группы. (Лишнее слово: капризная – она, остальные слова – он.)

Методический комментарий:

Идёт развитие творческого мышления, познавательной мотивации. Развивается устная речь ребёнка, интерес к родному языку, фольклору. Происходит связь с русским языком (опережающее обучение). Развитие логического мышления через понимание смысла пословицы, развитие мыслительной операции – классификации. Использование средств обратной связи “Светофор” при проверке заданий. Осуществляется дифференцированный подход.

4. Повторение изученного (работа над жанром, автором, произведениями одного автора). Создание модели обложки.

Учитель. – Придумайте словосочетания, используя слово “капризная”. (Слайд 7)

Дети. – Капризная девочка, капризная погода, капризная кошка и т.д.

Учитель. – Что напоминает вам словосочетание “Капризная кошка”?

Дети. – Название сказки, которую читали на прошлом уроке.

Создание модели обложки. (На доске.)

Учитель. – Почему это сказка? Какая она: авторская или народная? Кто автор?

На доске расположены фамилии детских писателей, дети выбирают нужную. (В.Бианки, С. Маршак, С.Михалков, В.Сутеев). (Слайд 8)

Учитель. – Какие произведения В.Сутеева вы знаете?

Дети. –“Три котёнка”, “Мешок яблок”, “Под грибом”, “Яблоко”.

Оформляется выставка книг В.Сутеева. (Слайды 9, 10, 11)

Методический комментарий:

На этом этапе происходит поддерживание устойчивого эмоционального интереса к литературе. Формирование литературоведческих представлений (жанр, тема, автор). Развитие интереса к самостоятельному чтению и книге. (Выставка книг одного автора.)

5. Изучение нового материала на основе полученных знаний на прошлом уроке.

Учитель. – Сегодня мы продолжим работу над сказкой В.Сутеева “Капризная кошка”, узнаем, чем закончилась, сказка и почему автор, придумал такое название.
– Посмотрите внимательно на заголовок и скажите, какое слово спряталось в слове “капризная”? (Слайд 12)

Дети. – Приз.

Учитель. – И его получают за хорошую работу, стремитесь и будете вознаграждены в конце урока.

Учитель. – Давайте вспомним, о чём говорилось в первых трёх частях этой сказки.

(Слайды 13, 14, 15, 16, 17, 18)

Дети называют предметы, которые девочка нарисовала для кошки и они появляются на доске: домик, дым, окошки, забор, клумба, яблоня, морковка, капуста.

Физкультминутка. (Слайд 19)

Учитель.

– Вы, ребята, не устали?
И гостей к себе не ждали?
Знаменитого кота
Приглашаю в гости я!

Под музыку из мультфильма “Кот Леопольд” дети исполняют танец, солист – ребёнок в маске кота.

Методический комментарий:

Дети не только отдыхают, но и учатся быть артистами, эмоционально-раскрепощёнными. Развивается умение координировать свои движения.

Учитель. – Молодцы! Вижу, что кота узнали

Леопольда показали.

Учитель. – О чём говорится в сказке мы узнаем, но прежде поработаем со словами.

6. Работа со словом (задание дифференцированное). (Слайд 20)

На доске слова:

полосатая
любопытная
фыркнула
поморщилась
облизнулась замурлыкала
дыбом встала

Работа проводится дифференцированно:

1-я группа – прочитать слова, к каким возможно, подобрать синонимы, объяснить смысл словосочетания “дыбом встала”.
2-я группа – прочитать слова, найти среди них слова-описания, слова, обозначающие действия. Составить с ними предложения.
3-я группа – прочитать слова, поставить ударение, изобразить слова-действия.

Методический комментарий:

На этапе повторения прочитанного ранее материала идёт воссоздание прочитанного в своём воображении, учитывается воздействие произведения на эмоционально-чувственную сферу ребёнка. Принцип преемственности обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования с уроком ИЗО. Идёт развитие наглядно-образного мышления, памяти.

Во время работы со словом отрабатывается навык чтения, умение ставить ударение, работать над лексическим значением слов. Развитие речи через подбор синонимов, составление предложений. Связь с русским языком, опережающее обучение. Задание дифференцированно по уровню сложности.

7. Работа с текстом. Работа в парах. Индивидуальное задание слабо-читающим детям. (Слайд 21, 22)

а). Первичное чтение.

Дети читают часть № 4. (друг другу, в парах).

Индивидуальное задание: прочитать слоги –

гав-гав
хрю-хрю
мяу-мяу
ку-ка-ре-ку
му-у-у

б). Аналитическое чтение.

Учитель. – Что девочка ещё нарисовала?

Дети. – Пруд с рыбками, курочка, петушок, гусь, три цыплёнка. (Картинки появляются на доске.)

Учитель. – Почему кошка поморщилась? Чему она была рада? Найдите в тексте слова, что доказывают это.

Дети. – “Я люблю птичек. ...облизнулась, замурлыкала”.

Учитель. – Что ещё попросила кошка? (Мышей.)

– Почему ей мышей не нарисовали? Вспомним нашу пословицу. (Кошке – игрушки, мышке – слёзки.)

в). Чтение по ролям.

Дети читают перед классом свои роли: девочка, кошка, автор.

Класс выражает своё отношение, оценивает чтение с помощью “Светофора”.

Методический комментарий:

Используется приём “чтение с продолжением”, начинающему читателю интересно узнать: что же было дальше?

Во время аналитического чтения идёт выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков. Использование картинного плана позволяет более прочно запомнить прочитанное. Во время соотнесения пословицы и сказки, идёт развитие логического мышления, обогащение речи младших школьников.

Во время чтения по ролям идёт отработка выразительности, такое чтение приучает учащихся придерживаться того темпа чтения, который соответствует персонажу, от лица которого ведётся речь. Осуществляется положительный эмоциональный настрой.

8. Письмо письменной буквы М, м. Выделение звуков. (Слайд 23)

Учитель. – Давайте послушаем и подумаем, какие звуки, издаваемые животными, подходят к нашей сказке. (Проверка индивидуальных карточек.)

Дети. – Мяу-мяу.

Учитель. – Выделим первый звук. Назовите пару по твёрдости. Какой буквой обозначаются это звуки?

Учитель. – Сегодня мы будем писать эту букву.

Показ буквы, выходят дети:

“Взялись за руки друзья
И сказали: “Ты” да “Я”.
Между тем, получилась буква М.”

Написание строчной буквы, показ учителем на доске разные способы: отрывное письмо, безотрывное письмо. Дети выбирают удобный способ, анализ буквы по основным элементам.

Написание заглавной буквы М.

Написание слов мама, мимо.

После написания двух строчек, проводится массаж пальцев: дети рассказывают стихотворение и показывают движения.

“Этот пальчик – самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик – для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик – самый длинный,
И стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинец, хоть и мал,
Очень ловок и удал”.

Методический комментарий:

На этом этапе урока идёт повторение о звуках. Ведётся отработка умения давать качественную характеристику звука (твёрдый – мягкий, звонкий – глухой). Используются модели звуков, развивается наглядно-образное мышление.

Повторяется графический образ букв. У каждого ребёнка полоска с написанными на ней основными элементами букв.

Это помогает детям осознанно подойти к анализу букв: при знакомстве с каждой новой буквой дети находят и показывают на полоске те элементы, из которых она состоит. Продолжается совершенствование моторики руки, зрительно-моторные и пространственные координации.

Объяснение хода написания элементов происходит пошагово. Это способствует осознанному выполнению детьми инструкции по написанию элементов, в которую ввожу:
– показ написания с комментированием “начинаю... веду... довожу...”
– письмо под счёт.

Во время письма обязательно обращается внимание на основные гигиенические правила (посадка, положение руки, ручки). Используется упражнение на расслабление мышечного тонуса, с элементами драматизации.

9. Самостоятельная работа (проблемный вопрос). (Слайды 24, 25, 26)

Учитель. – Заключительную часть сказки вы будите читать самостоятельно, выполняя задания.

1-я группа – придумать своё окончание сказки.
2-я, 3-я группа – составить план – схему ко всей сказке.

Проверка: работа в группах (по 4 человека): 1 гр. рассказывает 2 гр. и наоборот.

Учитель. – Почему же кошка обиделась на девочку и ушла? (Найти в тексте.)
– Кого ещё можно назвать “капризными”?
– Как бы вы назвали эту сказку?

Методический комментарий:

На этом этапе используется проблемно-поисковый метод, прогнозирование ситуации. Задания даются дифференцированно, во время проверки используется групповая форма, что способствует развитию навыка самоконтроля.

Идёт развитие творческого мышления, воображения, развитие умения понимать точку зрения автора, выражать своё отношение к герою, к произведению. Дети учатся размышлять, находить решения познавательной задачи.

10. Рефлексия. Подведение итогов. (Слайд 27)

Учитель. – Понравилось вам сегодня работать? Что не понравилось? Давайте попробуем это проверить при помощи нашего кубика “с лицами” и хлопков.

  • Весёлый человечек – хлопает тот, кому было легко и интересно.
  • Робкий человечек – хлопает тот, кто затруднялся, был неуверен.
  • Грустный человечек – хлопает тот, кому было трудно, с заданиями не справлялись.

Учитель. – Спасибо за урок. И всем обещанный приз.

Методический комментарий:

Работая со сказкой, дети получают нравственный урок, обогащают эстетический опыт. На этом этапе дети учатся рефлексировать и анализировать свою собственную учебную деятельность, оценивать её, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными задачами.
Дети должны испытывать чувство эмоционального удовлетворения, радости победы над трудностями, счастье познания нового.