Урок-семинар по истории России. 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цели урока:

1. Образовательная:

  • повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории;
  • обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства».

2. Развивающая:

  • формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси;
  • развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории;
  • формирование умений конструирования альтернативных вопросов.

3. Воспитательная:

  • развитие интереса к истории России на примере углубленного изучения исторических личностей.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Вид урока: урок-семинар.

Методы:

  • репродуктивный;
  • частично-поисковый (эвристический).

Материальное оснащение:

  1. Плакаты «Структура (примерный план) описания жизни и деятельности исторических лиц», «Схема примерного обобщения и систематизации материала».
  2. Раздаточный материал (индивидуальные таблицы, карточки-тесты).
  3. Словарь терминов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Обобщение и систематизация изученного материала по теме «История древнерусского государства».

А) Учитель выдает темы докладов, необходимых при обсуждении, заранее (опережающее задание).

Темы докладов:

  1. «Князь Святослав как историческая личность».
  2. «Князь Владимир как историческая личность».
  3. «Князь Ярослав Мудрый как историческая личность».

Б) Доклады учителем проверяются заранее, даются рецензии.

В) Учащиеся делятся на 3 команды, цель каждой команды определяется защитой командного доклада, заполнением схемы примерного обобщения и систематизации деятельности исторических личностей в разные периоды правления.

Г) Учащиеся после прослушивания докладов о деятельности Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого делают наброски в схеме (висит на доске и у каждого учащегося).

Д) Представители каждой команды предлагают варианты заполнения таблицы на доске (методом обсуждения выбирается оптимальный).

Е) Учащиеся вклеивают бланки таблиц после заполнения.

Учитель после обобщения и систематизации сведений о деятельности исторических личностей подводит итог:

А) О деятельности каждой исторической личности и его влиянии на ход истории.

Б) Оценивает вывод учащихся в подготовке к уроку (оценки за доклады, за обсуждение сведений по таблице), и выводит командный зачёт.

3. Заключение.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

Схема примерного обобщения и систематизации материала.

  Князь Святослав
(годы правления 962-972)
Князь Владимир (Святой)
(годы правления 980-1015)
Князь Ярослав Мудрый
(годы правления 1019-1054)
Основные достижения деятельности в области внешней политики. Расширение территории: покорил земли вятичей, ясов, хазар. Совершил походы на Болгарию и Византию; захватил земли Кубани. Предпринял поход против Дунайской Болгарии; отвоевал у польского короля города Червень и Перемышль; развил новое направление внешней политики (юго-западное).Построив крепости на левобережье Днепра и введя систему светового оповещения, защитил Русь от постоянных набегов кочевников. Завершил усилия князя Владимира по борьбе с печенегами (разбил печенегов под Киевом). Расширил территорию государства, укрепил безопасность его южных и северо-западных границ. Укрепил положение Руси в Европе.
Основные достижения деятельности в области внутренней политики. Укрепление государства: создание дружины; пополнение казны за счёт дани; укрепление системы управления. Восстановил единство Русской земли; продолжил укрепление системы укрепления. Продолжил дело князя Владимира в укреплении системы управления; восстановил единство Руси, подчинив себе большие территории на Северном Кавказе; отвоевал у полян Закарпатье. Закончилась долгая смута.
Основные достижения в развитии культуры. Оставался верен язычеству. Ввёл на Руси в 988 году христианство. Ввёл в действие первый на Руси писанный свод законов – Русскую Правду. Построил множество церквей, открыл новые школы и первые библиотеки. Превратил Русь в европейскую державу.

Структура (примерный план).

Описания жизни и деятельности исторических лиц.

  1. Годы жизни или правления.
  2. Краткая биография.
  3. Основные действия, решаемые проблемы.
  4. Историческое значение данной личности.
  5. Весь доклад строится на историческом фоне той эпохи, в котором жила и действовала историческая личность.