Интегрированный урок (алгебра + биология) по теме "Цветочная магия чисел в уравнениях и неравенствах". 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


«Знание людей заслуживает имени
Науки в зависимости от того,
Какую роль играет в нем число».

Э. Борель

Оборудование урока:

  • карточки для индивидуальной работы;
  • показ живых растений (орхидей, адениумов );
  • иллюстрации.

Ход урока

1) Вступительное слово учителя.

Число – одно из основных понятий математики. Это понятие служит исходным для многих математических теорий. Числа находят широкое применение в физике, технике, астрономии, биологии и т.д. Числами надежно пользуются в повседневной жизни.

2) Учитель вызывает к доске 4 учащихся в классе для индивидуального решения уравнений и неравенств:

1)│sinx -1│ ≤ 0

2)│х│ > 1

3) -а2 > -1

4) 0х ≤ 1

5) tg2 > -1

  1)│ х -2│ = 2 – х

2) ≤ 2

3) > -2

4) < 3

5) cos2x ≤ 3

  1) > 6

2) 0х ≤ -6

3)│х│< 6

4) а2 > 6

5) а2 ≤ -6

  1)│cosx -7│ ≤ 0

2) ()2 < 7

3)│сtgx│> -7

4)│ х + 1│ = 7

5) а2 < -7

Вопрос к классу: «Какое число больше всего присутствует в данных уравнениях и неравенствах?»

Ребята правильно замечают, что речь идет о числах: 1, 2, 3, 6, 7. Далее решающие рассказывают об истории возникновения этих чисел, называют пословицы и поговорки, в которых присутствуют данные числа.

Для выставления оценок решающим у доски класс задает вопросы по всему изученному материалу.

3) Затем, учитель проверит связь между количеством лепестков некоторых растений и данным числом. Отмечает, что растение адениум названо в честь столицы Республики Йемен – Адены, а орхидея символизирует «порхающую бабочку».

4) Далее класс переходит к решению уравнений с выборкой корней.

Найти сумму корней уравнения:
cos(x – π) = cos5x на промежутке (0; )

Сколько корней имеет уравнение
(sinx + sin2x ) = ?

Имеет ли решение уравнение: sinx + cosx = 13?

Решение этих уравнений сопровождается познавательным материалом учителя и учащихся о количествах лепестков, листьев, цветков у растений, а также о способах размножения орхидей.

5) Вопрос к классу: «А что вы знаете о числе 13?»

Ребята делятся своими знаниями об этом числе, рассказывают о дурной славе этого числа, о мистических представлениях, связанных с ним.

Да, «страшное» число «13»… Между тем с тем же успехом это могло быть, скажем, 11. Ведь известно, что в Австралии (да и в других местах земного шара) еще существуют племена, в языке у которых только три числа: один, два и три. Когда надо сказать «четыре», человек говорит «два-два», «пять» – «три-два» и т. Д. А за десяткой у многих австралийских племен счет обрывается. Уровень их жизни таков, что они не нуждаются в больших числах. И для них за числом «10» идет то неизвестное, что всегда страшит суеверных людей.

Но для наших суеверов пугалом стало число «13». И оно не на шутку беспокоит тех, кто не дает себе труда поразмышлять над простыми вещами. Поэтому и поныне существует поверье: если за столом сидят тринадцать человек, то в течение года кто-то из них должен умереть. При этом особой опасности подвергает себя тот, кто встает из-за стола первым или последним.

6) В заключение, классу показывается сценка о мистическом числе 13 – случай, который произошел с певцом Карузо в Италии.

«Роковое» число «13» в свое время изрядно попортило жизнь знаменитому итальянскому певцу Карузо. Эта малоизвестная у нас история (она пересказана в русском переводе Т. Ауэрбахом) очень ярко показывает, какое сильное влияние может оказывать на человека суеверие. Вот она.

13 октября 1894 года в то время еще никому не известный Энрико Карузо пришел к директору неаполитанского театра «Меркаданте» на испытание в присутствии великого Пуччини. Карузо шел на это испытание с тяжелым сердцем. Он боялся тринадцатого числа. Отказаться от такой блестящей возможности не могло быть и речи, но… тринадцатое число!

Чтобы как-то успокоить себя, придать уверенности, суеверный молодой человек взял с собой талисман; еще с вечера он положил его в карман.

Но проклятое число не давало покоя. Может быть, стоит вынуть из кармана талисман и держать во время пения в руках?.. Но что это?.. Карузо лихорадочно роется в карманах… Талисмана нет.

Карузо уже весь во власти суеверия. Надо вернуться домой, поискать… Но уже пробило половина десятого, пора быть в театре.

Певец не может справиться с волнением. Ведь сегодня все может решиться. Понравится пение директору театра – будет подписан выгодный контракт. Надо петь! Петь, даже если потерян талисман.

Петь? Но Карузо наверняка знает: провалится. Он совсем растеряся. И вот театр.

- Ну, что же вы нам споете?

Карузо говорит (почему, так он никогда и не смог этого объяснить):

- Каватину из «Фауста» Гуно.

А ведь именно это ему запретил петь учитель, так как голосу певца тогда еще не хватало высоты и уверенности. Впрочем, зачем обманывать себя. Главной причиной полного провала был страх: не помог и стакан воды – голос отказывался повиноваться.

Наступило тягостное молчание. Позже Карузо не смог даже рассказать, как очутился дома. Только он подошел к своей кровати – сразу же увидел на полу талисман. И тут же появился голос.

После этого случая Карузо купил медальон и вложил в него свой талисман. Теперь он всегда будет висеть на шее, больше не повторится позор 13 октября 1894 года!

Карузо стал профессиональным певцом. Его теперь знают, зовут на гастроли. Он в Трапани, на острове Сицилия. Все билеты распроданы, зрители с нетерпением ждут начала оперы. Но спектакль не состоялся… Снова помешало тринадцатое число.

- Сегодня выступать не могу, – заявил Карузо директору театра.

- Почему?

- Пропал мой талисман!

- Вы что, с ума сошли?! Вы мужчина или истеричная примадонна?

- Поверьте, у меня ничего не получится. Два года назад, когда гоже оказался без талисмана, случилось именно так. Ох, как меня преследует эта проклятая чертова дюжина!

Но директор угрожает:

- Синьор Карузо, вы не знаете, что такое Сицилия! Если вы не выступите, сицилийцы разгромят театр. А нас с вами убьют.

…Карузо на сцене. Пытается петь, но не может. Полный провал! Директор приказал опустить железный занавес. Карузо еле удрал в свой отель как был, в гриме.

А наутро следующего дня горничная принесла Карузо медальон с талисманом. Он случайно вместе с рубашкой попал к прачке… Карузо вновь обрел голос. В тот же день у него произошел разговор с директором театра:

- Ах, дорогой синьор Карузо, сегодня вечером вы все же будете петь. Обязательно!

- После того, что случилось вчера?!

- Но вы не знаете, что было потом! Вместо вас выступил один певцов нашей труппы. Публика прогнала его! Представьте, она потребовала, чтобы вы вернулись. В этот вечер Карузо превзошел самого себя. Именно с того дня он был объявлен величайшим тенором мира. Выступал он часто, почти каждый вечер. Однако был один день в каждом месяце, когда знаменитый певец ни за что не хотел выступать.

Прошли годы, и Карузо, человек достаточно умный, понял, что его неудачи, связанные с тринадцатым числом, просто-напросто результат самовнушения. Он начал выступать и по тринадцатым числам.

- Тринадцатое число потеряло для меня свою роковую силу. Больше я не верю в глупые предрассудки! – говорил он позднее.

7) На память об этом урок гостям дарят пакетики чая с гибискусом и другими целебными травами.

8) Итоги урока, выводы, оценки.