Литературно-драматическая композиция "Без памяти нет совести"

Разделы: Литература


Цель: Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа. 

Задачи:

  • Познакомить учащихся с поэзией и песнями военных лет
  • Показать роль поэзии на фронте и в тылу
  • Вызвать у детей душевный отклик
  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся, потребности личного участия в мероприятиях

Оформление: В центре стены изображение солдата с поникшей головой и каской в руках, автомат за плечом дулом вниз. Сбоку изображение вечного огня и фамилии погибших земляков в годы ВОВ. Вверху стены косяк журавлей (объёмные). На сцене слева и справа свечи. Сопровождается презентацией (Приложение).

Ход мероприятия

Ведущий: Есть такие события в жизни страны и её народа, над которыми не властно время. Проходят десятилетия, а они остаются в сознании миллионов людей такими же яркими, воспоминания о них всё также обжигают душу, тревожат совесть, волнуют людей. Это события Великой Отечественной войны. Всё дальше уходит война, остается память. Она нужна взрослым и детям. Ради живых и мёртвых, ради счастливого будущего. Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым сказаны точные слова: «Без памяти нет совести».

Ученик: Память народная сохранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклонную веру в людей. В этой памяти всему будет место.

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память – наша совесть,
Она как сила нам нужна!

Ученик:

Не обожжённые сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину, –
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.

Ученик:

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам,
О горьком, победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.

Ведущий: Героическое прошлое нашей Родины отражено в литературе и искусстве. Поэты, многие из которых сами были воинами, рассказывали современникам и потомкам о смелости русского солдата на поле сражения. Поэтическая летопись ВОВ 1941-1945 годов создавалась стихотворениями, песнями, поэмами К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, М.В. Исаковского, О.Ф. Берггольц и многими другими поэтами. Поэзия помогала на фронте и в тылу.

Ученик:

И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс,
Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же полными слёз.

Ведущий: Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом. Это была «Священная война» - самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написал её поэт Василий Иванович Лебедев- Кумач, а музыку к ней Александр Васильевич Александров. Эту песню ещё называют песня-памятник. Это по истине великая песня являет собой яркий пример участия искусства во всенародной битве с врагом

Звучит 1 куплет «Священная война».

Ученик:

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась,
В скверах её сирень.

Ученик: Июнь 1941 года. В школах уже прошли выпускные экзамены, отгремел долгожданный выпускной бал. Незаметно промелькнула тёплая июльская ночь… Впереди новая взрослая жизнь… И вдруг…

Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова.

Ученик:

Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово – война.
Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна,
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.

Сообщение Совинформбюро. Звучит голос Левитана.

Ведущий: Им было неполных 18, когда непосильная ноша легла на их ещё не окрепшие плечи. Но не дрогнули недавние ученики, храбро сражались они с врагами.

Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами.

Девочки поют песню «До свидания, мальчики»

Ведущий: Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они писали о подвиге и героизме русского народа. Их заметки, статьи и стихи позволяли полнее и ярче представить величие духа, мужество и бесстрашие советских воинов. Наравне с воинами они проявляли отвагу и мужество, занимали место павших воинов, погибали, награждались посмертно.

Перекличка (4 чел.)

Командир: «Поэт Михаил Кульчицкий!»
М. Кульчинский (шаг вперёд): «М.К. погиб 19 января 1943 года под Сталинградом»
Командир: «Поэт Николай Майоров!»
Н. Майоров: (шаг вперёд): «Николай Майоров погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине».
Командир: Поэт Павел Коган.
П. Коган: (шаг вперёд) «Павел Коган погиб 28 сентября 1942 года на сопке Сахарная, под Новороссийском, во время поисков разведчиков»

Ученик:

Спят поэты – вечные мальчишки!
Им бы завтра на рассвете встать,
Чтобы запоздалым первым в книжке
Предисловье кровью написать.

Ведущий: Каждый солдат во внутреннем кармане гимнастёркирядом с солдатской книжкой и фотографиями близких хранил блокнот со стихами и песнями. В минуты отдыха, на привале, они помогали бойцам отдохнуть, расслабиться, вспомнить родных и дом. А в трудные минуты - собраться с силами, набраться стойкости и решительности. И очень часто люди, которых вели на казнь, на расстрел, пели суровые решительные песни. Песня в эту трагическую минуту помогает человеку не дрогнуть, не заплакать, не закричать, а стойко встретить неизбежное…

Ученица:

На войну ушёл любимый папа:
Мамин муж и бабушкин любимый сын
Я не буду больше горько плакать,
Ведь сражается он вовсе не один.
Напишу письмо на фронт солдату,
Пусть он вспомнит доченьку свою,
Жаль, никто не знает только даты
Дня, когда закончим ту войну.

Ученица пишет письмо:

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась –
До чего ты прежний был во сне!
Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Папа! Ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днём и ночью был весёлый свет,
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь…

…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так...от счастья…твоя дочь.

Ведущий: Бойцов согревали письма из дома. А по ночам в землянках у огонька бойцы писали письма домой.

Звучит мелодия песни «Землянка». На сцену выходят солдаты, садятся у костра, пишут письма. (пеньки, карандаши, листки).

Ученик:

Этим письмам почти уже 70 лет,
Их писали в войну – мне поверьте,
В них надежды пронзительный свет
Всё ж сильнее дыхания смерти.
Потемневшие письма лежат,
Как листва на осеннем пороге.
Я беру их – и руки дрожат,
И в глазах расплываются строки.

Ведущий: Ребята расспросили своих бабушек и дедушек об этом страшном времени, разыскали письма с фронта, бережно хранимые родными. (читают письма с фронта)

1 солдат: «Дорогая мама, вот я и на фронте. Уже слышу стрельбы в соседнем лесочке. Там наши солдаты отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвётся вперёд, но ты поверь мне, мама, Москву мы не отдадим ни за что. Перед нами стоит благородная задача – очистить любимую землю от поганых фашистов, чтобы мои будущие дети жили спокойно и не знали, что такое война. Пишу в перерыве между полётами, пока бойцы прикрепляют бомбы к самолёту, а товарищи в воздухе ждут меня. Дорогая моя! Помни, в этом сражении я либо погибну, либо буду героем. Целую, твой сын Алексей. 7 декабря 1941 год».

2 солдат: «Я часто вспоминаю тебя, моя любимая сестрёнка, Вера, много думаю о тебе. Вот сейчас хочется поговорить с тобой обо всём, что чувствую, что переживаю… Вера, я видел, как умирали мои товарищи, а сегодня тяжело ранило осколком нашего командира. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт – такая штука, что вот живёшь, живёшь,- и вдруг пули или осколки ставят точку в твоей жизни. Но мне пока не суждено было погибнуть. Я ранен уже дважды, вылечился и снова в строю, снова буду мстить фашистам. Твой любящий брат Василий».

3 солдат: «Здравствуй, Маша! Выдалась свободная минутка, поэтому черкну несколько строк. Минута отдыха, рядом фашисты, но не дождутся моей смерти: меня хранит твоя любовь, твои нежные письма и воспоминания. Я уже на западном фронте. Верю, мы встретимся, поженимся, и будет у меня сын, которого назову Виктором, в честь погибшего друга. Крепко целую, твой Борис».

Ведущий: В минуты отдыха любили солдаты поплясать и частушки спеть, которые сочиняли поэты – фронтовики.

Злобный враг войну затеял,
Мы его не пощадим:
И на море и на суше
Разобьём и разгромим.

Наши танки в бой несутся,
Содрогается земля.
Пусть не зарятся фашисты
На колхозные поля.

Мать сыночка провожала
И такой наказ дала:
«Береги страну родную,
Как тебя я берегла».

Моросят дожди косые
На Берлинском на пути,
Лучше матушки России
В мире края не найти.

Ведущий:

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь!» Родина…
И был тогда выбор у каждого – я или Родина.

Звучит «Седьмая симфония» Д.Д. Шостакович

(Из коридора входят три солдата с автоматами, молча шагают к доске, останавливаются молча и через другой ряд уходят. В это время женщина в чёрном заглядывает им в лица)

Сыночек, родной! Нет! Это снова не он!
Уж три года как весточки нету о нём.

(опускает голову, затем поднимает руки и обращается к солнцу)

Звучит «Аве, Мария» Дж. Верди

Ой, зачем ты солнце красное
Всё уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной
Сын не возвращается?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою,

Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный!
Белый свет не мил, изболелась я,
Возвратись, моя надежда!
Зёрнышко моё,
Зорюшка моя, горюшко моё,
Где же ты?

Не могу найти дороженьку,
Чтоб заплакать над могилкою,
Не хочу я ничегошеньки –
Только сына милого.
За лесами моя ластынька!
За горами – за громадами!

Если выплаканы глазыньки,
Сердцем плачут матери…
Белый свет не мил,
Изболелась я,
Возвратись, моя надежда,
Зёрнышко моё, зорюшка моя,
Горюшко моё,
Где же ты?

Ученик:

Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла.
Были чёрными берёзы,
Долгими года.
Были выплаканы слёзы –
Вдовьи – навсегда…
Вот опять пронзает лето
Солнечная нить,
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!

Ученик:

Эта память – верьте, люди –
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем,
Вновь придёт война.

Звучит музыка «Реквием» Моцарт.

Ведущий: В марте 1943 года в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.Среди 149 сгоревших в Хатыни – 75 детей. На мемориальной плите одного из сгоревших домов имена погибших. Одна семья:

  • Новицкий Александр Романович
  • Новицкая Александра
  • Новицкий Лёня 15 лет
  • Новицкий Женя 13 лет
  • Новицкая Маша 11 лет
  • Новицкая Аня 9 лет
  • Новицкий Костя 5 лет
  • Новицкий Антон 4 года
  • Новицкий Миша 2 года

Будто бы восставшие из пепла хатынцы обращаются к тебе, ко мне, ко всем живущим.

Группа учащихся

1: Люди добрые, помните: любили мы жизнь,
2: и Родину нашу,
1: и вас, дорогие.
2: Мы сгорели живыми в огне.
1: Наша просьба ко всем:
2: Пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу,
1: Чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле,
2: Чтобы отныне нигде и никогда
1: В мире пожаров жизнь не умирала.

Ученик: Наравне с взрослыми с оружием в руках сражались за нашу родину юные патриоты, сыны и дочери наравне с отцами и заменяя погибших .За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юных партизан награждены орденами и медалями. А высокого звания Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Лёня Голиков, Валя Котик. Посмертно.

Ученик:

Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья.

ЗВУЧИТ «Бухенвальский набат» Вано Мурадели

Прошу всех присутствующих почтить память погибших минутой молчания.

Ведущий: Стихи и песни военных лет по праву можно назвать летописью ВОВ. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Они рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердца на привалах, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты, они пересылались с фронта в тыл, передавались из уст в уста.

Ученик:

Задохнулись канонады,
В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!

Звучит голос Левитана об окончании войны

Ученик: Этого праздника люди ждали 1418 дней – столько дней продолжалась война

Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной.
Той великою весною
Победителю - солдату
Сотни раз поклон земной!

Ученик: И он пришёл, этот день – 9 Мая 1945 года – День Победы!

Мир победил!
Окончена война!
Ценою крови куплена победа,
Пусть это помнит шар земной всегда!

Звучит песня в исполнении Л. Лещенко «День Победы».

Ученик: Годы идут, и уходят из жизни герои.мы в неоплатном долгу перед солдатами ВОВ.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

Звучит песня-сказ «На Мамаевом кургане тишина»

Появляются 3 солдата. Звучит музыка…?

Спасибо за память, потомки,
Спасибо за верность, потомки
Спасибо за то, что алеет заря.
Не зря мы над смертью смеялись
Не зря наши слёзы и ярость,
Не зря наши песни и клятвы не зря

А вы оставайтесь живыми,
Прекрасно и долго живыми,
Мы знаем, дорога у вас не проста

Вместе:

Но вы – продолжение наше,
Но вы – утешение наше,
Но вы – наша слава и наша мечта. (уходят)

Звучит песня «Журавли» сл. Расула Гамзатова, муз. Я. Френкеля

Ученик:

По всей России обелиски,
Как души рвутся из земли
Они нам дороги и близки,
В них те, кто жизнь нам подарить смогли

Ученик:

И пусть не думают, что мёртвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

Ведущий: Многие поэты Ставрополья прошли фронтовыми дорогами до самого Берлина. Они не только отважно сражались, но и внесли свой вклад в героическую летопись родного края. Среди них были Владимир Гнеушев, Андрей Попутько, Иван Кашпуров, Иван Сосновский и многие другие.В героическую летопись нашей школы золотыми буквами вписаны имена учителей – участников ВОВ.

(на экране Прокопенко, Здор, Дядюченко)

Ученик: Сегодня у нас в гостях Дядюченко Б.И.

Вы пережили много испытаний,
Вы выстояли в страшную войну,
Не ожидая славы и признаний,
Вы из разрухи подняли страну.
И мы не просим повторять
Рассказов сокровенных
Ведь повторять – опять терять
Товарищей военных.

Спасибо вам за небо голубое,
Спасибо за зелёную траву.
Вы жертвовали в ту войну собою,
Чтоб мы встречали каждый год весну. (вручить цветы)

Ученица: Мой прадедушка всю войну прошёл простым солдатом от Моздока до Берлина. Был дважды ранен, награждён орденом и семью медалями. Вернулся солдат домой и стал трактористом колхоза имени Калинина.

Я горжусь тобою мой прадедушка.
Люблю я прадедушку слушать
О том, как танкистом он был,
О том, как стреляли катюши,
Как немцев с друзьями громил.
Был ранен, дошёл до Берлина,
Победу с друзьями ковал,
Три года не видел он сына,
О доме с тоской вспоминал.
А рядом друзья умирали,
Отвага рождалась в бою.
Победу они приближали,
Страну защищая свою.
И в праздник 9 Мая
Мой прадед, надев ордена,
Со мною за руку шагает,
И видит героя страна.

Фото Белоусова Василия.

Ученик: О прошлом напоминает нам новая война, война в Чечне. Не дёт она покоя и в наши дни, унося каждый день сотни жизней. Война затронула все уголки Росси. Не обошла она стороной и наше село, Горе постигло и его. Жил в селе прекрасный мальчишка, хорошо учился в школе, имел много друзей. Учёба в Санкт-Петербурге, мечта об институте. Но … повестка в армию, призывная комиссия, учёба, опалённая Чечня. Родители получали благодарности, весточки. 30 апреля 2001 года старший сапёр Василий Анатольевич Белоусов выполняя боевое задание погиб. Посмертно награждён орденом Мужества. Не стало солдата, сына, внука и брата. За что? Теперь солдат останется только в памяти.

Ученик:

Осетия – страна Кавказских гор,
Аланы в ней живут с далёких пор.
Ущелья, склоны, горне хребты –
Всё это видят птицы с высоты.
Осетия, ты много потрясений испытала,
Но ужаса такого ни одна страна не знала.

Ученик: Беслан как Хатынь, как Бухенвальд: это навсегда. Ещё одна трагическая веха мировой истории, памятник безмерного страдания и мужества людей. Захват заложников в Бесланской школе №1 потряс весь мир. Весь свет откликнулся на преступление против человечности. Сочувствие, поддержку, солидарность с бесланцами проявила вся страна. Именно в такой солидарности рождается нация, осуждение терроризма, желание противостоят ему.

Фото Беслана. «Детям Беслана». (читает ребёнок моё стихотворение)

Беслан! Осетия! Слова тревожат душу,
Там дети гибли, жизни не познав,
В тот день не довелось уроки слушать,
Погибли многие, невинно пострадав.
Боевики стремительно ворвались,
Дрожали дети, ужаса полны,
Но палачи жестоко издевались
Средь онемевшей даже тишины.
Немели губы, в жилах стыла кровь,
Средь мёртвых дети в ужасе сидели,
Сердечко трепетало, замирая вновь,
Когда бандиты снова свирепели.
Прошёл тот день, но боль в сердцах осталась
Седые прядки в детских волосах,
Как память тем, кого уж не осталось,
Кто жив остался только лишь в сердцах.
Мне довелось увидеть девочку с Беслана,
В глазах печаль осталась навсегда,
Седая прядка появилась рано,
И снится ей прошедшая беда.

Автор стихотворения Паукова Т.П.

Ученица:

Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов павших тогда,
Да не будет войны на планете.
Никогда! Никогда! Никогда!
И в Чечне, и в Беслане, все дети
Будут радостны пусть всегда!

Ученик:

Уч.: Пусть солнце утопит всю землю в лучах !

Все: Пусть!

Уч.: Пусть мирные звёзды сияют над ней!

Все: Пусть!

Уч.: Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

Все: Пусть!

Уч.: Пусть в мире не будет несчастных детей!

Все: Пусть! Пусть! Пусть!

Исполняют песню «Солнечный круг»