Музыкальное занятие "Введение в сказочный мир музыкальной грамоты"

Разделы: Музыка


Приложение. Слайды 1-3.

Цель: формирование у детей младшего школьного возраста основ музыкальной грамоты, в единстве с развитием музыкальных и творческих способностей, воспитанием эмоциональной отзывчивости и устойчивого интереса к музыкальным занятиям.

Слайд 4.

Задачи:

  1. Закрепить у детей знания музыкальных терминов: «быстро, медленно, тихо, громко, спокойно, торжественно»; понятиях: «Регистр», «Нотоносец».
  2. Развивать ладовое чувство, слуховую дифференциацию, умение детей различать темп и динамические оттенки музыкальной речи: тихо-громко, медленно-быстро.
  3. Познакомить детей с названием нот и понятием «звукоряд».
  4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера и устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности.

Слайд 5.

Контингент участников: воспитанники младшего школьного возраста.

Оформление и оборудование к занятию:

  • занятие сопровождается показом слайдов с информацией;
  • карточки с нотоносцем, нотки для каждого ребенка;
  • доска с магнитиками, фортепиано, музыкальный центр;
  • шляпки с нотками для каждого ребенка.

Музыкальный материал: Р. Шуман. «Маленький романс», песня «Дружба» из репертуара группы «Барбарики», песня «Всюду музыка живет».

Предварительная работа:

  1. Изучение тем: «Темп», «Динамические оттенки», «Регистр», «Нотоносец».
  2. Подготовка дидактического материала для музыкальных игр: изготовление нотоносцев и нот для каждого ребенка.
  3. Разучивание с детьми песни «Дружба».
  4. Подбор музыкального оформления к занятию.
  5. Повторение с детьми правил к музыкально-дидактическим играм: «Оркестр», «Регистры».

Практическая работа на занятии:

  1. Пение гаммы соблюдая динамические оттенки и темп.
  2. Пение отрывка из русской народной песни «Как под горкой, под горой» в разном характере: четко, быстро, отрывисто (стаккато) – медленно, плавно, связанно (легато).
  3. Нахождение на инструменте высокий, средний и низкий регистры (дети выходят к инструменту по одному или стоят все рядом).
  4. Нахождение на инструменте звуков, которые характеризуют зайчика, волка, птичку, грозу, солнышко, детскую песенку, медведя.
  5. Вспомнить, что такое нотоносец, и показать его на карточках.
  6. Новая тема: познакомить детей с названием нот, звукорядом.
  7. Игра «Эхо».
  8. Игра в нотки. Каждый ребёнок становится какой-нибудь ноткой.
  9. Игра «Оркестр».
  10. Исполнение выученных песен: «Дружба». «Всюду музыка живет».

Слайд 6.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя у детей на музыкальную деятельность;
  • концентрация внимания.

Музыкальный руководитель предлагает детям поздороваться по музыкальному т.е. слово «Здравствуйте» дети и педагог поют под музыку и предлагают гостям, которые пришли на занятие тоже пропеть вместе с ними.

Дети контролируют готовность, слово «Здравствуйте» поют сначала с музыкальным руководителем, затем приглашают к музыкальному приветствию гостей. Рассаживаются на свои места.

Слайд 7.

II. Основной этап.

Задачи:

  • мотивация интереса воспитанников к повторению и закреплению пройденного материала;
  • изучение новой темы;
  • мотивация к участию в музыкальных играх;
  • развитие эмоциональной отзывчивости через музыкально-игровую деятельность детей;
  • закрепление навыков игры на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель: Ребята! Сегодня мы с вами начинаем большое путешествие в сказочный мир музыки. Почему «сказочный»? Потому что в этом путешествии нас ожидает много интересных сказок, неожиданных встреч и открытий. Да, да! Именно открытий! Вы уже стали очень музыкальными детьми и очень много знаете о музыке.

Слайд 8.

Например: вы знаете, что музыка бывает такая... (проигрывает громкий музыкальный отрывок).

А бывает и такая... (проигрывает тихий музыкальный отрывок, детям предлагается определить характер каждого отрывка). Музыка может быть такой... (медленный отрывок), а может быть и такой... (быстрый отрывок).

Дети отвечают: Музыка бывает громкая – тихая, быстрая – медленная. У музыки есть характер. Она бывает спокойная, бывает торжественная.

Музыкальный руководитель: Правильно ребята!

Словами мы про музыку скажем так: у музыки есть Темп, что мы называем медленно-быстро; динамика, что мы называем тихо-громко, и еще у музыки есть характер – она может быть торжественной, спокойной, веселой, грустной и т.д.

Слайд 9.

Игра-распевка «Как под горкой, под горой» – на развитие чувства ритма и определение характера и темпа музыкального произведения.

Петь нужно с соблюдением ровного ритма. Руководитель поет вместе с детьми.

Музыкальный руководитель: Вот мы спустились с горы, а под ней сидит мужичек и продает золу, он веселый и радостный поет нам свою песенку «Как под, горкой под горой». Исполняем песню четко, отрывисто, быстро (стоккато). Вдруг мужик вспомнил, что-то грустное и песня зазвучала медленно, плавно связанно (легато).

Давайте с вами попробуем исполнить песенку весело, а затем грустно.

Дети поют русскую народную попевку «Как под горкой под горой» в разных темпах и характерах.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А что еще вы узнали на прошлых занятиях?

Дети: Красивое слово «Регистры».

Слайд 10.

Музыкальный руководитель: А что означает это слово?

Дети: Регистр – обозначает участок, часть голоса или звуков, которые похожи по своему звучанию.

Музыкальный руководитель: Ребята! Какие бывают регистры?

Дети называют регистры: Высокий. Средний. Низкий.

Педагог проигрывает на фортепиано.

Музыкальный руководитель: Давайте с вами вспомним и поиграем в игру «Регистры».

Высокий регистр будем показывать – поднимая руку вверх.

Средний регистр – держать руку полочкой перед ротиком. Это же регистр, в котором говорят и поют дети!

А низкий регистр – опустим руку вниз.

Повторим:

  • как показываем высокий регистр – дети поднимают руку вверх;
  • средний – держат руку полочкой перед ротиком;
  • низкий – опускают руку вниз.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Приготовьтесь и внимательно слушайте, в каком регистре я буду играть – тот и показывайте. Играет маленькие отрывки в разных регистрах, дети жестами показывают их. Если дети успешно справляются с этим заданием, задание усложняется. Можно заиграть одновременно в высоком и низком регистрах.

- А сейчас давайте подумаем и вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом занятии?

Дети по желанию отвечают: на прошлом занятии вы нам рассказывали сказку про «Нотоносец». Она называется «Как ноты строили себе домик».

- Кто помнит, о чем эта сказка?

Ответы детей: У каждого есть дом, или гнездо, или норка, а у ноток не было. И решили нотки, что нужен и им свой нотный домик. Но так как они были очень певучие и прыгучие, домик решили сделать совсем открытым, воздушным, без стен и потолка, без окон и дверей. Они попросили их друга – паука сплести прочные длинные паутинки. Вот только поспорили немного: сколько их надо – 3, 4, 7 или 10? Потом решили: у детей на руке пять пальцев, и дети всё умеют ими делать. Вот и надо взять пять нитей! Паучок сделал сначала один маленький кусочек паутинки и показал его ноткам. А грустная нотка, которая первая сказала, что им нужен дом, взяла этот маленький кусочек паутинки себе и поселилась пока на нём. Сделал паучок пять длинных, прочных нитей, а нотки натянули их, как провода, одну над другой. Потом долго спорили, кто на какой паутинке – линеечке разместится. Все нотки разместились на воздушных линеечках и радовались, что у них домик не похож на все остальные. Он такой светлый, такой тонкий, а всех их носит! А раз он нотки носит, то и называется пусть НОТОНОСЕЦ! Так и стали с тех пор пять линеечек, на которых пишутся нотки, называть «нотоносец».

Новая тема с показом слайдов 11-13.

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим про имена. Про музыкальные имена. Тебя как зовут? (Спрашивает поочерёдно у детей.) Видите ребята, у каждого есть своё имя.

И у нот тоже есть имена. Никто не знает, когда и как они появились, но про это есть много историй. Одну такую сказочную историю я вам сейчас расскажу.
Вы уже знаете, что одна нотка не могла дождаться, когда паучок доплетёт свои паутинки, и стала жить на маленьком кусочке паутинки, который паучок сплёл для образца. Когда же у ноток появился свой дом – нотоносец, она не смогла расстаться с этим маленьким кусочком.

Нотка эта была очень до-обрая.
- Как же я могу выбросить эту мою полочку – линеечку? Я с ней так подружилась! – говорила эта до-обрая нотка.
Так и не бросила, а просто поселилась вместе с ней возле нотоносца. Все нотки поняли, что она действительно очень до-обрая, и стали её называть просто «До».

Есть у каждой нотки дом.
Где живёшь ты нотка До?
Здесь, на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.

- Дальше события развивались стремительно. Решительно расталкивая всех остальных, решительная нотка заняла место сразу под первой линеечкой и решительно всем объявила:
- Я вам ре-ешительно заявляю: это моё место!
И эту решительную нотку стали называть «Ре».

- Сразу за ней, на первой линеечке примостилась очень милая нотка. Она бочком протиснулась вперёд других и ми-ило при этом извинялась:
- Ах, простите! Ах, извините!
- Какая ми-илая! – сказали остальные нотки и стали называть её «Ми».
- Четвёртая нотка, занимая место между первой и второй линейками, приговаривала:
- Фантастика! У нас есть свой дом! Это просто фантастично! Фа-антастично!

  • Ребята, а как вы думаете, её звали?

Конечно Фа.
На второй линейке поселилась нотка, у которой уже было имя. Почему? Да потому, что она пересаливала все обеды, когда подходила её очередь готовить обеды для всех ноток. А когда готовили другие, она всегда говорила:
- Всё недосолено! Где соль? Дайте мне соль!
Её уже давно так и звали – «Соль».
И у следующей нотки, которая стала жить между второй и третьей линейками, тоже было имя. Да и как его могло не быть, если она всё время что-то напевала: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля!».

  • Ну, угадали её имя?

Правильно, это нотка «Ля».
И только одна нотка совсем не торопилась занять место на нотоносце. Она была большая модница и часто смотрелась в зеркало. Смотрится и приговаривает:
- Си-импатичная какая!

- Ах, какая же я си-импатичная!
Посмотрела на нотоносец – все нотки сидят на своих местах. Заторопилась она наверх, на третью линеечку, приговаривая:
- Симпатичная, си-импатичная, си…
И чуть не упала! Ведь под ноги не смотрела! Так и осталось у неё это имя: «Си».

Весь рассказ сопровождается показом слайдов.

Практическая работа.

Теперь, ребята, подвиньте ближе к себе нотоносцы, которые лежат перед вами, и коробочки с нотками. Мы будем раскладывать нотки и вспоминать их имена. Найдите нотку, которая живёт на добавочной линейке, добрую нотку, положите на нотоносец, на её место.

  • Как зовут до-обрую нотку?

Правильно, это нотка До.

- Теперь, под первую линейку поместим ре-ешительную ноту Ре.

- За ней – ми-илую ноту Ми на первую линейку.

- Между первой и второй поселим фа-антастичную ноту Фа.

- На вторую линейку – солёную нотку Соль.

- Между второй и третьей линейками – певучую ноту Ля.

- На третью линейку – си-импатичную ноту Си.

  • Получилось? Все нотки дома?

Замечательно! Вот такая у нас получилась сказка про нотки. Вам понравилась сказка ребята?

Дети отвечают «Да».

  • Сколько всего нот?

Правильно, семь.

Повторяют: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си.

  • А теперь посмотрите на фортепиано, много на нём клавиш?

Просто все нотки повторяются! И в среднем регистре есть До, Ре, Ми и т.д. (показывает на инструменте).

И в низком регистре есть эти ноты (сыграть), и в высоком регистре (сыграть).
Среди вас тоже ведь встречаются дети с одинаковыми именами, правда?

(Привести пример.)

А если нотки повторяются, я сейчас возьму и добавлю наверх ещё одну нотку между третьей и четвёртой линеечкой.

  • Подумайте, как она может называться, если все они повторяются?

Дети играют в игру «Эхо».

Вот какой интересный ряд получился у нас! Давайте его пропоём! Ведь у каждой нотки, как и у вас, есть не только имя, но и свой голос!

Послушайте, как спою я. (Поёт звукоряд.)

А теперь давайте вместе!

Слайд 14.

Такой ряд звуков, в котором все звуки идут по порядку, называется звукоряд.

Повторите! Все звуки в звукоряде мы с вами уже знаем.

А сейчас давайте поиграем в игру «Эхо», чтобы закрепить свои знания о звукоряде.

Поёт ноты (но не по порядку) с аккомпанементом, дети их повторяют. Первую ноту поёт музыкальный руководитель, вторую ноту такта – дети.

Игра в нотки.

Каждый ребёнок становится какой-нибудь ноткой.

Музыкальный руководитель поёт звукоряд, повторяют каждую ноту только те дети, которые носят в игре её имя. Потом можно попробовать петь ноты не по порядку.

Слайд 15.

Игра «Оркестр».

Дети играют на музыкальных инструментах.

Повторение песни «Дружба».

Дети исполняют песню «Дружба».

III. Подведение итогов.

Задачи:

  • оценка собственных результатов деятельности;
  • прощание с гостями по музыкальному.

Слайд 16.

Педагог благодарит детей за совместную работу и просит поделиться впечатлениями о проведенном занятии. Воспитанники оценивают свою работу, делятся впечатлениями, полученными от занятия.

Дети прощаются с гостями исполняя строчки из песни «Всюду музыка слышна».

Приложение 1