История Казани в задачах

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Раскрытие понятий "благотворительность", "милосердие"
  • Воспитание активной жизненной позиции учащихся
  • Закрепление умений и навыков действий с дробями
  • Использование полученных знаний для решения прикладных задач

Ход урока

Есть множество прекрасных слов,
И среди них одно:
"Благотворительность:" - звучит
Среди людей давно.

"Благо твори:" - призвал Творец,
И сотни тысяч лет
Оно осталось, как завет,
Как светоч, для сердец.

Благотворительность - от сочетания творить благо, иными словами - добро, благополучие.

Эпиграфом нашего урока послужат две пословицы. Прочитаем их с помощью ключа к таблице.

34 д
4 р
0,04 е
35 а
0,35 ж
32 и
1,8 з
0,09 о
2,3 б
290 л
25 к
10 ё
20 т
45 ы
54 в
  • 1 вариант. Доброе дело два века живёт
  • 2 вариант. Жизнь дана на добрые дела.
1 17*2   1  
2 0,1 8:2   2  
3 3-0 ,7   3  
4 5,5-1,5   4  
5 10-0,01   5  
6 0,02*2   6  
7 40-6   7  
8 4:100   8  
9 29*10   9  
10 34*1   10  
11 6*9   11  
12 0,4:10   12  
13 34-9   13  
14 5*7   14  
15 0,7*0,5   15  
16 16*2   16  
17 100:10   17  
18 0,2*100   18  
19     19  
         

Благотворительность, попечительство всегда на Руси были обычным делом.

Издавна богата благотворителями и татарстанская земля, их имена знакомы каждому - Апанаевы, Алафузовы, Юсуповы, Крупенниковы, Шамовы:

На пожертвования купцов строились детские приюты, школы, больницы.

C именем Крестовниковых связано появление в Казани водопровода, канализации, электроосвещения, трамвая.

В Казани до сих пор функционируют и бережно сохраняются мечети, церкви, здания, построенные на личные средства и пожертвования горожан.

Мы с Вами сейчас совершим небольшую экскурсию по Казани.

слайд1 Перед нами один из замечательных историко-архитектурных памятников Казани - собор Петра и Павла. Его на собственные средства построил держатель суконной мануфактуры Иван Михляев.

Высота нижнего яруса 12м, это 2/9 всего собора. Какова высота собора?

слайд2 Также им была построена Богоявленская церковь Архитектурным символом Казани является колокольня Богоявленской церкви, построенная на деньги купца Ивана Кривоносова. Он завещал церкви 35 тысяч рублей, из них 25 тысяч на строительство колокольни. Какая часть средств пошла на строительство колокольни?

Выбрав из предложенных десятичных дробей самую большую, Вы узнаете высоту колокольни.

64,01; 64,09; 64,67; 64,59; 64; 64,099.

Высота 64м 67см

Решив уравнения, узнаем вес креста и вес колокола, которые были установлены на этой колокольни.

(2х + 28) = 62 (х + 24): 10 = 55
х=17 х=526

Мы получили вес в пудах. Пуд-старинная мера измерения веса. Переведём полученный вес в килограммы.

17*16=272 (кг) 526*16=8416(кг)
8416кг=8т416кг

Слайд 3 Богатейший купец-промышленник Муса Апанаев был и крупнейшим в городе благотворителем. Сохранилась мечеть, построенная на его средства

Слайд 4 Известна и Азимовская мечеть.

Слайд 5 До сих пор стоит и Алафузовский Дворец. В нём находилась воскресная школа, библиотека для рабочих, столовая, аптека

После революции здесь был рабочий дворец, а позднее Дворец культуры льнокомбината. На одной из фабрик трудилось около 200 рабочих. Воскресную школу посещали 40%, а библиотеку 2/5 этого количества. Где посещаемость была выше?

Слайд 6 на фотографии изображено здание бактериологического института при Императорском Казанском университете на улице Б. Красная (Ныне это дом №67, в котором располагается Казанский НИИ эпидемиологии и микробиологии)

В строительство этого здания вложил свои средства последний Российский император Николай. Население страны активно поддержало начинание и стало слать деньги из всех уголков империи.

Так Казанская дума внесла 2000рублей и бесплатно выделила участок земли площадью 3400квад. саженей.

1 сажень = 2,13м

3400 * 2.13 = 7242( кв.м)

На аттике дома с помощью римских цифр записаны даты начала и окончания строительства. Прочитаем эти числа.

MDCCCXCYII Сколько лет шло стоительство?

MDCCCXCYIII

слайд7 В 1910 году состоялось открытие больницы, на строительство которой купец Яков Шамов выделил 100000 рублей. Давно уже нет на свете купца Шамова, а "шамовская" больница существует, и его имя никогда не будет забыто.

Знаете, а ведь именно так и приходит бессмертие:

И сейчас есть много людей. кто постоянно помогает малоимущим, сиротам.

Традиции, в том числе и спонсорские, не умирают. Добрые дела наших предков из глубины веков программируют наше поведение.

Милосердие: Сейчас очень часто звучит это слово. Но все ли до конца понимают его смысл? Милосердие - в переводе с латинского сожаление, сострадание, жалость.

Как часто, уходя в свои проблемы,
В суете тяжёлых серых дней
Не задаём самим себе вопроса:
"А может, кто-то жаждет помощи моей?"
Как много разных поколений!
Но всё же мы- единая семья,
И если кто - то в ней несчастлив,
Нельзя быть равнодушным. Нет, нельзя.

Сейчас в Интернете есть сайты, например, www.blago.ru, www.Kazan.org.ru на которых размещается информация о тех, кто нуждается в Вашей помощи.

Даже небольшая сумма всё равно важна и ценна, т.к. из многих небольших дарений складываются те самые тысячи, которые так часто нужны для проведения операций, спасающих жизнь людей.

В нашей гимназии традиционно проходит ярмарка милосердия. В это году на ярмарке милосердия было собрано 13400 рублей.

1400 рублей были перечислены в фонд имени Анжелы Вавиловой для помощи больным детям. Половину оставшейся суммы отдали детям -сиротам, которые учатся в нашей гимназии. У нас их трое. Значит, каждый получил сколько рублей? (13400 - 1400) : 2 : 3 = 2000

Далее, на 2\3 части остатка были куплены подарки для детей с ограниченными возможностями, проживающими в Московском районе. А на остальные деньги ученики, входящие в совет старшеклассников, купили для детского приюта развивающие игры. Одна игра стоит 200 рублей. Сколько таких игр смогли купить старшеклассники?

6000:3*2 = 4000

6000-4000=2000

2000:200 = 10.

Ответ: старшеклассники купили 10 игр.

Давайте делать добрые дела вместе.

Кружок "Юный дизайнер" разработал проект по благоустройству территории, окружающей нашу гимназию, и предложил весной посадить красивые ели.

Где же взять средства на покупку этих дорогих деревьев? Просить их у родителей? Конечно же, нет. Деньги, необходимые для покупки елей мы получим, сдав макулатуру.

Произведём расчёт. Известно, что 1кг макулатуры стоит 1 рубль, ель высотой 1,5 м стоит 2000 р. в гимназии 830 учеников.

Сколько килограммов макулатуры должен собрать каждый ученик, чтобы хватило денег для покупки 4 елей?

2000*4 = 8000

8000: 830 = 9,63:

Ответ: каждый ученик должен собрать не менее 10 кг макулатуры.

 Слов в русском языке, обозначающих людей, творящих добро, очень много: благотворитель, меценат, попечитель, спонсор, волонтёр, доброволец. Но дело не в названии. Главное - что бы всё шло от души, от желания творить благо не по подсказке.

Спеши творить добро, не делай зла.
Как божий мир верны эти слова.
И в прошлые года, и в наши дни
Наш мир спасает только доброта.

Презентация.