Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Ведущий: Сегодня у нас необычный день – мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника – дня Победы над фашистской Германией. 65 лет наша страна не видела ужасов войны. 65 лет наша земля не вздрагивала от взрывов снарядов.

День Победы – это радостный и горький праздник, да он и не может быть иным. В эти дни, когда оживает природа, мы особенно остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что за все, что мы имеем, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда, казалось, что невозможно было выжить.

Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто, как роковая дата, но начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

Мама и дочка:

– Снова дралась во дворе?
– Ага!
Мама, но я не плакала!
Вырасту, выучусь на моряка,
Я уже в ванне плавала!
– Боже! Не девочка, а беда,
Сил моих больше нету…
– Мама, а вырасту я когда?
– Вырастешь, ешь котлету…
– Мама, купим живого коня?
– Коня?! Да что ж это делается?!
– Мама, а в лётчики примут меня?
– Примут, куда они денутся?!
Ты ведь из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти.
– Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти?

Чтец:

Июнь… Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

(Звучит “Венский вальс”. На сцене танцующая пара. Музыка неожиданно обрывается.)

Чтец:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось…

(Звучат взрывы, выстрелы, вой самолетов, голос Левитана о начале войны, песня “Священная война” 1-й куплет.)

Чтец:

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна.
И на фронт уходила поротно.
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

Ведущий: Так, на рассвете 22 июня 1941 года тишина ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить Советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы.

Фашисты превратили в руины наши города и сёла, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях.

На оккупированных территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы, гетто. Производились зверские расправы над людьми.

(Стихотворение “Варварство”.)

Ведущий: Особенно тяжело было пережить эту войну детям. Погибали они не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали, переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

Чтец: Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Очень трудно, когда у тебя на глазах умирает старшая сестра. Бабушка умерла 25 января, в 3 часа дня 1942 года.
Лёка умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 года. Где он умер? Наверное, на кухне, где 1 раз в день ели хлеб. Маленький кусочек, как лекарство от смерти. Лёке не хватило этого лекарства. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 года. Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама…у Тани не хватило сил написать слово “умерла”. Мама 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 года… Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Ведущий: Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая не намного пережила своих близких. Оставшиеся в живых до сих пор с ужасом вспоминают блокаду Ленинграда. Зимой 1941–42 годов не стало отопления, света, воды, и стены домов промерзали на 20–30 сантиметров. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить ребёнка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось.

Чтец:

Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движения,
И если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженье.
Блокадный хлеб, блокадная вода,
Блокадный путь под вьюгой ледяною,
Какой бессмертье куплено ценою –
Нам не забыть об этом никогда!

Ведущий: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Многие дети потеряли родителей уже в первые дни войны. Что стало с ними? Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну.

Сыны полков… Голодных и промёрзших их приводили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлёбкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Их отправляли в тыл, но через неделю-другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Многим из них некуда было вернуться. Война отняла у них дом, родных.

(Сцены из повести В. Катаева “Сын полка”.)

Ведущий: В минуты затишья солдаты мысленно возвращались к мирной жизни, и в этом им помогали артисты, приезжавшие на фронт с концертами, чтобы поддержать боевой дух солдат.

(Выступление ансамбля скрипачей.)

Чтец:

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыку вдвойне

(Танец “Барыня”.)

Ведущий: Нелегка была дорога к победе. Миллионы сыновей и дочерей нашей Родины отдали свои жизни за то, чтобы люди всей земли могли жить и трудиться под мирным небом.

Чтец:

Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зелёная трава.
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного,
Ещё не может быть, и нет.

(На сцене две девочки: одна в черном – символ печали, другая в белом – символ жизни. Со свечами в руках. Звучит “Реквием” Моцарта.)

Ведущий:

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим...
Это нужно не мертвым! Это надо живым!
Помните!
Через века, через года,
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
Помните!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших
Будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, –
Помните!
Какою ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придёт никогда, –
Заклинаю, помните!

Ведущий: Минутой молчания почтим память павших в годы Великой Отечественной войны.

(Звук метронома. “Журавли” один куплет.)

Чтец:

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигает.

Чтец:

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шел, Россия, твой солдат.

Чтец:

И не сломила сердце, не сгубила,
И душу не растлила нам война,
Видать, нечеловеческая сила ему,
Солдату русскому дана!

Чтец:

Пришла победная весна!
В начале мая в сорок пятом.
Как солнца свет, несла она
О мире весть свою крылато.

Чтец:

Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли,
Солдаты мая, слава вам навеки
От всей Земли, от всей Земли.

Ведущий: Всё меньше остаётся в живых тех, кто сражался за нашу Родину. Тем дороже для нас присутствие на празднике почётных гостей – ветеранов Великой Отечественной войны. Спасибо вам огромное и низкий поклон до земли. Для вас звучит эта песня.

(Хаматова Регина исполняет песню на тат. яз. Ветераны проходят на сцену.)

Чтец :

Давно закончилась война,
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты, —

Чтец:

Вам всем, кто вынес ту войну —
В тылу иль на полях сражений, —
Принёс победную весну, —
Поклон и память поколений.

Чтец:

Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем всех с великим днём –
65-летия Победы!

(Песня “День Победы”.)

Чтец:

Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкой ясной и спокойной,
Давайте же скажем все вместе – нет!
Нет, нет, нет!
Нет – грабительским войнам!
Я нарисую яркое солнце!
Я нарисую синее небо!
Я нарисую свет в оконце!
Я нарисую колосья хлеба!
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных,
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан земли!

(Зал исполняет песню “Здравствуй, мир!”)

Приложение.