Экспериментально-познавательное занятие "Поможем Байкалу"

Разделы: Работа с дошкольниками


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Расширять представления детей о природе и богатстве родного края; стремится к восприятию детьми целостного представления о жемчужине родного края – озере Байкал; учить видеть последствия влияния деятельности человека на природу.

Активизировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования; формировать умение разрешать противоречия, изобретать, размышлять.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру; желание сберечь и сохранить красоту природы.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Слайд – фильм “Путешествие по Байкалу”, дидактическое панно “Легенда Байкала”; аудиозапись А. Вивальди “Адажио”; пластмассовая ванночка, установленная под углом, отверстие для слива в нижней части, под отверстием емкость для воды, на поверхность ванночки насыпаны песок, сухая трава, мох, шелуха от семечек и орех; стеклянные стаканы (на каждом столе по 4 шт.), воронки, разные виды фильтров: сетка с большими отверстиями, сетка с мелкими отверстиями, салфетка, вата; карточки с изображением фильтров для составления модели “Фильтрация воды”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 часть – вводная:

  • Знакомство с детьми: “Здравствуйте ребята! Меня зовут Оксана Сергеевна, а как вас зовут? (ответы детей). Мы с вами познакомились и я вас, как своих друзей приглашаю в удивительное путешествие по нашему краю”
  • Показ слайдов на компьютере сопровождается рассказом воспитателя: “ Посмотрите на эти царственные воды, на горы в сизой полумгле. Это озеро – священный дар природы... А вы знаете, как оно называется? (ответы детей). Да, это озеро Байкал. Ещё его называют “жемчужиной Сибири”.

“Святое море”, “Святая вода”, так называли Байкал с незапамятных времён. Славен Байкал своей чудесной животворной силой, неподвластной времени, исконного величия и заповедного могущества.

Вы видите, вы слышите, как чист и прозрачен Байкал? Как спокойно плещутся его волны. Вот одна, другая... Заиграл ветерок с волной, погнал её на прибрежные камни. Бежит волна, торопиться... но вот ударилась о скалу и... рассыпалась хрустальными каплями...”

¦ Рассказ воспитателя легенды о Байкале: “В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Как вы думаете, как она называется? (Ангара). Да, это река Ангара. Даже существует легенда о том, почему так происходит. Хотите, я вам сейчас её расскажу? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара.

Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но. Случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами.

Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Так и течёт ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаманским камнем.”

Динамическая пауза с лентами: (звучит аудиозапись “Адажио” А. Вивальди) “Светит яркое солнце, дует лёгкий тёплый ветерок. Озеро тихое и спокойное, слышен лишь крик чаек, да плеск волн.

Вдруг солнце спряталось за тучи. Прилетел холодный ветер со своей сумасшедшей силой.

Грозен стал Байкал. Ветер всё сильнее, волны всё выше, одна накатывается на другую...

И вот опять солнышко выглянуло из-за туч. Ветер успокаивается. Волны всё меньше, всё спокойней... Бежит совсем неслышно хрустально чистая волна.”

2 часть – практическая.

¦ 1 опыт (коллективный): Воспитатель приглашает детей пройти к столу. Предлагает внимательно рассмотреть воду в кувшине: Вывод: вода в кувшине чистая, потому что она прозрачная и в ней нет мусора. Далее воспитатель обращает внимание детей на ванночку.

– Что находится в ванночке (песок, сухая трава, шелуха от семечек и орех и т.д.)?

– Посмотрите на эту речку (начинает медленно лить воду по наклонной плоскости ванночки). Смотрите, какая стала вода (грязная – мутная, в ней плавает мусор)? Почему вода стала грязной? (ответы детей).

“Ребята, тоже самое происходит с Байкалом. Дело в том, что на Байкале стоит завод по изготовлению бумаги. Этот завод очень вредит озеру. В Байкал попадает загрязнённая вода: гибнут рыбы, растения, болеют животные. Что же делать? Как быть с заводом? (ответы детей). Чтобы в Байкале вода была чистой, на заводе необходимо установить фильтры. А вы знаете, что такое фильтры и для чего они нужны? (ответы детей). Фильтры – это очистительные устройства, они помогут очистить воду. Хотите в этом убедиться? (приглашает детей пройти за столы).

¦ 2 опыт “Очищение воды” (работа в парах):

У вас на столах стоит стакан с грязной водой, чистые пустые стаканы; разные виды фильтров: сеточка с большими отверстиями, с мелкими отверстиями, вата; воронка. -Вам нужно грязную воду очистить, используя имеющиеся у вас фильтры. Прежде, чем приступать к проведению опытов, подумайте, с какого фильтра лучше начать и каким закончить. И ещё: сегодня мы работаем парами, мы не будем ссориться, а будем помогать друг другу (дети самостоятельно очищают воду).

3 часть – заключительная – “Моделирование процесса фильтрации воды”.

Воспитатель приглашает детей подойти к её столу. Предлагает вспомнить, как они фильтровали воду, и создаёт совместно с детьми “Модель фильтрации воды”. Предлагает созданную модель отправить директору завода. Чтобы завод не загрязнял озеро, чтобы вода в озере всегда была чистой и прозрачной. Ведь озеро Байкал – это Жемчужина Сибири!