Программа дополнительного образования детей "Спортивный час"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


I. Пояснительная записка

Программа спортивного часа рассчитана на обучающихся 8-9 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, проведение тестирования по физической подготовленности обучающихся и участие в соревнованиях. Предметом обучения для данного возраста является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. Программа является учебно-познавательной и массовой; по срокам реализации - годичной, по уровню содержания - базовой.

Цель обучения: укрепление здоровья, закаливание обучающихся и достижение всестороннего развития за счет увеличения двигательной активности, а также привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В соответствии с целью формулируются следующие задачи:

  • Развитие основных двигательных качеств(сила, быстрота, ловкость, гибкость, координация)
  • Воспитание навыков ЗОЖ, интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
  • Пропаганда физической культуры и спорта среди обучающихся;
  • Совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании;
  • Обучение физическим упражнениям из различных видов спорта, а также подвижным играм и элементам спортивных игр.

Заниматься в объединении может каждый учащийся 8-9 лет, прошедший медицинский осмотр, допущенный врачом к занятиям и имеющий основную группу здоровья.

По содержательной направленности программа является физкультурно-спортивной. Она составлена на основе материала, который дети получают на уроках физической культуры в школе. Основной формой работы является групповое учебно-тренировочное занятие по расписанию. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу. Весной и осенью занятия проводятся на открытом воздухе. Предлагаемая программа направлена на реализацию следующих принципов: вариативности, достаточности и сообразительности, постепенности и систематичности. При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования, а так же правила безопасности занятий по физической культуре и спорту.

Для повышения эффективности занятий необходимо широко использовать учебное оборудование: гимнастические стенки, амортизаторы, рукоход, гимнастические скамейки, скакалки, набивные мячи, мячи баскетбольные, волейбольные, теннисные, стойки для обводки, волейбольную сетку, гимнастические маты и различный малый инвентарь для эстафет и игровых заданий, гимнастические палки.

Изучение теоретического материала программы осуществляется в виде десятиминутных бесед до или после практических занятий.

В целях обеспечения контроля уровня общей физической подготовки членов объединения, а также повышение их интереса к занятиям необходимо проводить в виде соревнований по контрольным упражнениям (тестам).

Важнейшие требования к занятиям: обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Ожидаемые результаты.

Развить природные способности обучающихся и сформировать внутреннюю потребность личности в непрерывном совершенствовании.

Укрепить здоровье и физическое развитие воспитанников.

Повысить уровень резервов здоровья и физической подготовленности детей, сократить заболеваемость школьников.

Расширить круг общения обучающихся, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к другим людям, приобрести умение гармонизировать свои отношения с обществом, группой и отдельными людьми.

II. Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Правила техники безопасности на занятиях.

1

1

__

2

Страховка, предупреждение травм, оказание ПМП.

1

1

__

3

Сведения о строении и функциях организма человека.

1

1

__

4

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

1

1

__

5

Закаливание организма

1

1

__

6

Места занятий, инвентарь и уход за ним.

1

1

__

7

Терминология основных упражнений и действий.

1

1

__

8

Упражнения на развитие двигательных качеств.

6

__

6

9

Дыхательная гимнастика.

6

__

6

10

Легкоатлетические упражнения.

6

__

6

11

Подвижные игры и эстафеты.

10

__

10

12

Гимнастика.

8

__

8

13

Упражнения ЛФК.

12

__

12

14

Упражнения с маленькими мячами.

4

__

4

15

Упражнения с большими мячами.

6

__

6

16

Контрольные испытательные соревнования.

3

__

3

Итого

68

7

61

III. Содержание программы (68 часов).

1). Основы теоретических занятий (7 часов).

  • Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на спортивной площадке, в лесу и на природе. Расположение групп и обучающихся во время занятий.
  • Общие сведения о травмах и причинах травматизма. Страховка и самостраховка. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
  • Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижности суставов.
  • Основные правила личной гигиены. Гигиена сна, питания и занятий физическими упражнениями. Пульс, частота дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Утомляемость и работоспособность. Врачебный контроль, самоконтроль.
  • Гигиеническое значение водных процедур. Правила применения солнечных и воздушных ванн. ЗОЖ. Утренняя гимнастика и ее значение для здоровья и воспитания волевых качеств человека.
  • Ознакомление с местами занятий по отдельным видам программы. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований. Гигиена одежды и обуви. Правила пользования спортивным инвентарем и оборудованием.
  • Двигательные качества, развиваемые в результате занятий. Название основных гимнастических элементов и упражнений. Спортивная терминология.

2). Двигательные действия и навыки (61 час).

Развитие основных двигательных качеств: гибкость, быстрота, ловкость, выносливость, сила, прыгучесть. Совершенствование навыков естественных видов движений.

Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов; упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения в парах; задания на максимальную амплитуду движений; акробатические упражнения.

Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной скоростью.

Упражнения на ловкость: прыжки с поворотами; перемещения в сочетании с упражнениями; перемещения с предметами; броски; эстафеты с предметами и комбинированными заданиями; полоса препятствий.

Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег, интервальный бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.

Упражнения на силу: подтягивания в висе и висе лежа; отжимания; упражнения на мышцы брюшного пресса; упражнения в парах с набивными мячами, эспандерами, с сопротивлением и оттягиванием; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры и на гимнастических снарядах.

Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со скакалкой, в глубину, в высоту, с места, с доставанием предметов, в длину с разбега; прыжки тройные и многократные.

Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в движении. Дистанция, интервал, движение в колонне и фронтальным методом. Движения: группами, с предметами, под музыкальное сопровождение, с разным темпом, "по диагонали", "противоходом", "змейкой". Подход к снарядам и оборудованию и уход на исходные позиции. Исполнительные и предварительные команды.

Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра и с захлестыванием голени; дриблинг; семенящий бег; прыжки с подскоком, с отведением маховой ноги, на двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и левым боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой"; бег с преодолением барьеров и других препятствий, с изменением длины и частоты шага, с ускорением и сопротивлением.

Подвижные игры и эстафеты: "Смена мест", "Становись - разойдись", "Петрушка на скамейке", "Пройти бесшумно", "Через холодный ручей", "Не оступись", Пингвины с мячом", "Выстрел в небо", "Брось - поймай", "Подвижная мишень", "Слалом с мячом", "Футбольный бильярд", "Неудобный бросок", "Гонка мячей", "Велосипедисты", "Прокати быстрее мяч", "Рыболов", "Метатели", "Круговая лапта", "Веселые задачи", "Гонка катеров", "Водолазы", эстафеты с предметами и без предметов, с преодолением препятствий. Игры и игровые задания применяются и проводятся как отдельным тренировочным занятием, так и включаются в любой другой раздел программы.

Гимнастика. Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, горизонтально, спиной к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, переползания; танцевальные упражнения; хождение по наклонной скамейке; лазанье по канату в два и три приема; перелезание с опорой на руки и ноги, поочередно перемахом правой и левой ногой; опорные прыжки; висы и упоры; подтягивания и отжимания; упражнения в равновесии на бревне и гимнастической скамейке. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Упражнения на формирование осанки у опоры, в висе, лежа, с гимнастическими палками и мячами. Комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений; комплексы упражнений избирательной направленности на отдельные группы мышц. Лазанье по рукоходу. Комбинации из различных упражнений на гимнастических снарядах, вольные упражнения, упражнения со скакалкой.

Элементы спортивных игр.

Баскетбол. Передвижения; остановки; ведения мяча правой и левой рукой в движении; броски одной и двумя руками с места, ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест. Упражнения в парах, тройках с мячами. Эстафеты с мячами; игра в мини-баскетбол; броски в щит, в кольцо. Подвижные игры "Бросай - поймай", "Выстрел в небо".

Футбол. Передвижение игроков скрестными и приставными шагами; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и передней частью подъема; передвижения вратаря" остановка катящегося мяча; ведение мяча между стойками с обводкой соек; удары ногой на месте и с разбега в вертикальные и горизонтальные мишени. Эстафеты с ведением мяча ногами, подвижные игры "Передал - садись"; "Бросок ногой", "Слалом с мячом", "Футбольный бильярд". Игра в мини-футбол по упрощенным правилам.

Ручной мяч. Стойка игрока, передвижение, остановка шагом; ведение мяча, ловля мяча двумя руками и передача одной и двумя руками на месте и в движении; бросок мяча на месте, после ведения, в прыжке; ведение мяча попеременно правой и левой рукой, игра вратаря; подвижные игры: "Подвижная мишень", "Бросай - лови", "Захват мяча", игра в ручной мяч по упрощенным правилам.

Волейбол. Подводящие упражнения для обучения прямой, нижней и боковой передаче; специальные движения - подбрасывания мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; передача мяча над собой, в стену , сверху двумя руками вперед вверх; прием мяча сверху двумя руками; броски через сетку; передачи через сетку двумя руками сверху. Подвижные игры "Круговая лапта", №бросок в колонне", "Волна", "Неудобный бросок"; игра в "Пионербол" с разным количеством мячей.

Упражнения с малыми мячами. Перекатывания, броски в стену, подбрасывания и ловля на месте, удержание на теннисной ракетке; техника метания в цель и на дальность с места; метания по мишеням, по кеглям, в кольцо и на дальность. Эстафеты, подвижные игры: "Собери урожай", "Обведи препятствия", "Точно в мишень", "Метатели", "Лапта".

Упражнения с большими мячами. Подбрасывания и перебрасывания, дриблинг. Броски в стену от груди, из-за головы, от плеча одной рукой. Ловля мяча с отскоком от пола на месте и в движении приставными шагами в парах. Передачи мяча в тройках, в колонне, шеренге, круге. Перекатывания с дополнительными движениями и передвижениями. Метания в цель из-за головы, метания на дальность и по мишеням. Броски, стоя спиной к направлению метания. Подбрасывания в чередовании с двигательными действиями. Комплекс упражнений утренней гимнастики с мячом. Упражнения на формирование осанки в положении сидя, лежа и стоя с мячом. Подвижные игры: "Вышибалы", "Завладей мячом", "Защита укрепления", "Гонка мячей", "Не давай мяч водящему", "Круговая лапта", эстафеты с большими мячами.

Контрольные испытания.

Контрольные испытания представляют собой демонстрацию уровня физической подготовленности обучающихся; проводятся согласно плану работы объединения три раза в год (сентябрь, январь, май).

Контрольные испытания по уровням подготовленности.

Упражнения

Девочки

Мальчики

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

1

Челночный бег 3х10м (с.)

11,5

12,0

12,5

11,0

11,5

12,0

2

Бег 30м с высокого старта (с.)

6,2

6,7

7,0

6,0

6,6

7,0

3

Прыжок в длину с места (см.)

130

120

100

140

130

120

4

Подтягивания в висе лежа (кол-во раз)

15

10

7

18

12

10

5

Бег (кросс) - 600м (мин. сек.)

6,10

6,20

6,30

6,00

6,10

6,20

6

Упражнение на мышцы брюшного пресса (кол-во раз)

12

10

8

15

12

10

7

Кросс 1000м

Без учета времени.

IV. Методическое обеспечение программы.

Тема

Форма Занятий

Приемы и методы организации УВП

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

Правила техники безопасности на занятиях.

Коллективная форма занятий.

Беседа, рассказ.

Инструкция по ТБ официальные правила по различным видам спорта.

Гимнастические скамейки, свисток, секундомер.

Тестирование.

Страховка, предупреждение травм, оказание ПМП.

Коллективная и групповая формы занятий.

Рассказ, сообщения,

Показ Видеофильма

Плакаты, DVD "Травматизм, правила оказания ПМП", видеостудия "КВАРТ", 2008г..

DVD-проигрыватель, телевизор.

Опрос. Практическое занятие.

Сведения о строении и функциях организма человека.

Коллективная форма занятий.

Рассказ, показ видеофильма.

Плакаты, DVD "Травма-тизм, правила оказания ПМП", видеостудия "КВАРТ", 2008г.

DVD-проигрыватель, телевизор

Опрос. Практическое занятие.

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

Закаливание.

Индивидуальная.

Групповая и коллективная

Беседа, рассказ, сообщения.

Лях В.И. "Мой друг - физкультура". Карточки самоконтроля.

Опрос. Практическое занятие.

Места занятий, инвентарь и уход за ним.

Терминология основных упражнений и двигательных действий.

Коллективная

Беседа, рассказ, показ.

Л.Д.Глазырина, Т.А.Лопатик "Методика преподавания физической культуры", Москва, 2004.г.

Гимнастический инвентарь, комплекты снарядов по лёгкой атлетике и спортивным играм.

Опрос. Практическое занятие.

Упражнения на развитие двигательных качеств.

Групповые учебно-тренировочные занятия.

Поточный, фронтальный, интервальный, соревновател. методы

Учебник для учащихся 1 - 4 классов. 2004г., М, "Просвещение",

Секундомер.

Малые формы.

Гимнастический инвентарь, тренажеры.

Контрол. Испытания, тесты.

Дыхательная гимнастика.

Групповые учебно-тренировочные занятия.

Фронтальный и поточный

Качошкин В.Н. "ФВ в начальной школе", 1978г.

М., Просвещение.

Гимнастические маты, стенки, скамейки, большие мячи, тренажеры.

Тестирование

Легкоатлетические упражнения.

Групповые и индивидуальные учебно-тренировочные занятия.

Поточный и фронтальный методы.

Метод повторного упражнения

Петрова Т.В. "Оценка качества подготовки по физической культуре", М., "Дрофа", 2000г.

Стойки, рулетка, барьеры, свисток, секундомер.

Контрол. испытания.

Подвижные игры и эстафеты.

Групповые, учебно-тренировочные занятия.

Игровой и соревновательный методы.

Былеева Л.В. "Подвижные игры". 2004г., М, Просвещение Мячи, сетки, ворота, кегли, клюшки, гимн. палки, обручи, секундомер.

Практическое занятие, соревнования

Гимнастика.

Групповая форма занятий

Показ, рассказ, просмотр, интервальный метод, метод круговой тренировки и

повторного упражнения

Матвеев А.П. "Физическая культура (начальные классы)", Москва, "Просвещение", 2005г.

Гимнастическ. Снаряды, скакалки, рукоход.

Участие в соревнованиях, тесты.

Упражнения с маленькими мячами.

Коллективная, групповая, парная формы

Групповой, фронтальный, интервальный методы, метод круговой тренировки.

Портных Ю.И. "Элементы спортивных игр", 1984г., Москва, Просвещение

Теннисные мячи, волейбольные, резиновые.

Контрол. испытания

Упражнения с большими мячами.

Коллективная, групповая, парная формы

Групповой, фронтальный, интервальный методы, метод круговой тренировки

Портных Ю.И. "Элементы спортивных игр", 1984г., Москва, Просвещение

Баскетбольные мячи, фитнес мячи.

Эстафеты, контрол. испытания

Контрольные испытания, соревнования.

Индивидуально-групповая форма.

Поточный, коллективный, индивидуальный.

Петрова Т.В. "Оценка качества подготовки на физической культуре", 2000г. Москва, "Дрофа",

Секундомер, свисток, мелкий инвентарь, спортивные снаряды.

Соревнования, походы, тесты.

V. Список используемой литературы.

  1. Былеева Л.В. "Подвижные игры", Москва, "Просвещение", 1974г.
  2. Глазырина Л.Д. "Методика преподавания физической культуры", Москва, 2004.г.
  3. Зверев С.М. "Программы спортивных кружков и секций для внеклассных учреждений", Москва, "Просвещение", 1986г.
  4. Качошкин В.Н. "Физическое воспитание в начальной школе", М., "Просвещение", 1978г.