Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь

Разделы: История и обществознание


Методическая цель:

Формирование навыков социально-активной личности с помощью исторических игр.

Задачи урока:

  1. Выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения;
  2. На примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения;
  3. Использовать различные игровые задания для развития интереса суворовцев к историческим событиям на уроке и закрепления полученных ими знаний.

Цели урока:

  1. Познакомиться с историческими событиями времен первого похода Батыя на Русь на примере разорения Рязанского княжества;
  2. Рассмотреть возможные способы критического осмысления стандартных исторических ситуаций через работу с текстовой, картографической и иллюстративной информацией;
  3. Отработать навыки анализа доступной информации, умения делать самостоятельные обобщающие выводы, способность доказывать (на основе фактов) свою точку зрения.

Методы работы:

На уроке использовались: частично-поисковый метод, с постановкой проблемы и применением различных игровых видов контроля;

Оборудование:

Карта на доске, атласы на партах, интерактивная доска, презентации учеников и учителя к уроку, дидактический материал на партах, реквизит для театрализованного фрагмента (кольчуга, меч, шлем).

Опережающее задание:

  1. Подготовка кратких сообщений о численности, вооружении, тактике и организации русских дружин и монгольского войска с помощью презентаций (2 человека);
  2. Подбор и прочтение стихотворения о разорении Рязани (1 человек);
  3. Стилизация летописного текста “Повесть о разорении Рязани Батыем” и подготовка театрализированного фрагмента (1 человек);
  4. Знакомство взвода с текстами документальных источников: Тверская и Ипатьевская летописи, Повесть о разорении Рязани Батыем (за 24 часа до урока).

План урока:

  1. Вступительное слово учителя, постановка задач;
  2. Взаимоотношения Руси и Орды;
  3. Вторжение монголов в Рязанские земли;

Закрепление материала, подведение итогов урока, задание на самоподготовку.

1. Вступительное слово учителя, постановка задач.

Слайд 1. Пейзажи среднерусской полосы.

“О, светло светлая и прекрасно изукрашенная, земля Русская! Всем ты преисполнена, земля Русская!...” “Слово о погибели Русской земли”).

Учитель: С такой проникновенной нежностью и гордостью писал о Руси в начале ХIII века неизвестный автор, только вот назвал он свою работу страшно – “Слово о погибели Русской земли”. Русь доживала последние счастливые и мирные дни… Что же произошло? Что погубило великое, одно из самых сильных и развитых государств Европы?

Задание: Приведите примеры величия и мощи древнерусского государства.

Предполагаемые ответы: Большая территория страны, международные связи и династические браки русских князей со всей Европой, развитая торговля и крупное строительство городов и оборонительных засечных линий, высокий уровень культуры и образования и т.д.

Слайд 2. Бегущая по степи кобылица и слова А.Блока “На поле Куликовом”.

Задание: О каком историческом событии идет речь? Кто может угрожать Руси?

Предполагаемые ответы: К 1206 году в Азии формируется мощное военно-кочевое монгольское государство, базирующееся на постоянном передвижении и захвате все новых территорий. Монголов интересует “последнее море”, т.е. Балтийское, Русь находится как раз на пути к нему. В 1223 году монгольский разведотряд на берегах Калки уже встречался с русскими дружинами и разгромил их. Следовательно, угроза идет из монгольских степей, именно с этим и ассоциируются образы степной кобылицы и смятого ковыля.

Учитель: Вы, безусловно, правы.

Сегодня на уроке мы будем говорить о нашествии хана Батыя на Русь. Этот сюжет из русской истории вам уже довольно хорошо знаком, но мы сейчас рассмотрим его в несколько ином ракурсе. Обратите внимание на запись темы урока и эпиграф к нему.

Тема: “Нашествие на Русь? Нашествие на Русь!”

Эпиграф: “…Эти люди крылатые, не знают они смерти…

Ни один из них не съедет живым с побоища…”

Задание: В конце урока, получив необходимую информацию, оставьте на доске верную, на ваш взгляд, часть заголовка (не нужное – стереть).

Объясните в конце урока смысл эпиграфа.

Учитель: Прошло почти восемьсот лет с момента нашествия Батыя на Русь, но время не принесло бесспорных ответов, наоборот, вопросов становится все больше!

Слайд 3. Наши задачи на данном уроке

Задание: Игра “Чистая доска”. Используя по ходу урока различные источники информации, рассмотреть основные события и ответить на вопросы (вопросы записываются на доске):

  • Происходило ли в начале ХIII века какое-либо событие, которое могло бы быть названо “Нашествие на Русь”?
  • Нападавшие были монголами или татарами?
  • На сколько дружественными были отношения жителей Руси и нападавшими?

По мере найденных ответов, вопросы стираются и доска остается чистой.

2. Взаимоотношения Руси и Орды.

На сегодняшний момент в исторической науке не существует единой точки зрения по поводу взаимоотношений Руси и Орды в начале ХIIIвека.

Слайд 4. Наиболее известные и диаметрально противоположные мнения представлены тремя группами:

Традиционная оценка (Соловьев С.М., Ключевский В.О.);

Ига не существовало (Гумилев Л.Н.);

Не слишком важное для Руси событие (Фоменко А., Носовский В.).

Задание: обратите внимание на вопросы. Поможет ли данная информация ответить на третий вопрос о взаимоотношениях Руси и Орды?

Предполагаемый ответ: Нет, слишком разноплановая информация. Но данные говорят о том, что в ХIII веке было какое-то крупное вторжение на Русь.

3. Вторжение монголов в Рязанские земли.

Очевидно, что некие иноземные войска в 1237 году вторглись в приделы Руси. Кто это мог быть?

Задание по карте. Откуда пришли захватчики? Укажите направление и цель их движения?

Предполагаемый ответ: Курултай 1235 года – захват Волжской Булгарии – идут к Балтийскому морю, следовательно, путь проходит через территории русских княжеств – первым на их пути окажется Рязанское княжество.

Задание. Возможно, ли определить национальную принадлежность захватчиков?

Предполагаемый ответ: это монголы, второй вопрос стирается с доски.

Задание. Прослушайте информацию относительно вооружения, подготовки, численности и структуры монгольских и русских войск, по ходу сообщений заполните таблицу (презентации и сообщения двух суворовцев).

Чьи шансы вам кажутся предпочтительнее и почему?

Какую тактику диктовало сложившееся соотношение сил русским князьям?

Предполагаемый ответ: у русских дружин шансы на победу крайне малы из-за меньшей численности и низкой мобильности войск, а так же из-за отсутствия единого командования и плана. Объединение русских дружин не поможет:

  1. Численность все равно низкая;
  2. Помешают политические и военные интересы русских князей.

Задание – закрепление (Smart1). Соотношение сил русских дружин и монгольского войска (таблица заполняется суворовцем на интерактивной доске).

Вопросы для сравнения

Монгольское войско

Русские дружины

1.Численность армии От 30-40 до 120-140 тысяч воинов Около 30 тысяч воинов
2.Рода войск Тяжелая и легкая конница Конная дружина, пешее городское ополчение
3.Организация войска, тактика Единое командование, строгая дисциплина, четкая структура, высокая мобильность, тактика-подкова, дальний бой Нет единого командования, разрозненные силы, ближний бой.

В декабре 1237 года монгольские орды вторглись в Рязанское княжество.

Задание. Используя текст Повести о разорении Рязани, ответьте на вопросы.

Что сделал князь Юрий Рязанский, узнав о приближении врагов?

Предполагаемый ответ:

  1. Послал за помощью к Владимирскому князю (в помощи отказал);
  2. Послал за своими братьями (совет держали);
  3. Отправил сына, князя Федора в Орду.

Зачем отправил сына в Орду? Как военный человек, на что надеялся Рязанский князь?

Предполагаемый ответ: задержать противника до подхода войск соседних князей. Понимал, что сына отправляет на верную смерть.

Сегодня на уроке мы увидим, что герои летописей часто стояли перед моральным выбором принятия решения. Какими чувствами они руководствовались при этом выборе (доказательство на примере летописного материала)? О том, что произошло в стане Батыя ,нам расскажет единственный уцелевший свидетель (театрализованный фрагмент). По ходу повествования определите, какой выбор в данной ситуации был у персонажей, и какое решение было принято.

Выходит израненный дружинник и, тяжело опершись на меч, ведет рассказ:

Здраве буде, други мои! Ох и тяжела моя участь, с горькой вестью я иду к молодой княгинюшке Евпраксии…

Предполагаемый ответ: Князь да бояре могли себе жизнь своим бесчестьем купить, но это было для них неприемлемо. Хотя, согласно летописи, были и предатели. Выбор очень тяжел и не все с ним справляются!

Вот и княгиня Евпраксия сделала свой выбор: чтобы не попасть в плен к захватчикам, она вместе с маленьким сыном выбросилась из окна своего терема. Ее примеру следовали многие женщины, и не только княжеского рода. Православная церковь не могла приветствовать самоубийство, даже во имя сбережения чести, но княгиня Евпраксия в церковных анналах все же зовется БЛАГОВЕРНОЙ.

Монгольские войска двинулись к Рязани.

Слайд 5. Картина взятия Рязани.

Суворовец читает стихи.

Задание. Используя тексты летописей и картину:

  1. Опишите монгольскую тактику взятия городов;
  2. Докажите, что эти события могли быть.

Предполагаемый ответ:

  1. Город окружали, штурмовали одновременно по нескольким направлениям, проламывали стены осадными орудиями, уничтожали население, которое пряталось в храмах;
  2. В летописях подробно рассказывается о способе штурма, указывается название стенобитных машин, описываются способы убийства конкретных людей, указаны дни штурма и дата захвата Рязани – 21 декабря.

Слайд 6. Вещи и украшения из Рязанских кладов (13 кладов обнаружено археологами, последний – в 1992г. Археологические раскопки доказали картину гибели и уничтожения города в начале XIIIв.).

Красавица Рязань перестала существовать и более на прежнем месте уже не возрождалась. Население Рязанского княжества, согласно логике Чингисхана: “Позади монгольского коня – жизни нет”, было обязано покориться. Кажется, уже ни о каком выборе не идет речь, но так ли это.

Задание. Опираясь на летописные источники, ответьте на вопросы:

  1. Кто такой Евпатий Коловрат и как он связан с разорением Рязани?
  2. На сколько реальны описываемые события?

Предполагаемый ответ:

Евпатий Коловрат – один из рязанских бояр, который во время взятия Рязани находился в Чернигове. В Рязани погибла вся его семья. Евпатий собрал небольшую дружину и напал на монгольские полки. Смелость его дружины так поразила Батыя, что он предложил русским воинам жизнь и различные блага. Евпатий и его сотоварищи предпочли смерть службе врагу.

Реальность событий вполне доказуема:

  • Былинные герои вряд ли будут так горько “по-людски” переживать свое личное горе (в доказательство зачитываются цитаты из летописей);
  • В летописях много достоверных сведений (вполне реальные описания зверств чинимых монголами над населением Рязани, которые подтверждают археологические раскопки; точное число дружинников Коловрата; нехарактерный для сказаний способ убийства самого Коловрата и т.д.);
  • Герои летописей, как все люди, вынуждены принимать очень сложные нравственные решения (у эпических героев такой дилемы нет): Евпатий и его люди избежали, по воле случая, резни в Рязани, но вместо радости сами обрекают себя на верную смерть; Батый предлагает им за их отвагу жизнь и службу себе, но они видят в этом позор и бесчестье для себя – предпочитают смерть в бою. Выбор не легкий, ведь на чашах весов ЖИЗНЬ или ЧЕСТЬ.

Слайд 7. Благодарные потомки помнят о подвиге Евпатия Коловрата, потому и воздвигли ему и его дружине несколько памятников.

Задание. Обратите внимание на доску, достаточно ли у вас информации, чтобы ответить на первый и третий вопросы?

Предполагаемый ответ:

Да, вполне достаточно. Жуткая картина нашествия и разорения русских городов, на примере Рязани, доказана летописными источниками и археологическими раскопками.

Вопросы с доски стираются, доска – чистая, игра закончена.

4. Закрепление материала, подведение итогов урока, задание на самоподготовку.

Задание. Покажите по карте направление движения монгольских войск. Какие города встретились им на пути и что с ними произошло?

Карта первого похода Батыя выводится на интерактивную доску, суворовцы называют взятые монголами города, открывая условные обозначения – узнают подробности их обороны и разорения, выявляют общие закономерности.

Задание. Почему мы знакомились с событиями первого похода Батыя на Русь только на примере одного княжества, Рязанского?

Предполагаемый ответ:

В остальных княжествах события повторяются: монголы осаждают город, население отчаянно сопротивляется, но противник сильнее, полное разрушение и гибель жителей.

Задание. Вернемся к названию урока, какое из них вы бы оставили?

Предполагаемый ответ: Нашествие на Русь!”.

Задание. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете смысл эпиграфа? “…Эти люди крылатые, не знают они смерти…

Ни один из них не съедет живым с побоища…”

Предполагаемый ответ: У каждого персонажа, с которыми мы сегодня познакомились, был свой бой: за свою землю, свою семью, свою честь, за свою душу. Слова эпиграфа только подтверждают, что этот бой был выигран с честью. Выжить в тех условиях – зачастую было связано с предательством самого святого для русского человека, они сохранили честь и потому – Эти люди крылатые! Самоподготовка: учебник (Андреев И.Л.),с.43-52, вопросы – устно.

Для закрепления и контроля полученных знаний, суворовцам предлагается решить несколько заданий у интерактивной доски.

Задание – закрепление (Smart 2). Определить последовательность событий первого похода Батыя на Русь.

Задание – закрепление (Smart 3). По картине определить:

  • Историческое событие и имена героев;
  • Летописный источник;

Задание – закрепление (Smart 4). Загадка – шторка. Назовите символ, олицетворяющий основу жизни монголов.

Список литературы:

  1. Бегунова А.И. От кольчуги до мундира. – М.: Просвещение,1993.
  2. Бескровный Л.Г. Страницы боевого прошлого. – М.: Наука,1998.
  3. История военного искусства: Учебник для военных академий. М.: Воениздат,1984.
  4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Уч. пособие – М.: ПБОЮЛ, 2001.
  5. Рубежи ратной славы Отечества: люди, события, факты. – М.: Звонница МГ, 2002.
  6. Соколов Ю.Ф. Ратная Слава отечества(Военная история России IX-XVIIв.в.). – М.: РАУ-Университет, 1999.