Использование технологии педагогической мастерской на уроках литературы

Разделы: Литература


Цель: создать условия для формирования нравственных качеств личности.

Оформление доски:

– тема;
– эпиграф:

“Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием”. Д. Рескин;

– рисунки цветов, созданные ребятами;
– фотографии с видами природы.

Индуктор

Рисунки ребят с изображением цветов. Деление на группы согласно преобладающей окраске цветов.

Задание по группам

Задание 1.

Продолжите фразу темы урока “Душа обязана…” (Любить, работать, трудиться, чувствовать, переживать, быть мудрой...)

Задание 2.

Найдите достоинства каждого цветка, скажите доброе слово.

Афиширование.

Проговаривают достоинства каждого цвета. (Яркий, необычный, нежный, скромный, многоцветный, похож на мою подругу…)

Задание 3.

Вспомните произведения, где цветы выполняли какую-либо роль. Какую именно?

Афиширование и социализация.

Называют произведения, объясняют важность этой роли. (“Дюймовочка” – помощь нуждающимся, “Цветик-семицветик” – выполнение желаний людей, “Аленький цветочек” – цветок – символ любви и верности)

Информационный блок (работа со сказкой – былью А. Платонова “Неизвестный цветок”)

Прочитав произведение, ребята обсуждают в группе.

Афиширование и социализация.

Обсуждают роль цветка с разных точек зрения.

(Вопросы учителя:

  1. В какой момент жизни рассказ может помочь человеку и в чём?
  2. Над чем заставляет задуматься данное произведение?)

Задание 4.

Прочитайте отрывок из рассказа А. Платонова “Цветок на земле”.

Найдите общее в произведениях.

“Проснись, дедушка, скажи мне про все”, – просит Афоня. Дед проснулся, пошёл с внуком в поле, остановился около цветка, чтобы обратить на него внимание внука”. Это я знаю”, – протяжно сказал Афоня. – А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про все! А это цветок растет, он не все.

Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.

– Тут самое главное тебе и есть!.. Ты видишь – песок мертвый лежит, он каменная крошка и более нет ничего, а камень не живет, не дышит, он мертвый прах. Понял теперь?

– Нет, дедушка Тит, – сказал Афоня, – тут понятного нету.

– …А цветок, ты видишь, жалковатый такой, а он живой, и тело он себе сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на делом свете, вот тебе и есть откуда все берется. Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

– А трава и рожь тоже главное делают? – спросил Афоня.

– Одинаково, – сказал дедушка Тит.

Создание творческого продукта.

В ходе обсуждения запись на доске итогов групповой работы (важных качеств цветка). (Трудолюбие, стойкость, терпение, украшение жизни, преодоление трудностей, неуспокоенность, создание красоты, цветы делают жизнь, отзывчивость, есть душа…)

Афиширование.

На доске фотографии с видами природы.

Вопросы учителя:

– Какое настроение создают эти пейзажи? (Хочется долго любоваться, помогают увидеть красоту, украшают нашу жизнь…)

– Как вы можете украсить жизнь души? (Быть внимательнее к окружающему миру, создавать красоту, беречь красоту, больше трудиться, быть отзывчивым, не быть равнодушным, уметь преодолевать трудности, заставить себя заниматься музыкой…)

“Разрыв”:

Вспомните всё, о чём говорилось сегодня. Обратитесь к эпиграфу урока.

Можете ли продолжить фразу: “Душа обязана…” по-новому? (Быть чуткой, дарить радость людям, ценить красоту, радоваться и радовать, быть доброй…)

Рефлексия.

Что тебе запомнилось сегодня?

Как ты себя чувствовал на уроке?

Возьмите каждый свой рисунок и скажите, как вы сегодня можете украсить жизнь души? (Дома обнять маму и поблагодарить за все, попросить прощение у сестры за грубость, прибраться в комнате, полить цветы, поговорить с бабушкой, помириться с другом, сказать маме, что очень – _ очень люблю, сказать спасибо однокласснику за терпение, встретить брата из садика…)

Подарите цветок самым близким людям.

Благодарность учителя. (Текст благодарности дарится детям)

Точно, как вчера, погожий день вышел из тумана, а ночь была лунная.
Погода и благодарность – родные:
одна родилась в природе, другая в душе человека.
И чувство гармонии в душе человека вышло из благодарности
И вот в это чудесное утро благодарю за чудесные темнеющие стручки
акации с её маленькими птичками, и нагруженные подарками
для белок еловые вершины,
и за всякую вещь, переданную человеку от человека:
за стол, за табуретку, за пузырек с чернилами и бумагой, на которой пишу.

М. Пришвин

Предварительная подготовка к мастерской.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка.

Богаты водой кладовые земли. Если бы не было воды под землей, не журчал бы родник на дне лесного оврага, не бежали бы ручейки из расщелин горных скал, не росли бы на земле деревья, не колосилась бы рожь.

Так и человек обладает богатой кладовой – душой, без которой он не мог бы стать человеком. Но только Настоящие Люди могут жить в согласии со своей душой. Что же нужно, чтобы стать Настоящим Человеком? Никогда не гордитесь. Не старайтесь возвыситься. Будьте простыми, доброжелательными, неподобострастными. Храните достоинство, но не считайте себя лучше других. Прощайте врагам вашим, не тратьте свою душу на ненависть, забудьте обиды. Отыщите внутри себя любовь к людям. Когда отыщите эти чувства, ваша душа успокоится. Приглядитесь к окружающим, и вы увидите, что они достойны любви. И когда полюбите всех, они ответят вам тем же.