КВН по географии "Путешествие по Африке" (по произведению К.И. Чуковского "Айболит"). 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Задачи урока:

– Систематизировать и обобщать знания учащихся по данному материку, развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся, расширять их кругозор.

– Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации, умение анализировать и доказывать свою точку зрения.

– Развивать внимание, память, быстроту и логику мышления.

Оборудование: карточки с номерами команд; карточки с заданиями, настенные карты, физическая карта полушарий, Московской области, природных зон, геохронологическая таблица

Оформление: рисунки, сюжеты из произведений К.И.Чуковского.

Сформированы 3 команды.

ХОД УРОКА

Учитель.

Нет такого человека, которого не манили бы дальние страны и континенты. Читая книги Жюля Верна, Даниэля Дефо, Майн Рида, различные сказки мы мечтаем о приключениях и путешествиях. Однако не всем удается стать путешественником. Сегодня у нас есть возможность совершить путешествие по Африке. Готовы ли вы испытать трудности путешествия?

Учитель:

– Вдоль по жаркой Африке бегают жирафики, наизусть жирафики знают все об Африке. А как Вы знаете этот континент? Сегодня нам предстоит это выяснить. Долгие месяцы и годы были потрачены путешественниками для исследования материка.

(Каждому ученику раздаются карточки).

Задание №1

Установить соответствие между путешественниками и результатами их исследований.

Карточка №1 фамилия учащегося:

Исследователь Район исследования
Генрих Барт (1821-1865) 1 Описал западное побережье Африки, обогнул южную оконечность континента  
Васко да Гама

(1469-1524)

2 Исследовал Сахару, саванны Судана, оз. Чад, пороги Нигера, нагорье Ахаггар  
Бартоломеу Диаш (1450-1500) 3 Изучил Северную Африку: Алжир, Ливия, Судан и бассейн Нила; оз.Виктория и Альберт; о. Занзибар  
Давид Ливингстон

(1813-1873)

4 Исследовал бассейн р. Конго, озера Виктория, Танганьика, Альберт; Судан; о. Занзибар  
Генри Мортон Стенли

(1841-1904)

  Описал территорию от пустыни Калахари до оз. Танганьика, от Индийского океана до бассейна р. Конго  
В.В. Юнкер (1840-1892)   На кораблях обогнул Африку и внёс изменения на карту побережья материка.  

(Карточки собраны). Ключи ответов и критерий оценок на доске.

Учитель. Встали, кто выполнил задание на “5”, “ 4”, на “3”.

– А известно вам имя сказочного героя, который был в Африке и лечил животных?

– Кто написал это произведение? Какие книги этого автора Вы читали?

Учитель: А все началось с того, что

– Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех, излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

И если перелистаем страницы произведения, следует текст…

– Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал:

Учитель: доставлена телеграмма от Гиппопотама, в тексте просьба :

ПРИЕЗЖАЙТЕ ДОКТОР В АФРИКУ СКОРЕЙ

И СПАСАЙТЕ ДОКТОР НАШИХ МАЛЫШЕЙ.

Задание № 2

  1. Определить по атласу, из какой природной зоны прискакал шакал
  2. От каких факторов зависит распределение природных зон?
  3. По схеме доказать, что распределение природных зон зависит от географического положения и климата.

Капитаны команд выполняют практическую работу с использованием кальки и карт атласа – “климатические пояса” и “природные зоны”. (Прикладывают кальку к вышеуказанным картам и разными цветами обозначают изолинии климатических поясов и природных зон). Если верно выполнена работа, то видно, что климатические пояса и природные зоны почти совпадают.

Учитель: а теперь следующее задание № 3. Проанализировав приведённый текст, определите, о какой природной зоне идёт речь.

Задание № 3.

  1. Пророкатал первый гром над приумолкшим перед грозой лесом, так оглушительно, что от страха затряслись поджилки. Хлынул такой ливень, что мелькнула мысль о конце света. Приходилось только удивляться, как стойко держится пигмейская хижина, построенная расчетливыми строителями из листвы, травы и веток. (Экваториальные влажные леса.)
  2. Влажный воздух поступает с Атлантического океана или переносится южными ветрами, которые, пересекая экватор, чуть отклоняются к северо-востоку. Оживает желто-коричневая земля, орошенная дождями. Она имеет много ликов: от пустошей, безлистных кустарников, акаций до пышно цветущих парков. (Субэкваториальный)
  3. Из-за сильного нагрева почвы в околоземном слое атмосферы образуются разграниченные слои воздуха, на стыках которых лучи света преломляются. Это приводит к возникновению миражей. Горячие ветры за короткое время могут уничтожить весь урожай. (Тропический)

Учитель. Почему необходимо знать климат и природные зоны? Нам необходимо помочь Доктору, ведь он не знает этот материк, а Африка велика, огромна.

  1. Какое место по площади занимает среди других материков?
  2. Площадь Африки?
  3. Какими океанами омывается?

Задание № 4

Определить протяженность Африки по 200 в.д.

Учитель.

Мы видим, какие впечатляющие размеры континента. Поэтому Айболит обеспокоен и задает вопросы:

“Только где же Вы живете?
На горе или в болоте?”
Звучит ответ: “Мы живем на Занзибаре,
Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо – По
Где гуляет Гиппо – По,
По широкой Лимпопо”.

Учитель. Давайте, поможем Доктору, выявим очаги заболевания и отметим их на карте.

Задание № 5.

Представители команды на “немой” карте как можно точнее отмечают эти “районы бедствия”.

Задание №6

Учитель. А теперь следующее задание №6: зная климат, природные зоны, выберите вещи, которые возьмете с собой (в конвертах рисунки различных предметов) – это задание выполняют члены команд.

Учитель: При этом важно самим не заболеть и вылечить животных. Давайте вспомним:

Задание № 7

  1. Водятся ли в Африке мухи “людоеды”? Чем они опасны? Как их называют? – (мухи тумбу.) Они проникают под кожу человека, откладывают личинки. Вызывают мучительные боли.
  2. Правда ли, чтоб спастись от врагов крокодил притворяется бревном? – (Нет. Так он крадется к своей жертве).
  3. К каким еще неожиданностям мы должны быть готовы? (опасны различные инфекционные заболевания: лихорадка Эбола, туберкулез и др.).

Учитель:

Из Коломны нет прямого сообщения с государствами Африки. И нам придется добираться до Москвы каким-либо видом транспорта.

Задание: №8.

Назвать вид транспорта, которым вы воспользуетесь, объясните свой выбор. Необходимо ответить на вопросы:

  1. В каком направлении от Москвы находится Коломна?
  2. В каком направлении от Москвы находится Африка?
  3. В каком направлении от Коломны находится Африка?

В путь!

Учитель:

– Но вот перед ними раскинулось море,
Бушует, шумит оно на просторе.
И горы встают у него на пути

Задание № 9.

  1. На карте показать и назвать это море (Средиземное)
  2. Через какие заливы, проливы можно добраться в районы бедствия? (Гибралтарский пр., Суэцкий канал, Мозамбикский пр., Гвинейский залив).
  3. Какие горы “встали” на пути? (Атлас, Драконовы, Капские горы).

Учитель: Как мы с вами знаем, на формирование рельефа повлияло геологическое прошлое Земли. Используя геохронологическую таблицу и тектоническую карту атласа выполним

Задание №10

  1. Назвать какую геологическую эру, данный материк не прошел в своем развитии? (мезозой)
  2. В основании материка расположена древнейшая платформа, какая? (Африкано-Аравийская).
  3. Какие горы сформировались в палеозойскую и кайнозойскую эры? (Капские, Атлас).

Учитель продолжает:

– И к полосатым бежит он тигрятам

– И бедным горбатым верблюжатам.

В этом фрагменте произведения спряталась ошибка. Подумайте, кому Айболит не мог оказать помощь? (тиграм, они не обитают в Африке)

Учитель: А теперь отгадаем загадки. В ответах – названия растений, которые используются в народной медицине.

Задание №11

1. Эти резные листочки лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки, И лысины нет на макушке. (Петрушка).

2. В бордовых корнеплодах лекарство от запоров.
Давление понижает и кровь оздоровляет.
Салат – от ожиренья, а кровь от воспаления. (Свекла)

3. Овощ этот очень крут! Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды от оспы и чумы.
И вылечить простуду им тоже сможем мы. (Лук)

4.Этот плод – аптека наша, из него полезна каша.
Семечки – деликатес, и глистам – противовес.
Диетическое блюдо – от болезней всех, как чудо! (Тыква).

5.Листья – будто кружева, украшенье для стола.
Повышают аппетит, придают здоровый вид.
Круглый год лечение, и все от воспаления. (Укроп).

6.Форма семян – будто органы тела.
Издавна знахари знали все это.
Это – источник белка для спортсмена.
Это лекарство для органов тела.
Лечат и печень и почки, гладкими будут и щечки.
От диабета спасение, и для толстушек лечение. (Фасоль).

(Как отгадана загадка – рисунок растения демонстрируется).

Учитель: Пора возвращаться домой. Больным оказана помощь, но о данном материке нам будут напоминать растения, родиной которых является Африка. Давайте определим эти растения.

  1. Он зеленый, полосатый, сладкий с кожурою гладкой, а разрежешь – посмотри – очень красный он внутри. (Арбуз)
  2. Домашняя аптека в классе на окне – цветок домашний этот помог тебе и мне. (Алоэ)
  3. У ягодки в серединке два зернышка половинки (кофе)
  4. Из луковицы в грядке цветочки по – порядку, а лист как меч зеленый. Украсит он газоны. (Гладиолус).
  5. Из земли вырастало – весь мир одевало. (Хлопок)
  6. Сено и веники, крупы и сладости. С каждой метелочкой множество радости. (Сарго)

(После каждой отгаданной загадки демонстрируется слайд растения).

Подведение итогов.

Литература:

  1. В.А. Коринская, И. В. Душина, В. А Щенев. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2006.
  2. О.В.Чичерина, Ю.А.Моргунова. – География в таблицах и диаграммах. – М. АСТ. Астрель. Хранитель, 2007.(Школьная программа). С.11-12
  3. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2001.С.31, с.104-109
  4. Н.Н.Кондратюк. Дидактические материалы по географии. Методическое пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2003.